Париж совсем опустел. Одно за другим закрывались мои любимые заведения и уезжали на каникулы ученые из нашего Института Биологии Эколь Нормаль. Наконец наступил критический момент - я осталась одна не только в лаборатории, но и на всем этаже. Теперь я поняла, почему все так удивлялись, что я взяла каникулы в июне и всего лишь на одну неделю. Что ж, вынужденное затворничество дает мне лишний раз повод дорассказать, как прошла моя последняя поездка в Сибирь. Предыдущие серии -
тут.
А начну я издалека... Надо сказать, что учителями истории я интересовалась с раннего детства. Наверное, с тех пор, как в четвертом классе у нас провел несколько уроков молоденький практикант из ТГУ. Как-то я услышала из разговора учителей в коридоре, что сей молодой человек с семьей живет в школьной оранжерее. Конечно, на самом деле он жил в комнатке вахтера у входа, но мне в то время он представлялся чем-то вроде лесного эльфа. Этот факт мгновенно и навсегда заложило мой интерес к истории, и довольно долго я играла в уроки истории, переписывала историю мира по-своему и собиралась поступать на исторический.
Тем более что последующие учителя истории мои ожидания не обманули. В милом Академлицее уроки у нас сначала вел высокий, худощавый, горбоносый, кареглазый юноша с экзотической фамилией Рейно. Он мне казался таким красивым и умным, что мой интерес к истории перерос во что-то исключительное. Контрольные я писала в стихах. Потом объект моего вдохновения переманили на работу в городскую администрацию, а к нам пришел незабываемый А. А. Тетенков.
А.А. был одним из основателей Академлицея, и также вел во всех классах философию. Когда кто-то опаздывал на урок, он задумчиво вопрошал вошедшего: "Ты кто?" Чтобы попасть-таки на урок, ответить полагалось неожиданно и необычно. Желательно с элементом экзистенциального прозрения. Мы частенько обдумывали возможные варианты ответов в автобусе по пути в Академгородок и даже обсуждали их за семейным ужином. Как-то один ученик так растерялся, что в ответ на вопрос назвал свои имя и фамилию. А.А. заглянул в классный журнал и сообщил, что, к сожалению, такого имени в списках нет и для филисофии это непринципиально. И дал второй шанс. По истории мы регулярно писали тесты (ах уж эти тесты!). Дат в них не было. Точно помню вопрос, какой ботинок Александр II надевал по утрам первым - левый или правый (ответа не помню). И когда А.А. указал в вариантах ответа о чем-то, плавающем в озере, байдарки и баядерки. И половина класса поймалась на баядерках.
В последних классах историю у нас вел не менее восхитительный А. Зайцев. Он обладал кавказской внешностью, глубоким чарующим басом и пел в капелле ТГУ. Иногда он напевал нам что-нибудь на уроках. Как-то у нас целую неделю не было уроков истории - Зайцев улетел с капеллой на концерты, а на обратном пути ему не дали сесть в самолет вместе со всеми из-за чеченской подозрительной физиономии. Уроки у него были очень интересными, правда, ему не нравился период между революцией и второй мировой, поэтому мы его полностью проскочили. Он обещал рассказать о нем как-нибудь потом, но дело до этого так и не дошло. Зато прекрасно помню, с какой мечтательной физиономией он рассказывал, как недавно ел банан под памятником Минину и Пожарскому в Москве. После этого неуемное желание увидеть этот памятник посещало меня довольно долго.
Впрочем, почему я так долго тут об этом рассказываю? Это всего лишь длинное предисловие, объясняющее, почему тот факт, что мой любимый сибирский композитор еще и учитель истории, всегда особенно меня интриговал. Драматическую историю о том, как музыка Игоря Иванова
gvardei вошла в мою жизнь, я уже когда-то рассказывала
здесь. В том же топике звучат и несколько моих любимых его песен, хотя, конечно, лучше их слушать у Игоря
на сайте. Начиная с того момента, когда томская бардовская песня масштабно ворвалась в мою бразильскую жизнь в виде приезда Ромы Ланкина в Сан Пауло, мое восхищение творческим образом и музыкой Игоря начало сопровождаться скромной надеждой когда-нибудь посмотреть на него вживую вблизи. Постепенно эта скромная надежда стала обрастать наполеоновскими планами по немедленному захвату Игоря при случайной встрече и срочной транспортировке его в Париж для выступления в нашем клубе авторской песни. Но, когда я в один прекрасный вечер все же оказалась за одном с Игорем столом в томской "Библиотеке" (впрочем, об этом
уже было), обнаружилось, что как именно его хватать и в каком виде транспортировать, на самом деле неясно.
И вообще, когда человек спокойно пьет чай рядом со своей хрупкой и изящной спутницей, так не делают. Растерявшись, немедленных действий я не предприняла и потом целых два дня воображала себя мечтательной неудачницей. Но когда Игорь все же зашел ко мне на огонек, у меня уже был готов новый план - не хватать и увозить, а расспрашивать и приглашать. Правда, когда концентрация сибирских бардов у меня дома достигает некоторого критического предела, я становлюсь очень суетным и беспокойным человеком. Поэтому, когда дома появился и второй гость, план хватать и увозить - обоих бардов!! вместе с чаем и спутницей!! - снова начал перевешивать.
Хотя с чаем было непонятно. Оказалось, что мой любимый смородиновый "Майский" в России уже не продают. Мама даже уверяла, что его вообще перестали делать, но я-то точно знала, что в эмигрантских магазинах Парижа он еще бывает. Эта нестыковка меня несколько смутила. А потом меня еще более смутил старый друг по университету Вовчик, появившийся в дверях с охапкой бутылок темного пива и увесистыми копчеными рыбинами в руках. Мои одногруппники с биологического возникали один за другим, они и спасли моих бардов от немедленного перемещения в Париж.
Познакомившись со всей компанией, барды нас все же покинули. А я стала внимательно слушать Вовчика (как известно, в его присутствии довольно сложно внимательно слушать кого-то другого). Иногда я успевала по ходу дела с ним согласиться, иногда нет. Но на первое же мое "ох, я не до конца в этом уверена..." он воскликнул:
- Вот!! Вот!! в этом вся твоя беда!! Ты ничуть не изменилась за все это время!! Ты по-прежнему радикальна и непримирима!!
В этот момент я поняла, что он прав, и мне вправду нужно быть деликатнее и осторожнее. Лишь тогда рассеялись мои планы по насильственному захвату и немедленному перемещению в пространстве томской богемы.
Впрочем, хорошое шансы на визит Игоря Иванова в Париж у нас все же имеются. А милая Василиса
litisa, прицеливаясь к французским афишам, недавно нам этого славного барда нафотографировала. Покажу вам одну из фотографий, которая очень нравится лично мне. Правда, на самом деле, конечно же, Игорь обычно выглядит совсем по-другому. Как - можно узнать на страницах его собственного блога
тут.