Регион Войводина на севере Сербии справедливо гордится своим уникальным винным специалитетом. Называется он бермет (Bermet), а многовековая традиция его производства едва не была утрачена в прошлом столетии.
Вообще-то похожие технологии встречаются во многих винодельческих регионах мира. Не случайно даже название этого старинного сербского напитка созвучно вермуту: домашнее вино, белое (чаще всего это рислинг) или красное (мерло), настаивают на пряных травах и добавляют крепкий алкоголь. Но самое интересное, как обычно, кроется в деталях.
Сербский бермет настаивают не только на травах, но и на многих других ингредиентах, иногда совершенно неожиданных в этом контексте. Так, в этом длинном списке (около трех десятков наименований!) кроме изюма и других сухофруктов можно обнаружить и орехи, и ваниль, и полынь с горчицей. После нескольких недель или даже месяцев в эту оригинальную настойку для стабилизации и достижения оптимальной крепости добавляют винный дистиллят, причем не обязательно из того же винограда, что базовое вино.
Пьют сербы свой бермет и как аперитив, и на дижестив, а также как десертное сладкое вино. Как и многие другие вина этой категории, поначалу бермет производит весьма обманчивое впечатление - как будто пробуешь какой-то загадочный ароматный нектар, сладкий и обволакивающий. Потом приходит ощущение вина, еще спустя какое-то время понимаешь, что оно крепкое, обычно около 17% алкоголя. Оптимальная температура его подачи около 18ºС.
Есть энтузиасты, которые из бермета делают еще и ракию, называется она берметица, но это уже высший пилотаж, такой продукт еще нужно найти.
Оригинальный бермет стал признанным специалитетом города Сремски Карловци и вообще севера Сербии. Как утверждают местные краеведы, во времена борьбы против австро-венгерской оккупации ни одно важное решение патриотов не принималось без этого вина. С другой стороны, Bermet очень уважали при австрийском императорском дворе и закупали его в больших количествах для дам (потому что сладкий, вкусный и не слишком крепкий), а сербские митрополиты регулярно отправляли партии такого вина в Вену для благоприятного сопровождения особо важных переговоров.
В первой половине прошлого века бермет тоже был популярен. Предметом особой гордости местных виноделов стало присутствие этого вина в винной карте несчастного «Титаника». Судя по товарно-транспортным накладным 1934 года, некий винодел из Карловцев по имени Petar Kostić, поставщик императорского двора, отправлял свой Bermet даже в Нью-Йорк. Однако после второй мировой войны производство бермета резко снизилось, лишь в последнее время удалось восстановить старые семейные рецепты.