Актанышский и Мензелинский - Этноконфессиональные карты районов Татарстана

Jun 13, 2020 22:07

Актанышский район - важнейшая для татарской идентичности часть республики. Это малая родина Минтимера Шаймиева, здесь около 60 мечетей и ни одного храма. Пара некогда русских сел давно отатарена и от идеала тотальной моноэтничности район отделяет наличие всего лишь двух марийских сел.

Уездный Мензелинск и его сельская округа - напротив, ( Read more... )

татары, христианство, марийцы, Татарстан, кряшены, мои карты и графики, религия, ислам в России, русские

Leave a comment

Comments 88

(The comment has been removed)

alghenius June 13 2020, 19:25:00 UTC

Муфтии тоже не на заре ислама возникли. А ведь прижилось же...

Reply


ext_5383419 June 14 2020, 06:54:12 UTC
Вот что хочется сказать.
Мусульманская часовня интересный способ приспособления .
В Дагестане правда при ссср было нечто подобное по аварски называется "курма" если я правильно помню, фактически это молитвенная комната для намаза, сейчас такие комнаты строят на заправках, в горах у родников тоже такие строят вроде, я подобное видел у нас на заставах на берегу Каспия там где заставы и нет рядом сел . На заставах по 10 человек сменами бывают.

При ссср "курма" было по несколько в каждом селе, официально они числились общественными банями , были женские и мужские они. Хотя в бане молится запрещено .

Подробно об этом есть в работе Карпова "Горцы после Гор" там где речь о Цумадинском районе с Хуштада.

Reply


rad8 June 14 2020, 09:22:25 UTC
==кряшенские села у меня залиты татарским цветом. Где население за 20 век слилось с татарским культурно-религиозным пейзажем. ==

Собственно говоря, лет 250 назад большинсво их предков и были татарами-мусульманами. Правда после отмены уголовного наказания за отпадение от православия уже не все вернулись в ислам.

Хотя, в Башкирии кряшен очень мало и они вроде не дистанцируются от татар (тем более есть попытки в переписях записать их башкирами), но тут что-то уверенно сказать не могу.

Reply

idelle_m June 14 2020, 10:27:34 UTC
Собственно говоря, процесс образования кряшенов как этноконфессиональной группы начался в последних десятилетиях ХIX века, когда государство вдруг озаботилось тем, что в крае проживает огромное количество лиц, числящихся православными, но таковыми являющихся номинально, так сказать, "согласно прилагаемому списку", вплоть до того, что многие имели два имени, официальное, для властей, и фактическое, для внутреннего употребления ( ... )

Reply

acer120 June 14 2020, 12:35:50 UTC
Собственно, на конец 19 века было две разные общности. "Старокрященные татары", они же кряшены по сути. Люди православной обрядово-бытовой культуры с непонятно каких времен, но без диффузии с исламом ( ... )

Reply

idelle_m June 14 2020, 12:42:09 UTC
Может быть, может быть.
Однако согласитесь, что для обоснованного ответа надо владеть достоверной информацией по структуре расселения "старых" и "новых".

Покамест замечу, что язык кряшенов и язык мусульман не различаются никак, ни в лексике, ни в фонетике, ни в синтаксисе.
Это хорошо видно при изучении дореволюционных текстов на "кряшенском" языке.

Reply


skondr1 June 14 2020, 11:39:04 UTC
//В Мушуге есть популярный родник, на котором, учитывая мусульманское окружение села, построили сразу две часовни - православную и мусульманскую ( ... )

Reply


ext_5383419 June 14 2020, 17:59:47 UTC
Интересно какое самосознание интересно сейчас в таких деревнях например. Таких списков по татарии и башкирии несколько по инету гуляет ( ... )

Reply

ext_5383419 June 14 2020, 18:17:42 UTC
Механизмы исламизации закамских удмуртов в конце XIX - начале XX в.в.- в статье описывается деревня Гарибашево, где удмурты стали башкирами с родным татарским языком )))))

Reply

ext_5383419 June 14 2020, 18:24:08 UTC
«В Тетюшском уезде Казанской губернии есть чувашская деревня Хужасан, название которой в искаженном виде отражает имя Ходжа Хасан. Языки [на которых говорят ее жителей] - удмуртский и тюркский, а одежда и обычаи чувашские. Сейчас они являются христианами. По словам местных татар, 80-90 лет назад в этой деревне была заброшенная старая мечеть».

Reply

rad8 June 14 2020, 19:07:12 UTC
Интересно, по сословию население Гарибашево кто были? Не башкиры из тептярей ли?
В Мензелинском уезде, читал, несколько марийских тептярских деревень так приняли ислам и отатарились.

Reply


Leave a comment

Up