Мобильный ЗРК «Рбс-98» с ЗУР «Ирис-Т» для СВ Швеции

May 24, 2017 18:03

Чтобы два раза не вставать: раз уж мы вспомнили про новый ЗРК норгов, давайте теперь посмотрим, а как с этим делом у их соседей.




27 августа 2016 года в ходе мероприятий празднования 90-летия ВВС Швеции засветился прототип пусковой установки (ПУ) нового самоходного ЗРК малой дальности войсковой ПВО (SHORAD - Short Air Defense), получивший условное обозначение "Рбс-98" (Rbs98 - Robot system 98).

Я так понимаю, в отношении этого комплекса не вполне справедливо то правило национальных обозначений шведских В и ВТ, что числовой индекс соответствует году принятия системы на вооружение.
На 2017 год спланировано проведение серии стрельбовых испытаний на ракетном полигоне Видсель (Vidsel) в Северной Швеции. Начало серийных поставок ожидается в первой половине 2018 года. Точное количество заказанных комплексов пока не сообщается, но известно , что новые ЗРК поступят на вооружение 6-го (гетского) полка ПВО ВС Швеции.



Прототип ПУ ЗРК "Рбс-98" на базе ГТР BV-410

Контракт с компанией "Диль дифенс" (Diehl BGT Defense) стоимостью 270 млн. крон (41,9 млн. долларов по курсу 2013 года) на разработку и производство прототипа Агентство по материальному обеспечению "Фмв" ВС Швеции (FMV - Försvarets Materielverk) заключило 11 марта 2013 года.

При проектировании новой системы с целью сокращения финансовых и временных затрат максимально широко использовался прагматичный подход концепции готовых военных технологий "Мотс" (МOTS - Military Off The Shelf). В частности, для реализации данного проекта использовалось три основные технологии, имеющиеся в наличии у ВС Швеции:

1. ЗУР AIM-2000 "Ирис-Т" (IRIS-T - Infra-Red Imaging System-Tail/thrust vector controlled) малой дальности класса "воздух-воздух" с ИК ГСН компании "Диль дифенс".

2. Плавающий легкобронированный сочлененный гусеничный транспортер BV-410, который является наиболее современной модификацией машин семейства BvS10 производства компании "Бае системз хагглундс" (BAE Systems Hägglunds);

3. РЛС кругового обзора "Жираф-АМБ" (Giraffe AMB) производства шведской компании "Сааб".

НИОКР по использованию «Ирис-Т» в варианте "земля-воздух" с вертикальным пуском, получившую в таком варианте обозначение "Ирис-Т СЛС" (SLS - Surface Launched Short-range), планировалось завершить в 2016 году и «Диль дифенс» справилась с задачей. Немалую роль в этом сыграли достигнутые ранее компанией инициативные наработки по адаптации авиационной ЗУР к наземному базированию. Работы по программе "Ирис-Т СЛ" (SL - Surface Launched) начались в 2004 году, а с 2008 года их финансируют ВС Германии в рамках проекта ЗРК "Меадс" (MEADS - Medium Extended Air Defense System). Тогда же начались наземные испытания, в основном, на южноафриканском полигоне «Оверберг» (Overberg).



Первоначальный вариант ПУ ЗРК "Рбс-98" на шасси "Мерседес Унимог". Справа - макет самоходной пусковой установки «Ирис-Т» в экспозиции компании «Диль» на аэрокосмической выставке «Ле-Бурже-2007» © Саид АМИНОВ/Вестник ПВО

В соответствии с первоначальным замыслом немецкие разработчики предложили использовать в качестве носителя ЗРК шасси малотоннажного грузовика высокой проходимости "Мерседес" модели "Унимог" (Unimog), а также размещать ракеты в легких стекловолоконных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Однако уже на начальном этапе реализации проекта эти планы скорректировали. В Германии будут использовать ТПК но на стандартных шасси ЗРК «Меадс». В Швеции выбрали в качестве основного носителя гусеничный транспортер (ГТР) BV-410.

Заводское обозначение
BvS10 MkIIB

Общая длина, м
8,3

Ширина, м
2,2

Высота, м
2,3

Масса, т
15

Грузоподъемность, т
3

Мощность двигателя, л.с.
275

Максимальная скорость, км/ч
65

Максимальная скорость по воде, км/ч
4

Максимальный уклон, град.
31

Боковой уклон, град.
35

Экипаж, чел.
2-3

Вместимость, чел
6

Диапазон температур эксплуатации
от -45°С до +45°С

В первую очередь, такое решение шведских заказчиков обусловлено более высокой, по сравнению с колесными машинами, проходимостью ГТР BV-410, в том числе, по характерным для Швеции глубокому снегу, заболоченной местности и водным преградам, благодаря подвижности сочлененного корпуса, сравнительно небольшому весу и низкому удельному давлению на грунт. Другими факторами, повлиявшими на такой выбор, стала меньшая стоимость шасси и поддержка национального производителя.

В отличие от более ранних вариантов BvS10, новая машина имеет улучшенную защиту от мин и СВУ, бóльшую грузоподъемность и более мощный двигатель. Всего на вооружении ВС страны к настоящему времени поставлено 150 ГТР этого типа.




Предварительное эскизное изображение ЗРК "Рбс-98" 2013 года (вверху) и окончательное 2015-го (внизу)




Как видно, за это время приняли решение кардинально облегчить ПУ, для чего размещать ракеты будут не в ТПК, а на открытых направляющих, в качестве которых используются стандартные пилоны для внешней подвески ЗУР "Ирис-Т" на истребителях. Причем, если поначалу четыре таких направляющих должны были крепиться к крупногабаритной прямоугольной массивной металлической раме с подъемным механизмом и газотбойником, как на "Унимоге", то в дальнейшем и от этого решения отказались, скрепив пилоны попарно на общем легком каркасе. Это позволило снизить вес всей конструкции еще на пару сотен килограммов.



Пусковая платформа с четырьмя направляющими ЗУР "Ирис-Т СЛС"

Такое устройство позволяет устанавливать ракеты и на другие мобильные платформы для их транспортировки и запуска. В частности, изначально дополнительно рассматривался вариант ПУ на шасси колесного прицепа, буксировать которое могут различные транспортные средства, включая и сам BV-410. А в 2016 году компания "Диль дифенз" продемонстрировала прототип именно такой ПУ в своей экспозиции на одной из ракетно-космических выставок.




Прототип ПУ ЗРК "Рбс-98" на колесном прицепе. Три цветные коробки на эскизе - генератор, компрессор с охлаждением воздуха и управляющая электроника


ЗРК может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Для выдачи целеуказания в ИК ГСН ЗУР "Ирис-Т СЛС" в состав комплекса должна быть интегрирована оптико-электронная система управления огнем, однако ее выбор пока не завершен и будет произведен позднее. В дальнейшем дополнительно планируется рассмотреть возможность ведения огня ЗРК с ПУ в движении, однако, такая опция может стать доступной не ранее 2020-х годов.

Помимо пусковых установок в состав комплекса также должна войти РЛС кругового обзора "Жираф-АМБ", ранее разработанная в рамках программы создания так и не принятого на вооружение шведской армии ЗРК малой дальности "Рбс-23" BAMSE.

Станция позволяет обнаруживать воздушные цели с ЭПР не менее 0,01 кв. м на расстоянии до 120 км при высоте полета более 20 км, сопровождая при этом одновременно до 150 из них.

Забавно, что теперь уже депутаты немецкого Бундестага пеняют Урсуле ФОН ДЕР ЛЯЙЕН, в том смысле, что скоро "даже у шведов" будет сухопутный вариант "нашей" ракеты "Ирис-Т". Дескать, не пора ли уже и нам обзавестись? Фрау министрин заверила, что как только, так сразу. Мол, теперь совсем чуть-чуть потерпеть осталось.




На фото слева - "Ирис-Т СЛ" в сравнении с "Ирис-Т СЛС"; справа - дальнейшее развитие идеи немецкими разработчиками; внизу - ТПК "Ирис-Т СЛС" на ПУ ЗРК "Меадс"



А вообще, в результате долгого почивания на лаврах в большинстве западных стран сложилась парадоксальная ситуация, когда какие-никакие ЗРК малой дальности, особенно средства войсковой ПВО, остались только у тех "младоевропейцев", которые не поторопились избавляться от страшного социалистического наследия и оставили у себя на вооружении системы производства СССР (например Чех ия, Словакия, Венгрия). Потому что заменить просто нечем. В этом секторе международного рынка вооружений пока безраздельно хозяйничают одни русские и китайцы. Хорошо тем, у кого еще осталось что-нибудь типа "Спада/Аспид", "Усовершенствованный Хок", даже просто "Хок", а то и вообще, коктейль из всего этого вместе с советскими разработками (например, как в Румы нии). Но закупать этих ветеранов сейчас - откровенный моветон (хотя некоторые до сих пор пытаются). А из современных западных вариантов пока можно выбирать только между норвежско-американским NASAMS'ом и представленным здесь сухопутным вариантом "Ирис-Т", который уже пытаются представлять едва ли не панацеей от всех бед и проблем, хотя он отнюдь таковым не является.

АПД Цитата: А из современных западных вариантов пока можно выбирать только между норвежско-американским NASAMS'ом и представленным здесь сухопутным вариантом "Ирис-Т"...

В комментариях напоминают про "одноклассников" названных систем - ЗРК "Спайдер" (Израиль), VL MICA и CAMM (L) (MBDA). Я достаточно скептичен по их поводу, а с резонами коллег можете ознакомиться по ссылкам.

(продолжение следует)


ПВО, rbs-98, Швеция, sweden, shorad, Försvarsmakten, iris-t missile

Previous post Next post
Up