РодинаСлоновЪ и крейсерская война. 9. подвиги ВОК под микроскопом

Aug 05, 2021 04:39

*продолжение к "РодинаСлоновЪ и крейсерская война":
1. Эпоха парусов и дерева. https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html
2. Новая эпоха - железа и пара. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182012.html
3. Эпоха железа и пара - Франция. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182168.html
4. Эпоха железа и пара - Англия. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182504.html
5. Немцы и РусскийЪ ПримерЪ. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182605.html
6. Россия против Англии. Планы и дела (1863-1896). https://alan-a-skaz.livejournal.com/183315.html
7. Матчасть (1863-1905). https://alan-a-skaz.livejournal.com/183666.html
8. Полумирные полурейдеры. https://alan-a-skaz.livejournal.com/184313.html
*см. список постов в этой серии https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html
50. В отношении крейсерской войны, как и в практически всех значимых для страны отношениях, в реальной царской России (весьма далекой от прекрасной РКМП) наблюдалось "много прекраснейших мыслей и планов"(С), без их реального и достойного осуществления, - и тщательно поддерживаемая иллюзия готовности, годная только для обмана самих себя, вместо готовности реальной. При столкновении с суровой реальностью иллюзии не выживают. Именно так случилось с иллюзией боеспособности царских армии и флота во время войны с Японией. Не обсуждая в который уже раз прочий позор РИА и РИФ, поглядим на якобы-первую-в-мире и якобы-успешную (оба пункта в равной степени далеки от реальности, как увидим, но с первым мы вроде уже достаточно разобрались раньше?) крейсерскую войну ВОК против Японии. И тут нам, чтобы разглядеть те якобы-успехи, без микроскопа не обойтись
51. Состав ВОК на начало РЯВ: "Рюрик" 11 тыс.т., "Росия" 12,2 тыс.т., "Громобой" 12,5 тыс.т., "Богатырь" 7 тыс.т., "Лена" (вспомогательный крейсер, английского происхождения, бывш. "Херсон" из состава ДФ, про ДФ см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/184313.html) 10,6 тыс.т, десяток "номерных" миноносцев по 120 т водоизмещением (два из них ВОК угробил сам, безо всякого боя). Уж не будем считать безоружные (или условно-безоружные) транспортно-вспомогательные суда в составе ВОК - это еще 5 единиц водоизмещением от 0,5 до 1,5 тыс.т. Кроме того, в составе ВОК обычно упоминается пароход ДФ, он же вспомогательный крейсер, "Москва". Это "Москва 3-я", английского происхождения, по конструкции и качествам близкий к "Лене", см. http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodkrejser_moskva_tretjya.html , про ДФ см. выше, - но этот пароход в действиях ВОК участия не принимал, был переведен перед РЯВ в Порт-Артур, там разоружен, превращен в плавучий госпиталь, потоплен арт. обстрелом, затем поднят японцами и поставлен им на службу. Безусловно-боевых единиц набирается на ~54,5 тыс.т., как ни считай - всяко за полсотни тыс.т.
52. Результаты? Гора родила мышь. Там, где действия отряда могли БЫ иметь существенный эффект, действовать было опасно, а царским морякам в РЯВ и ПМВ была изрядно свойственна "застенчивость в бою". Если искать не там, где потеряно и где есть что найти, а там, где светлее и удобнее/безопаснее искать - результаты понятно какие.
У нас принято повторять, будто "отряд потопил 10 транспортов и 12 шхун, захватил 4 транспорта и 1 шхуну". Ага, как-бы 27 как-бы-судов в активе, даже чуть больше, чем у "Эмдена", уря-уря! (у одного мелкого "Эмдена", действовавшего в далеком отрыве от своих баз, - а у ВОК есть база, и такая огромная толпа огромных кораблей, но главное - чтоб было о чем патриотично(ТМЪ) покукарекать) . По факту - в основном вовсе несерьезная мелочь, а из более крупных часть оказывается незаслуженно внесенной в список, об этом ниже.
Обычно в качестве "доказательств" великого успеха ВОК приводятся рассказы из царских газет про панику на мировых биржах, заоблачные цены фрахта, невозможность найти способы доставки груза в Японию... Где-то я это уже слышал?
Ну конечно. Впервые, вроде бы, на русском языке это было озвучено в маниловских мечтаниях теоретика (в плохом смысле слова) каплея Горковенко (https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html): "первое известие о взятых нашими крейсерами английских торговых судах произведет сильное действие на Лондонской бирже, цена страхования судов возвысится непомерно, все товары будут отправляться на американских судах, и английское торговое судоходство в Тихом океане уничтожится."
И далее эти мечтания постоянно выдавались за действительность царскими газетчиками, иногда даже вполне официальными деятелями, с упорством, достойным лучшего применения. Например, (https://alan-a-skaz.livejournal.com/184313.html) очередные выдумки про панику на биржах, заоблачный фрахт и разорение были связаны с очередным несостоявшимся рейдерством, на сей раз - у ДФ в Красном море, когда из огромного множества проходящих там судов были задержаны 4(четыре), и те пришлось через неделю с небольшим отпустить с компенсацией. Но ведь паника же, была же, царские газеты соврать не дадут! ;-)))

53. По любому из вменяемых источников берем список якобы-великих якобы-побед ВОК. Даже можно брать эти списки из писаний штатных патридиотЪовЪ - если не лениться каждый раз проверять факт захвата/потопления, и смотреть, а что, собственно, там было добычей. И оценки брать объективные, а не навязываемое нам восхищение. Итоги:
(53.0) Боевых кораблей НОЛЬ (у "Эмдена" их два, в т.ч. равный ему по классу "Жемчуг"; у большинства сколько-нибудь известных и достойных уважения рейдеров этот список тоже не пустой);
(53.1) Шхуны. Аж целых 13, половина списка добычи. Скоро поглядим, что это такое и что это значит.
Далее заявлены 14 войсковых транспортов, 10 потопленных и 4 захваченных. В эту графу, для вящей солидности, зачисляются все пароходы, ставшие победами "славного" ВОК. На самом деле это:
(53.2) 5(ПЯТЬ!) японских каботажных пароходов (35,7%), смехотворно малого водоизмещения, в сумме менее 2,5 тыс.т., в среднем менее 0,5 тыс.т.; с соответственно мизерным количеством малоценных грузов, обычно рис, рыба и т.п.; это половина списка тех "транспортов" и 0,4% торгового флота Японии, который перед РЯВ составлял более 0,5 млн т;
(53.3). Реальные войсковые транспорта, реально потопленные; но их оказывается не так много, как заявлено, и позже тоже поглядим на них (и их груз) подробнее.
(53.4) Безоружные пароходы нейтральных стран, не перевозившие ничего критично важного для Японии, по числу и объему тоже ничего критичного и существенного собой не представлявшие. Из нескольких захваченных большинство пришлось отпустить, потопленный скомпенсировать выплатой, лишь 1(один!) захваченный и 1(один!) потопленный остались законной добычей ВОК.
(53.5 ) Незачеты - минимум четыре (28,6%): один недопотопленный войсковой транспорт, 3 захвата и потопление, опротестованные и официально признанные незаконными;
почему на 5 кандидатов 4 незачета, и т.ж. прочие вопросы по пунктам 53.3 - 53.5. см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/184957.html

54. Сначала о шхунах. Охота за мелочью, на которую приличные рейдеры не размениваются, вроде этих шхун или фелук, "победой" над которыми в ЧМ во время ПМВ гордился РИФ - самое то для РусскихЪ ЕроевЪ? ;-)))) Раз уж наши патридотЪы носятся с этими шхунами, как с писанной торбой, за нехваткой более славных побед - поглядим и мы на них внимательнее.
Вот список потопленных крейсерами ВОК шхун, которые нередко именуются "крупнотоннажными" без указания конкретных цифр. Смотрим эти цифры, в основном подтвержденные японскими данными, в весьма восторженном тексте (https://maxpark.com/community/4169/content/2869126), где это называется "очень достойный результат": 1. "Seiyei Maru" (69 брт), 2. "Hoksei Maru № 2" (91 брт), 3. "Ansci Maru" (105 брт), 4. "Seisho Maru" (122 брт), 5. "Hachiman Maru" (130 брт), 6. "Fukuji Maru" (130 брт), 7. "Kiho Maru" (140 брт), 8. "JizniMaru" (199 брт), 9. "Hachiman Maru № 3" (204 брт) - всего 9 парусных судов общим водоизмещением 1 190 брт, самое крупное 204 т, в среднем 132 т, что около 1% водоизмещения одного из "рюриков" или 0,24% водоизмещения ВОК. ;-). Крупнотоннажные, ага. Очень, очень достойный результат - может быть, даже сравнимый по стоимости с углем, боеприпасами и прочими ресурсами, потраченным на его достижение.
Еще 4 шхуны - заявленная в рапорте ;-) добыча отряда миноносцев, водоизмещение в 400 т (менее 1% водоизмещения ВОК) указано для одной из них, самой крупной и захваченной (достоверность этого указания под сомнением), по остальным трем (потопленным) данных вовсе никаких нет.
А вот японские данные о том же самом событии: "несколько миноносцев под командой капитана 2 ранга Виноградского вышли из Владивостока. 2 (15) июня и 3 (16) июня у острова Окусири потопили шхуны «Ансей‑Мару» (105 тонн) и «Хачиман‑Мару» (136 тонн), а шхуну «Хотоку‑Мару» после осмотра освободили, 4 (17) июня потопили шхуну «Сейей‑Мару» (69 тонн). 5 (18) числа у Мацумае осмотрели и отпустили шхуну «Хако‑Мару» (238 тонн). 6 (19) июня захватили шхуну «Хакуцу‑Мару» (211 тонн), место неизвестно. С этого дня нашел густой туман, к тому же погода испортилась; миноносцы отправились обратно и вернулись во Владивосток 7(20) июня к ночи. Сначала «Хакуцу‑Мару» они вели на буксире до полудня 7 (20) числа, но из‑за свежей погоды буксир несколько раз рвался; поэтому, поставив на шхуне паруса, отправились самостоятельно во Владивосток, куда она и прибыла той же ночью."
Итак, захваченная якобы-крупная шхуна оказалась водоизмещением вдвое меньше, чем указано в рапорте Виноградского и затем у нас цитировалось везде. Ну кто бы удивился. Удивительно разве что совпадение числа потопленных шхун по японским данным и по рапорту Виноградского - мог бы поступить по СлавнымЪ ТрадициямЪ "чего их, басурманов, жалеть - пиши больше".
Потопленные имели водоизмещение 105, 136 и 69 тонн. В сумме 310 т, с захваченной 521т - чуть более, чем в рапорте указано для ОДНОЙ из них. В среднем по 130 тонн, примерно как и у остальной "славной" парусной добычи ВОК.
Все вместе шхуны из добычи ВОК, общ. числом 13, имеют общ. водоизмещение 1,7 тыс.т., это 15% водоизмещения одного только "Рюрика" или "Лены", или до 14% водоизмещения "России" или "Громобоя", или ~3% водоизмещения ВОК.
В любом случае - заведомая мелочь, из которой даже самые крупные и близко не похожи на достойную добычу для такого мощного отряда. В добыче "Эмдена", для сравнения, шхуна была ровно 1(одна), захваченная не крейсером и не ради приза, а десантной командой ради бегства с острова, где они могли попасть в плен после потопления своего крейсера.

Оказывается, изначально в задачи ВОК ставился беспощадный террор всего японского побережья. Обстрел портов и прибрежных поселений, уничтожение всех встреченных суденышек, включая рыбацкие шхуны, о них отдельно сказано было: дабы напугать японских рыбаков и заставить их в море не выходить, рыболовный промысел в Японии на корню зарезать, и обречь японцев на голод.

Это - очередная штабная маниловщина царских теоретиков (в плохом смысле слова), запредельно далекая от реальности.
ВОК осмеливался в непосредственную близость к побережью Японии вылезать очень редко, панически (и не без причин) опасаясь встречи с боевыми кораблями противника; действовал только всей толпой, что его эффективность снижало резко.
Число рыбацких шхун в Японии было огромно и плохо поддавалось учету. Например, только для ловли в окрестностях Сахалина из г. Хакодате ежегодно в Корсаков прибывали около 300 шхун за свидетельствами на рыбную ловлю, выдаваемыми японским консулом. В 1899 г. из 43,8 млн населения Японии к рыбной ловле имели отношение 3,3 млн человек, и если даже лишь 10% из них сами выходили в море, это 330 тыс. человек, а экипаж одной обычной рыбацкой шхуны составляли 15-25 человек. http://histfishing.ru/biblio/fishfauna/alepko-na-yaponskoe-predprinimatelstvo-v-saxalinskoj-promyslovoj-akvatorii-rossii-v-koncze-xix-nachale-xx-vv.html
При более чем десятке тысяч рыбацких шхун в Японии; при "естественных" потерях этих шхун, от погоды, от навигационных и технических проблем, от износа и старения, 2,5% (по оценкам страховых компаний) ежегодно, - т.е. выбывании этих шхун многими десятками или немногими сотнями в год без войны; при недоступности для действий ВОК бОльшей части побережья Японии; при посещении отрядом даже из доступных участков лишь небольшой доли, и то считанные разы, - все эти еройские атаки на шхуны были для Японии абсолютно нечувствительны. Это даже не из пушки по воробьям, это ядрами из царь-пушки по мухам.
Так что шхуны сразу вычеркиваем. Это 13 из 27 в списке "побед" ВОК, почти половина (реально - даже чуть больше половины, т.к. некоторые позиции в списке оказываются недействительны, см. ниже).
55. Каботажные японские пароходы тоже приведу полным списком, хотя и они едва ли стоят упоминания: 1. "Nakonoura Maru" 1084 т, 2. "Goyo Maru" 600 т, 3. "Hagionoura Maru" (219 т), 4."Kaun Maru" (360 т), 5. "Takashima Maru" (130 т), в сумме 2393 т, в среднем 479 т - менее 0,5 тыс.т. Их груз - рис, рыба, прочие мирные и малоценные товары.

Т.е. 18 из 27 "побед" ВОК, ровно 2/3 этого списка, оказываются мелочью, абсолютно недостойной гордости за них, общим водоизмещением 4,1 тыс.т. - это на 1 небольшой реальный транспорт, около 7,5% водоизмещения ВОК и ~треть от водоизмещения одного (!) из его действовавших крейсеров. Или 3,9% от водоизмещения призов "Эмдена".
Военных побед не было вовсе, шхуны отпали, каботажники не впечатляли. Кто остался на трубе? Поглядим позже.
*см. список постов в этой серии https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html

ликбез, без-ретуши, ВеликиеРусскиеПобедыЪ, РКМП, ВОК, Флот, родинаслонов, РЯВ, КрейсВойна

Previous post Next post
Up