Актанышский и Мензелинский - Этноконфессиональные карты районов Татарстана

Jun 13, 2020 22:07

Актанышский район - важнейшая для татарской идентичности часть республики. Это малая родина Минтимера Шаймиева, здесь около 60 мечетей и ни одного храма. Пара некогда русских сел давно отатарена и от идеала тотальной моноэтничности район отделяет наличие всего лишь двух марийских сел.

Уездный Мензелинск и его сельская округа - напротив, ( Read more... )

татары, христианство, марийцы, Татарстан, кряшены, мои карты и графики, религия, ислам в России, русские

Leave a comment

idelle_m June 14 2020, 10:27:34 UTC
Собственно говоря, процесс образования кряшенов как этноконфессиональной группы начался в последних десятилетиях ХIX века, когда государство вдруг озаботилось тем, что в крае проживает огромное количество лиц, числящихся православными, но таковыми являющихся номинально, так сказать, "согласно прилагаемому списку", вплоть до того, что многие имели два имени, официальное, для властей, и фактическое, для внутреннего употребления.
Вот тогда их начали давить, объяснять им, что они православные, пресекать контакты с мусульманами, репрессировать как мулл, "окормляющих" таких двоеверов, так и самих кряшенов, которые упирались и не соглашались русифицироваться, вплоть до тюремного заключения и ссылке в места не столь отдаленные.
Действовало государство и кнутом и пряником, т.е. не только репрессировало, но и издавало религиозную/миссионерскую литературу на татарском языке кириллическими буквами - вот этот татарский язык на кириллице и назвали кряшенским, ввело какое-то образование - читать/писать, начало и готовить кадры священнослужителей из кряшен и т.п.

Я сейчас не собираюсь рассматривать самоё явление кряшенства, генезис в глубине веков, вопросы старо/новокрещенных татар и пр., говорю сугубо фактографически.
В частности, обращаю внимание на тот простой факт, что до того времени никакого культурно-социологического барьера между мусульманами и кряшенами не существовало, если не считать многочисленных льгот, которыми обладали кряшены - не платили налоги, не служили в армии, не несли общественную нагрузку в виде извоза, лесоповала,строительства дорог и т.п.
До 1905 года правительство всячески боролось с т.н. "отпадением крещенных татар" - ссылки, тюрьмы и прочее, лично разговаривал с потомками тех кряшен, которые рассказывали о своих старших родственниках, переживших тюрьму и ссылку и донесших память об этом младшим поколениям.
Арифметика простая, если, скажем, человека в возрасте 25-30 лет сослали в Сибирь году эдак в 1890-95, то в 1950 году ему было 80-90 лет. Даже если он и не дожил до 1859 года, то уж его дети/внуки были вполне в здравии и из также можно считать очевидцами происходившего.
Понятно, что когда в 1905 был издан Высочайший Манифест о свободе исповедания, основная масса таких "кряшен" тут же сбросили с себя ярмо чужой религии.

В связи с этим было бы интересно знать, кем, собственно, были те, кто в переписи 1926 года указали себя кряшенами, но, скорее всего, мы этого уже не узнаем.

PS в качестве примера - Хисбулла Хазратов до 1905 года был по документам Гульзизин, т.к. брак его родителей Фахруллы и Гульзизы считался незаконным по причине того, что отец числился в кряшенах.
Вот здесь
http://rt-online.ru/p-rubr-kult-10122955/
можно ознакомиться с подробностями биографии Хисбуллы.
Обратите внимание, что его отец, числившийся в кряшенах, был реальным мусульманином, причём получившим именно мусульманское образование, т.е. это достаточное системное явление, а не образец некоего беглеца из кряшенства.

Reply

acer120 June 14 2020, 12:35:50 UTC
Собственно, на конец 19 века было две разные общности. "Старокрященные татары", они же кряшены по сути. Люди православной обрядово-бытовой культуры с непонятно каких времен, но без диффузии с исламом.

И "новокрещенные". Вот эти были обычными самыми татарами, которых в 18 веке формально крестили. Они весь 19 век долго и упорно пытались вернуться в ислам официально, и в 1905 году это благополучно и произошло. к 1917 году в каждой деревни бывших "новокрещенных" была новая мечеть, обучение по татарской системе и по переписи 1926 они уже все целиком числились просто татарами.

Это где-то 1/3 от формально крещенных татар на конец 19 века. Больше всего таких было в современных районах РТ с высокой долей татар-мусульман и низкой долей русских - Арском, Сабинском, Тюлячинском.

В связи с этим было бы интересно знать, кем, собственно, были те, кто в переписи 1926 года указали себя кряшенами, но, скорее всего, мы этого уже не узнаем.

- почему же? Это были те самые старокрещенные. Примерно 2/3 от крещенных на конец 19 века. Они проживали в районах смешанно русско-татарского расселения, будучи как бы прибитыми именно к русским. В волостях с русских большинством среди татароязычного меньшинства зачастую кряшенов было больше, чем самих татар:



В их деревнях с 1990-х и стали строить/восстанавливать храмы и часовни и возникло кряшенское общественно-политическое движение на фоне исламизации основной татарской массы. Процесс этот уже очень подробно зафиксирован в татарстанской научной литературе, было много статей и монографий в Институте им. Марджани татарских ученых.

Reply

idelle_m June 14 2020, 12:42:09 UTC
Может быть, может быть.
Однако согласитесь, что для обоснованного ответа надо владеть достоверной информацией по структуре расселения "старых" и "новых".

Покамест замечу, что язык кряшенов и язык мусульман не различаются никак, ни в лексике, ни в фонетике, ни в синтаксисе.
Это хорошо видно при изучении дореволюционных текстов на "кряшенском" языке.

Reply

acer120 June 14 2020, 12:57:31 UTC
Однако согласитесь, что для обоснованного ответа надо владеть достоверной информацией по структуре расселения "старых" и "новых"

- разумеется. Я сейчас этим и занимаюсь. На кряшенских сайтах и в научных издания есть многочисленные списки кряшенских деревень, где в одну кучу напиханы и старокрещенные, и новокрещенные, которые обратно вернулись в ислам.

Я смотрю один за одним эти населенные пункты. Скажем, в Арском районе село Апазово из новокрещенных целиком вернулось в ислам.

А вот село Сердебаш остается кряшенским. Сейчас там чуть ли не половина жителей - мусульмане, но не местные, а родом из соседних сел. Много смешанных браков, но при этом люди четко делятся на кряшенов и татар.

Reply

rad8 June 15 2020, 08:10:13 UTC
Резкая граница "80%-ных" похожа на границу Уфимской губернии, нет?

Reply

acer120 June 14 2020, 12:44:59 UTC
PS в качестве примера - Хисбулла Хазратов

- читаю - "Девятого декабря 1900 года в селе Старая Киреметь ныне Аксубаевского района в семье сельского кузнеца Фахруллы родился десятый ребенок.

Старая Киреметь - это смешанное татарско-русско-чувашское село, а во всем Аксубаевском районе никогда не было и нет ни одной кряшенской деревни. Тут около 0 кряшенов было по переписи 1926 и около 0 есть и сейчас.

Предки этого Фахруллы, если и были когда-то крещены, то с родных мест давно и прочно убежали туда, где татароязычное население было исключительно мусульманским.

Это не релевантный пример для десятков тысяч реальных кряшенов в реальных кряшенских селах.

Reply

idelle_m June 14 2020, 12:51:52 UTC
Вполне релевантный, учитывая, что до 1905 года Фахрулла числился именно в кряшенах

Процессы "отпадения" неплохо описаны у Максима Глухова, он сам из кряшенов, так что ему верить можно.
Интересный вообще был человек, ярый поборник кряшенства и при этом ярый поборник общетатарского дела.
У него много любопытнейших фактов и материалов собрано было.

Reply

rad8 June 14 2020, 16:06:53 UTC
В документах тогда были основоопределяющие признаки подданного империи: вторая графа - сословие, 4-я - вероисповедание, устанавливаемые административно (независимо от желания самого человека).

И у Глухова вроде утверждалось, что старокряшен даже сейчас меньшинство, а до 1905 г. (тем более 20 января (2 февраля) 1918 года) вообще...

Reply

idelle_m June 14 2020, 16:45:24 UTC
Интересно бы найти какие-то исследования о том, как происходил процесс отпадения у "старых" и "новых", качественные и количественные расхождения.
Предположу, что принципиальных расхождений в качестве не было, в количестве же могли быть по простой причине - и старые и новые были под призором полиции, жандармерии, местныз и питерских миссионеров, но градус напряжения мог существенно разниться.
--------
Ну, также очевидно, почему кряшены сконцентрированы именно в Татарии - понятно, что царское правительство угнетало людей сильнее всего вблизи от Казани, основного культурно-исторического центра татар.
--------++
В истории России вряд ли можно указать какой-то другой, окромя татар, народ, который подвергался бы такому изощрённому и жестокому угнетению.

Reply

acer120 June 14 2020, 17:04:12 UTC
царское правительство угнетало людей сильнее всего вблизи от Казани

- оставляя ваши нацистские фантазии про угнетенных татар за скобками отмечу, что основные ареалы обитания кряшенов никак с Казанью не связаны.

Самые большие кусты кряшенских сел были и есть на территории бывших Уфимской и Вятской губернии (впрочем, и в Казанской их тоже было и есть много), отделенных от Казани административно.



А чуть ли не самый высокий % кряшенов оказался и вовсе вне Татарии - в Бакалинском районе Башкирии - и на этой карте республики их нет.

В непосредственной же близости от Казани кряшенских сел нет совсем.

Reply

rad8 June 14 2020, 17:22:34 UTC
На карте 1926 года, если правильно ее понял, кряшены массово на правом берегу Камы, т.е. вдоль границы Уфимской губернии, но не в ней?
Т.е. такое ощущение, что 80% вдоль границы Мензелинского уезда и резко падает до 30% на территории этого уезда.

Кстати, если исходить из гипотезы, что на территории Казанской губернии насильно окрещенные продолжали жить среди родни, исповедовавшей ислам, а в Уфимской были переселенные новокряшены, таким способом оторванные от прежних связей, то вполне логично предположить, что у оторванных от прежних контактов переселенцев степень возврата в исходное состояние была ниже. Подобное объяснение и у Глухова было.

Reply

idelle_m June 14 2020, 17:53:05 UTC
Глухов вообще дает фантастические картины отпадения, вплоть до тайных сельских сходов, где авторитетные селяне дискутируют на темы того, стоит ли отпадать и как это сделать, приготовления специальной одежды, чтобы всем сразу переодеться в мусульман.
Кстати, Глухов утверждает, что у кряшенов даже походка отличалась от походки у мусульман.

Reply

idelle_m June 14 2020, 17:35:35 UTC
1. вот Ваша карта, все около Казани, не в прямой близости, но все равно около Казани.
2. Какая бы ни была концентрация в Бакалах, это всего лишь один маленький район. И появились они там, будучи отселены с казанской стороны.
3. и опять Вы написали маленький, но публичный клеветнический донос, я вот думал, когда Вы сорветесь, надолго Вас не хватило, однако.

Кстати, по п.3, с интересом наблюдая, как Вы пытаетесь подвести под уголовку, созрел наконец до вопроса - что движет Вами, во-первых, и, во-вторых, Вы делаете это чисто рефлекторно - перед Вами нерусский, значит надо обвинить, или Вы все-таки как-то озабачиваетесь обоснованием?

Reply

acer120 June 14 2020, 18:26:58 UTC
1. Моя карта говорит, что ваша теория о казанском факторе - полная ерунда.

К западу от Казанской губернии было русское море и христианизированные татары мгновенно руссифицировались.
Касимовские татары мусульмане так остались крошечным меньшинством, например.

А вот тут и восточнее они жили в татарском окружении и не теряли свою идентичность, только и всего. И кряшены живут вплоть до Енисея, не теряя своей идентичности. Сейчас даже в Пировском районе в окружении мусульман есть кряшены, которые строят храмы и часовни и никакими татарами себя не считают.

2. А их всего немного. Для кряшенов Бакалинский район - это огромная часть народа.

3. Какая уголовка? Еще ни одного татарина в РФ не посадили за нацизм. Вместо этого дают звание заслуженного деятеля культуры Татарстана и финансовые выгоды.
Если нашу переписку и заметят, то вам будут бюджетные доходы на старость лет.

Reply

idelle_m June 14 2020, 20:42:20 UTC
Ни разу не наблюдал нацистов среди татар, возможно Вы знаете, расскажите.
В любом случае, Вы не ответили на мой вопрос.

Reply

rad8 June 14 2020, 17:09:19 UTC
Как говорил дед, до войны они из-под Уфы ездили к троюродным в Касимовский район, мусульман оставалось немного, а крещенные почти все уже обрусели.
В Уфимской и Оренбургской губерниях вроде бы Новокрещенская контора не имела права к силовым действиям, в отличие от Казанской. И соответственно, там были единичные результаты.
Кряшенские деревни появлялись (как в Бакалинском районе (и отделенных от них нагайбаков)) в виде переселенцев-новокряшен, которых так старались изолировать от прежнего круга общения, насколько понимаю.

Reply


Leave a comment

Up