Самый длинный М113 на свете: Мобильный ЗРК «Ирис-Т» СВ Норвегии

May 23, 2017 16:37

Пару дней назад мы вспомнили 2015 год, когда в Норвегии аврально влили в военный бюджет 2,5 млрд. крон (291,3 млн. долларов). Тогда из четырех военных программ (ОБТ «Леопард-2А4», новые САУ, мобильные ЗРК и контрбатарейные РЛС «Артур») с новыми М113 оказались прямо связаны две из них.



Два варианта первых прототипов БТР M113F4 - с шестью опорными катками (слева) и с семью (справа); на грузовой площадке первой машины установлен массогабаритный макет РЛС «Артур»

Именно M113F4 выбрали в качестве платформы для модернизированных РЛС «Артур» и мобильных ЗРК малой дальности.

Напомню, что данная модификация известного гусеничного БТР предназначена для перевозки грузов в габаритах стандартного десятифутового морского транспортного контейнера (standard 10'×8' ISO container). Некоторое количество машин данного типа модикации F2 до настоящего времени находятся на складском хранении среди мобилизационных запасов ВС Норвегии. В ВС Норвегии эти БТР носят обозначение NM199 TRPV (Norske Model 199 Transport panservogn). В отличие от не имеющего бронирования ГТР Bv-206, БТР M113 обеспечивает экипажу лучшую защиту от пуль стрелкового оружия калибра до 7,62 мм, а также от осколков артиллерийских мин и снарядов. Однако грузоподъемность и габаритные характеристики БТР не отвечали в полной мере требованиям для размещения на шасси РЛС «Артур» и пусковых контейнеров ЗРК «Насамс», в связи с чем руководство МО приняло решение о необходимости модернизации этих машин.

В сравнении с предыдущей модификацией M113F3, главными отличиями машин M113F4 первоначально должны были стать лучшая защита от мин, фугасов и СВУ, увеличенный объем внутреннего пространства кабины а также бóльшая её высота.

В ходе НИОКР, проводившихся по данному направлению в 2013-2015 годах, изготовили два варианта прототипов М113F4 - с шестью опорными катками и с семью. Однако после испытаний решение первого варианта признали нецелесообразным, поскольку при этом оказывались чрезмерно перегружены элементы ходовой части в корме шасси, что вызывало их повышенный износ и преждевременный выход из строя, а также ухудшало управляемость и маневренность машины. Слишком длинная база тоже не лучшим образом отражается на этих характеристиках, но из двух зол сделали традиционный выбор.

В качестве штатного вооружения все модернизированные машины будут оснащать дистанционно управляемыми боевыми модулями вооружения типа «Протектор-Нордик» (Protector Nordic) компании «Конгсберг» - штатными для всей норвежской боевой техники.

Шасси с семью опорными катками собирается из двух базовых платформ М113 ранних модификаций и является самой длинной версией БТР этого типа в мире. Переоборудование машин осуществляется на заводе «Бтв» МО Норвегии в Бьёрквике (BTV - Bjerkvik Tekniske Verksted) к северу от муниципалитета Нарвик (губерния Нурланн). Основной объем корпусных работ на заводе планируется завершить до конца 2017 года. Далее машины перевозят на предприятия других подрядчиков, для установки радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.п.

Первоначально изготовят 18 грузовых БТР модификации F4. Действующий контракт предусматривает также опцион на производство дополнительно еще 18 таких машин.

Ожидается, что поставка новых платформ в ВС Норвегии начнется в 2018-м и полностью завершится к 2021 году для оснащения ими подразделений механизированной бригады «Север» из расчета:

5 единиц в качестве носителей модернизированной РЛС «Артур» роты управления артиллерийского дивизиона; все работы по данному проекту планируется завершить к концу 2020 года.

6 единиц в качестве мобильных ПУ нового ЗРК малой дальности зенитно-ракетной батареи артиллерийского дивизиона; в настоящее время ведутся работы по созданию первого прототипа ЗРК.

7 единиц в качестве транспортных средств для батальона боевого обеспечения - грузовые БТР и носители ремонтных модулей, - и батальона связи - носители контейнеров с аппаратурой управления, связи и обмена информацией C3IS. Хотя в последнее время появились намеки, что это будут станции РЭБ, но они относятся к разведбату, и вообще, об этой стороне жизни норвежских вооруженных сил как-нибудь в другой раз.



Так поначалу видели свое новое творение норвежские инженеры



А в таком виде наиболее вероятно мобильная ПУ нового ЗРК малой дальности с ЗУР «Ирис-Т» поступит на вооружение СВ Норвегии. Определенное внешнее сходство сохранилось, но отличия кардинальны во всем



Предполагаемая структура создаваемой зенитно-ракетной батареи в составе артиллерийского дивизиона мбр "Север"




Вообще-то обо всем этом планировалось рассказать в большой статье про ПВО норгов, но руки до нее вряд ли дойдут.


ПВО, norway, shorad, Hæren, m113, Норвегия, kongsberg, iris-t missile, forsvaret

Previous post Next post
Up