Коммунистические технологии - как преодоление "транспортного безумия"

Dec 27, 2020 13:22


Итак, как было сказано в прошлом посте , капитализм привел к колоссальному - на несколько порядков - росту количества транспортных средств, длины транспортных путей и значения их в жизни людей. Что, в свою очередь, изменило буквально все стороны жизни человека - начиная с того, что вызвало неконтролируемый рост некоторых городов, уже к концу XIX столетия выросших в т.н. «мегаполисы» - т.е., огромные «человейники», население которых превышало население некоторых стран. (Скажем, в Нью-Йорке образца 1900 года проживало 3,4 млн. человек, в Лондоне того времени - 6 млн., а, скажем, в Швейцарии - 3,3 млн.) И заканчивая международным разделением труда, которое уже в начале прошлого столетия начало разорять десятки миллионов крестьян. (Впрочем, если вспомнить индийских ткачей и голод в Ирландии, то можно перенести это событие на середину XIX века.)

В любом случае стоит понимать, что только одними «плюшками» - в виде возможности ездить по разным городам и странам, а так же получать «колониальные товары» в неограниченном количестве - результаты «транспортной революции», не ограничиваются. Однако была ли альтернатива этому процессу? Разумеется, нет: дело в том, что выход за пределы своего «полиса» - некоей ограниченной Ойкумены, в которой протекала жизнь человека традиционного общества - есть историческая необходимость. Причем, не только потому, что это позволило вовлечь в сферу трудовой деятельности - т.е., преобразования реальности в соответствии с заранее разработанными планами - всю поверхности нашей планеты. Но и потому, что указанное развитие транспортных систем привело к необычайному росту науки и техники.

На самом деле - просматривая историю прошлых трех веков - можно увидеть, что значительная часть достижений тут оказывается связанно именно с задачей разработки перемещения по поверхности Земли. Начиная с астрономии, развитие которой было, в значительной мере, связано с задачей астронавигации. И заканчивая производством консервов, главным потребителем которых изначально выступал флот. На самом деле, кстати, это - т.е., транспорт, как «стимулятор прогресса» - является очень крупной инновацией, само по себе. Поскольку до этого фактически единственным фактором, заставляющим делать это, была война. Поэтому можно сказать капитализму «спасибо» за то, что он «придумал», как развивать науку и технику способом, альтернативным массовому убийству людей.

* * *
Тем не менее, и этот метод - как уже говорилось в прошлом посте - вряд ли может рассматриваться, как наилучший. Но, к счастью, за период капиталистического развития человечество сумело выработать новые способы «стимуляции технологического прогресса» - скажем, в плане увлечения «познанием мира». (Той самой наукой, которая до этого не существовала.) После же Революции 1917 года появилось и еще один очень мощный стимул: осознание необходимости улучшения жизни большинства, невозможное без развития новых технологий. (В отличие от улучшения жизни элитариев, кое может вполне существовать и без этого - за счет роста эксплуатации низших классов.) Поэтому современный мир вполне может существовать и без «транспортного безумия». (И уж конечно, без безумия военного.)

А самое главное: к настоящему времени человечество сумело выработать технологии, а точнее - метатехнологии - способные реализовать подобный вариант существования. Об этом уже говорилось - в постах  , посвященных «технологическому базису коммунизма». Поскольку именно на основании данного базиса возникает возможность создания мира, характеризующегося совершенно иным решением «транспортного вопроса», нежели то, что существует сейчас.

Напомню, что этими «метатехнологиями» выступают: вычислительная техника, атомная энергетика, космическая техника и генная инженерия. Так вот: все эти метатехнологии - вместе с порождаемыми ими технологиями (вроде робототехники) - способны радикально сократить необходимость в перемещениях по поверхности Земли. (Причем - перемещениях и людей, и товаров.) Поскольку они позволяют создавать практически все необходимое в любой точке земного шара. (А если создавать это невозможно - как тех же металлы - то можно привести из космоса.) То есть, позволяют на новом уровне вернуться ко временам «полисов» - условно самодостаточных локальных поселений людей - но «полисов», не разделенных непроходимыми или малопроходимыми местами, но существующих в едином информационном пространстве.

В этом мире исчезает необходимость в гиперконцентрации людей в тех самых мегаполисах, которые создавались в прошлом вокруг крупных транспортных узлов. А равно - и в гиперконцентрации производства вокруг неких источников ресурсов (полезных ископаемых, топлива), или же мест потребления. (Тех же мегаполисов.) А самое главное - в данном случае теряется всякий смысл в самом разделении труда (причем, не только международно), поскольку порождаемые вычислительной техникой Гибкое Автоматизированное Производство и Система Автоматизированого Проектирования позволяют, в принципе, производить большую часть потребной продукции практически везде. Разумеется, на 100% реализовать автономность поселений, понятное дело, не получится - поскольку определенная часть производств (скажем, металлургия, химическая промышленность) пока еще не масштабируется в рамках связки ГАП+САПР.

Но, во-первых, производимая подобным образом продукция составляет не сказать, чтобы большую часть современных грузоперевозок. А, во-вторых, переход к новой парадигме позволяет отказаться от значительного числа подобных «немасштабируемых» технологий. (Скажем, через развитие ремонтнопригодности, взаимозаменяемости и перерабатываемости изделий в пику современной тенденции на удешевления единицы выпуска.) Да и вообще, существование в рамках «энергетической избыточности» - что возникает после овладения термоядерной энергией - потенциально позволит производиться многие из подобных операций (ту же плавку стали) в условиях локального «полиса». А развитие космической металлургии позволяет, вообще, ликвидировать подобные грязные и немасштабируемые производства на поверхности Земли.

* * *
Таким образом, становится возможным выпускать почти все, что нужно, в пределах небольших широкопрофильных цехов. (Возможность молекулярной сборки пока опускаем, поскольку эта метатехнология появляется только на «следующем этапе» развития человечества.) Если добавить сюда возможность фактически неограниченной модификации растений, даваемую генной инженерией (с животными дело обстоит нескольку сложнее), то становится понятным, что массовые грузовые перевозки при подобной производственной основе оказываются избыточными. (Сейчас почти половина загрузки той же РЖД дает нефть и нефтепродукты+уголь.)

Что же касается перемещений людей, то оно - как уже говорилось - в настоящее время состоит, в основном, из поездок на работу/с работы. И, разумеется, в данной системе может быть очень сильно сокращено. Например, за счет широкого внедрения удаленного доступа, и, главное, за счет максимального приближения производственных предприятий к месту жительства. То же самое касается и всего остального - начиная с предоставления социальных благ и заканчивая образованием. В том смысле, что в рамках «новой парадигмы» магазины, поликлиники, школы, спортивные сооружения и т.п. вещи логично будет строить рядом с домом. (Образование, вообще, можно переводить на «интернатный тип» - но это тоже следующий этап развития.)

Таким образом, основной причиной поездок становится туризм - разумеется, занятие важное, но не вседовлеющее. Поэтому даже увеличение его в несколько раз при указанных изменениях приведет к резкому снижению транспортных потоков. При этом не только возрастет количество свободной энергии - а в условиях внедрения ядерной энергетики ее можно будет рассматривать, практически, как неограниченную - но и высвободится немалое количество иных ресурсов. (Начиная с рабочих рук и заканчивая тем же металлом.) Отдельные же опасные для людей и природы отрасли - такие, как добыча угля - можно будет свернуть вообще! Да и с нефтегазовой отраслью станет возможным, практически, распрощаться: в настоящее время на одни только автомобили (!) уходит 70% всей добываемой нефти, с учетом же авиации и морских судов это число приближается к 90%. Так что пресловутое падение нефтедобычи человечеству будет не страшно: для оргсинтеза хватит небольшой добычи газа и нефти. (И да: морскую добычу можно будет так же благополучно свернуть.)

* * *
В подобном мире люди будут проживать в достаточно небольших поселках, расположенных в достаточно благоприятных местах. Так, чтобы свести пресловутые «экологические проблемы» - неизбежные при человеческой деятельности - к минимуму. А равно - чтобы можно было обеспечить минимальное время перехода от дома к работе и наоборот. И одновременно - максимальные возможности для «природной рекреации» в виде пребывания на природе. (Туристических походов, спортивных мероприятий, просто прогулок и т.д.) Подобное устройство полностью уничтожит не только «экологическую», но и экономическую разницу между жизнью в городе, и на селе, приведя к исчезновению и «ледяного дыхания мегаполиса», и «идиотизма деревенской жизни».

То есть, произойдет возврат на новом уровне в «домегаполисную» эпоху, при которой транспортные (а так же прочие важные для нас сейчас) проблемы практически не существовали. Но, разумеется, этот возврат случится на совершенно новом уровне - при высокой энерговооруженности (ядерная энергетика) человечества, позволяющая практически полностью блокировать все неприятные особенности окружающей среды. (Вплоть до строительства городов-куполов в северных районах.)
И самое главное: все это будет только началом. Началом нового цикла человеческого развития, следующие этапы которого будут еще интереснее. Однако о них, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно…

транспорт, урбанистика, техникогуманитарный баланс, футурология, исторический оптимизм, коммунизм

Previous post Next post
Up