Актанышский и Мензелинский - Этноконфессиональные карты районов Татарстана

Jun 13, 2020 22:07

Актанышский район - важнейшая для татарской идентичности часть республики. Это малая родина Минтимера Шаймиева, здесь около 60 мечетей и ни одного храма. Пара некогда русских сел давно отатарена и от идеала тотальной моноэтничности район отделяет наличие всего лишь двух марийских сел.

Уездный Мензелинск и его сельская округа - напротив, ( Read more... )

татары, христианство, марийцы, Татарстан, кряшены, мои карты и графики, религия, ислам в России, русские

Leave a comment

acer120 June 14 2020, 12:35:50 UTC
Собственно, на конец 19 века было две разные общности. "Старокрященные татары", они же кряшены по сути. Люди православной обрядово-бытовой культуры с непонятно каких времен, но без диффузии с исламом.

И "новокрещенные". Вот эти были обычными самыми татарами, которых в 18 веке формально крестили. Они весь 19 век долго и упорно пытались вернуться в ислам официально, и в 1905 году это благополучно и произошло. к 1917 году в каждой деревни бывших "новокрещенных" была новая мечеть, обучение по татарской системе и по переписи 1926 они уже все целиком числились просто татарами.

Это где-то 1/3 от формально крещенных татар на конец 19 века. Больше всего таких было в современных районах РТ с высокой долей татар-мусульман и низкой долей русских - Арском, Сабинском, Тюлячинском.

В связи с этим было бы интересно знать, кем, собственно, были те, кто в переписи 1926 года указали себя кряшенами, но, скорее всего, мы этого уже не узнаем.

- почему же? Это были те самые старокрещенные. Примерно 2/3 от крещенных на конец 19 века. Они проживали в районах смешанно русско-татарского расселения, будучи как бы прибитыми именно к русским. В волостях с русских большинством среди татароязычного меньшинства зачастую кряшенов было больше, чем самих татар:



В их деревнях с 1990-х и стали строить/восстанавливать храмы и часовни и возникло кряшенское общественно-политическое движение на фоне исламизации основной татарской массы. Процесс этот уже очень подробно зафиксирован в татарстанской научной литературе, было много статей и монографий в Институте им. Марджани татарских ученых.

Reply

idelle_m June 14 2020, 12:42:09 UTC
Может быть, может быть.
Однако согласитесь, что для обоснованного ответа надо владеть достоверной информацией по структуре расселения "старых" и "новых".

Покамест замечу, что язык кряшенов и язык мусульман не различаются никак, ни в лексике, ни в фонетике, ни в синтаксисе.
Это хорошо видно при изучении дореволюционных текстов на "кряшенском" языке.

Reply

acer120 June 14 2020, 12:57:31 UTC
Однако согласитесь, что для обоснованного ответа надо владеть достоверной информацией по структуре расселения "старых" и "новых"

- разумеется. Я сейчас этим и занимаюсь. На кряшенских сайтах и в научных издания есть многочисленные списки кряшенских деревень, где в одну кучу напиханы и старокрещенные, и новокрещенные, которые обратно вернулись в ислам.

Я смотрю один за одним эти населенные пункты. Скажем, в Арском районе село Апазово из новокрещенных целиком вернулось в ислам.

А вот село Сердебаш остается кряшенским. Сейчас там чуть ли не половина жителей - мусульмане, но не местные, а родом из соседних сел. Много смешанных браков, но при этом люди четко делятся на кряшенов и татар.

Reply

rad8 June 15 2020, 08:10:13 UTC
Резкая граница "80%-ных" похожа на границу Уфимской губернии, нет?

Reply


Leave a comment

Up