РодинаСлоновЪ и крейсерская война. 8. Полумирные полурейдеры.

Aug 01, 2021 17:34

*продолжение к "РодинаСлоновЪ и крейсерская война" (пока 8 частей):
1. Эпоха парусов и дерева. https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html
2. Новая эпоха - железа и пара. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182012.html
3. Эпоха железа и пара - Франция. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182168.html
4. Эпоха железа и пара - Англия. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182504.html
5. Немцы и РуссскийЪ ПримерЪ. https://alan-a-skaz.livejournal.com/182605.html
6. Россия против Англии. Планы и дела (1863-1896). https://alan-a-skaz.livejournal.com/183315.html
7. Матчасть (1863-1905). https://alan-a-skaz.livejournal.com/183666.html
*см. список постов в этой серии https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html
40. Рассказ о великих планах крейсерских войн России был бы неполным без упоминания Добровольного флота (далее ДФ). Он был после 1878 г. организован, на добровольные пожертвования, с двойной целью: в мирное время выполнять транспортные и пассажирские перевозки, в основном некоммерческие, для исполнения государственных нужд, - а в военное время, при необходимости, навешивать вооружение и превращаться в дополнительный флот вспомогательных крейсеров. Прибыль от коммерческого использования судов, при наличии таковой, предполагалось употреблять исключительно на поддержание и приобретение новых судов Добровольного флота. Очередные громкие слова о патриотизме пропустим, но результат от них был вполне ощутимый: народные копейки (и более солидные пожертвования от лиц состоятельных) вместе составили 4,15 млн рублей. Даже вполне сравнимо с суммами, которые из бюджета России разворовывали и растрачивали высшие чиновники и сановники, начиная с Великих Князей, и пользующиеся доверием этих людей авантюристы вроде выше помянутого Семечкина.
41. В сумме за историю ДФ под его флагом бывало единовременно, как пишут, до 25 судов, а полный их список насчитывает 75 названий, в т.ч включая советское время. Все (или практически все, может быть?) они были куплены (или заказаны и построены) за границей. Первые три ("Россия", "Москва" и "Петербург") обретены у Круппа, остальные где придется, не исключая "враждебную" Англию. Изрядную путаницу вносят нередкие переименования, а также прием в ДФ новых кораблей под старыми именами после утери их прежних носителей - часть по износу от старости, часть была потеряна "от навигационных ошибок и сопутствующих технических причин", проще говоря - посажены сдуру и по косорукости на камни без возможности вернуть корабль в строй.
42. Один из первых пароходов ДФ был забавен тем, что его, якобы мирный грузопассажирский пароход, под названием "Ярославль" заказали во Франции в фирме Forges et Chantiers de la Mediterranee, строившей немало военных кораблей для России, и заказали на основе чертежей крейсера "Маулис", сделанного там же для Греции (встречающееся указание на англ. крейсер Iris неверно - см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/184313.html?thread=5678841#t5678841). Мирный пароход с характерным тараном спереди и спонсонами для орудий по бокам вызвал резонные вопросы у турков, не сразу разрешивших его проход в Черное море. В 1883г. был включен в состав ЧФ под названием "Память Меркурия". В боевых действиях участвовал только при подавлении мятежа на крейсере "Очаков" и миноносце "Свирепый".
43. Личный состав ДФ был в статусе полувоенного, имел даже свою форму, какую-то свою систему званий, знаки отличия и т.п.. Первым заданием ДФ были перевозки домой русской армии (военнослужащих, вооружение, имущество) после завершения войны 1877-78 г. на Балканах, которые продолжались после войны еще пару лет. Еще одним из первых поручений для ДФ стала доставка на Сахалин ссыльнокаторжных. Была организована полукоммерческая линия Одесса - Дальний Восток, которая перевозила гражданских пассажиров и их грузы, при наличии заказов на это, а также государственные грузы, в т.ч. военного назначения. Позже была организована аналогичная атлантическая линия, которая просуществовала недолго: была признана убыточной (оу, а разве прибыльность была обязательной для организации, столь завязанной на государственные задачи?) и передана какому-то чисто коммерческому товариществу, для которого вдруг ;-) сразу оказалась прибыльной (что-то знакомое тут вижу я).
44. Во время очередного периода напряженности, на сей раз с Китаем (т.н. Кульджинский кризис), в 1880 г. (как раз когда великий русский теоретик крейсерских войн Семечкин отказался дальше осуществлять свои идеи на деле и сбежал в чистую коммерцию с "честно заработанным"), провел "боевую трансформацию" пароход "Москва" (самый первый, купленный у Круппа, - позже в составе ДФ было еще три парохода с тем же названием).
Из трюма были извлечены и поставлены на заранее готовые фундаменты 10 орудий. Я не нашел список орудий конкретно для той "Москвы", но у корабля примерно того же класса "Орёл" было 3 орудия Канэ 120-мм обр. 1892г., 12 орудий Канэ 75-мм и 6 орудий Гочкиса 47-мм. В 1882 г. первая "Москва" затонула от посадки на камни, ей на смену было куплено в Англии судно, переименованное в "Кострому", там было всего 6 орудий - зато это были 2 орудия 152-мм и 4 орудия 107-мм, неплохо для мирного парохода? ;-)
Но и "Кострома" служила недолго: тоже была разбита на камнях в 1887г.
Существенно здесь то, что "боевая трансформация" была выполнена за пару суток, а после снятия напряженности примерно такое же время заняло обратное превращение. Такую же операцию можно было проделать с большинством прочих кораблей ДФ: в трюме у них часть места занимали орудия и боеприпасы, личный состав был вроде-как обучен (как показала РЯВ, в реальности даже военные моряки РИФ оказались обучены из рук вон плохо) обращению с ними, всё необходимое для установки орудий было тоже припасено заранее.
Таким же был и "мирный" пароход "Рязань", первый в длинном списке призов "Эмдена". Крейсерская война для РИ обернулась своей изнанкой. В трюме мирного парохода ждали своего часа 3 орудия Канэ 120-мм и оборудование для постановки минных заграждений, он мог нести и ставить за 1 рейс до 300 мин. Любопытно, что построен был этот корабль в Германии, и к ней же вернулся. Военную добычу отвели в Циндао, там поставили на, в основном уже готовые, места 8 орудий 105-мм, нарекли корабль вспомогательным крейсером "Корморан" и предназначили ему снова судьбу рейдера, - но дальше боевая служба не пошла: из-за исчерпания запасов угля корабль пришел на нейтральную, вроде бы, американскую базу, где ему в снабжении отказали и вынуждали интернироваться. Когда США официально вступили в войну, командир корабля его затопил.
Во время не-славного для России участия в подавлении крупного народного восстания ихэтуаней ("боксеров") в Китае (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/45675.html) корабли ДФ поддерживали флот карателей в качестве вспомогательных, и были готовы снова принять "боевую форму", - хотя там и без них силы были избыточными.
45. Большинство кораблей ДФ были тихоходными, 12-13 узлов, 14-16 для них уже считалось чудом скорости, такие назывались "пароходы-экспрессы" (в т.ч. "Рязань" с ее 16 узлами), под конец 19 века было заказано аж 2(ДВА) "парохода-крейсера" со скоростью аж целых 19 узлов - "Орёл" и "Саратов", в 20 веке появились еще 3 скоростных (до 19 - 20 узлов по техзаданию) корабля "Херсон", "Москва"(3-я) и "Смоленск" http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodkrejser_herson.html ,
http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodkrejser_moskva_tretjya.html , http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodkrejser_smolensk.html
первый из них принял непочетное участие в операции по подавлению ереси монахов-имяславцев в русских монастырях на Афоне летом 1913 г.
46. Итоги по судьбе кораблей-участников ДФ:
погибли "вследствие навигационных причин" (см. выше) - 7(9,3 %);
потерян в результате пожара - 1(1,3 %);
потоплены во время боевых действий - 4(5,3 %);
захвачены противником - 4(5,3 %);
проданы до 1917 года вследствие убыточной эксплуатации и по другим причинам - 12(16 %),
проданы в 1920 - 1923 годах и позднее по финансовым соображением - 19(25,3 %);
реквизированы недостроенными 2(2,7 %);
проданы в 1923 году на слом вследствие технического износа - 5(6,7 %);
вошли в состав торгового флота СССР после 1923 года - 21(28,0 %).
Подробнее про историю ДФ и "персоналии" участвовавших в нем кораблей можно посмотреть здесь: http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot.html
47. Во время РЯВ естественным было намерение впервые реально применить боевую, ну или хоть полубоевую, функцию ДФ для давно вынашиваемой идеи крейсерской войны на коммуникациях. Главным вдохновителем и двигателем этого проекта стал Александр Михайлович "Сандро" Романов, двоюродный дядя, почти ровесник и друг детства царя, - очень редкий человек в том семействе, кто пытался хоть что-то думать и делать ради державы, а не ради собственных выгод, удовольствий и развлечений. Он же резко возражал против отправки на убой 2 и 3 ТОЭ. По его настоянию ряд кораблей ДФ был выделен для рейдерства на коммуникациях в Атлантике и Красном море (Индийском океане также, по замыслам).
Атлантические как-бы-рейдеры «Дон», «Урал», «Терек» и «Кубань» имели НУЛЕВУЮ эффективность, поэтому о них достаточно сказать, что их было 4(четыре), и вряд ли стоит подробнее. Вероятно, капитаны вовремя оценили возможный объем последствий, - а может быть, вправду оказались не в состоянии выполнить столь нехитрое задание?
Пароходы "Петербург" http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodkrejser_peterburg_vtoroj.html и "Смоленск" http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodkrejser_smolensk.html, позже временно переименованные в "Днепр" и "Рион", вышли из ЧМ в качестве мирных транспортов с липовыми документами через Босфор и Дарданеллы (это важно, как потом увидим!), а потом их сделали крейсерами, произведя "боевую трансформацию".
С конца июня 1904 года они приступили к крейсерским операциям в Красном море и западной части Индийского океана, досматривая все нейтральные суда, особенно английские, и часть из них успели задержать по подозрению в военной контрабанде. У нас это описывают обычно так: "Два крейсера - «Смоленск» и «Петербург» - закупорили в 1904 году узкое горлышко Красного моря и спровоцировали своими дерзкими налетами настоящую панику среди британских судовладельцев. Ни одно торговое судно «владычицы морей» не чувствовало себя в безопасности в этом районе. Цены на страховки полезли вверх, как ртуть в термометре, когда у больного высокая температура. Британская пресса, как обычно, подняла панику, а официальный Лондон потребовал у Петербурга срочно убрать крейсера на базы."
48. В реальности всё оказалось совсем не так радостно для России, - отчего и оказалась так быстро и бесславно свернута вся эта операция, к великому разочарованию и огорчению А.М.Романова. Скандал был неминуем, поднялся он с английским пароходом "Малакка", задержанным в Красном море 30 июня, который вез в Японию некоторое количество стали и прочих товаров потенциально двойного назначения с сомнительными документами.
Позже оказалось, что там и взрывчатка есть, - но она была объявлена собственностью британского правительства, а военное назначение остальных грузов было недоказуемо. Далее возмутилась вроде как симпатизировавшая тогда России Германия, у которой перехватили почтовое судно с изъятием перевозимых документов, - что уж вовсе ни в какие ворота не лезло.
Вместо изображаемой в наших описаниях паники и громких, но не имеющих реального веса заявлений, Англия действовала твердо и решительно.
Было сразу отказано русским призовым командам в выдаче угля, воды и продовольствия во всех портах Красного моря. Было дано указание о снятии арабских лоцманов со всех русских кораблей. Был опротестован проход русских рейдеров через турецкие проливы с сокрытием их двойного назначения и наличия вооружения на борту, который был очень серьезной ошибкой.
Робкие попытки царских юристов апеллировать к прецеденту, когда там же так же безо всяких возражений проходил аналогичный корабль ДФ для участия в подавлении восстания ихэтуанией, действия не возымели: англичане спокойно заявили, что не знали об этом. Вот не знали, и всё, а что, обязаны были? Им же никто об этом не сообщал!
И ведь вправду не сообщали. И туркам не сообщали. Был такой грех за РИ, куды ж деваться.
7 июля английский посол в Петербурге подал официальную ноту в связи с незаконным задержанием английского парохода. Германия тоже подала ноту в связи с незаконным задержанием почтового судна, требуя возвращения арестованной почты и возмещения убытков.
Кроме того, Англия поднимала вопрос о статусе кораблей ДФ, отрицая их право задерживать в международных водах корабли под нейтральными флагами, и приравнивая такую деятельность к пиратству.
А для защиты своих коммуникаций от пиратства англичане, имевшие на этот счет весьма богатый и международно признанный опыт, обещали выслать в Красное море или куда-нибудь еще, если понадобится, один-другой-третий отряд боевых кораблей, с правом топить пиратов без особых разговоров.
И это были уже не пустые слова: эти слова крепко пахли порохом и сталью.
И морской водой: большим количеством морской воды над нарушителями международного права в его английском толковании.
49. 10 июля в Санкт-Петербурге состоялось срочное совещание, где 11 министров и представителей правительства, под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, рассмотрели вопросы, связанные с проходом через проливы Босфор и Дарданеллы российских вспомогательных крейсеров и задержанием ими иностранных пароходов в Красном море. До принятия решения арестованным пароходам было передано приказание оставаться в Суэце.
Министр иностранных дел В.Н.Ламздорф и министр финансов В.Н.Коковцов признали, что вопрос об использовании судов ДФ в качестве рейдеров должен решаться в мирное время; если же до начала боевых действий суда не были включены в списки военного флота, то в ходе боевых действий они должны решать не военные, а транспортные задачи.
Контр-адмирал великий князь Александр Михайлович возражал, что фактом освобождения арестованных пароходов Россия признает неправильность своих действий, а пароходы с военной контрабандой все равно будут отправлены в Японию. Однако брыкаться в этой ситуации было бессмысленно, вся операция была признана напрасно затеянной, задержанные пароходы (которых было ровно 4(четыре!), из многих десятков-сотен проходящих ежемесячно, великая паника на бирже, ага-ага) было решено немедленно освободить, и обсудить вопрос о компенсациях пострадавшим.
На этом крейсерская война ДФ под командованием А.М.Романова завершилась, и более о ней в этой саге сказано не будет.
*см. список постов в этой серии https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html

ликбез, без-ретуши, ВеликиеРусскиеПобедыЪ, РКМП, ВОК, Флот, родинаслонов, РЯВ, КрейсВойна

Previous post Next post
Up