Актанышский и Мензелинский - Этноконфессиональные карты районов Татарстана

Jun 13, 2020 22:07

Актанышский район - важнейшая для татарской идентичности часть республики. Это малая родина Минтимера Шаймиева, здесь около 60 мечетей и ни одного храма. Пара некогда русских сел давно отатарена и от идеала тотальной моноэтничности район отделяет наличие всего лишь двух марийских сел.

Уездный Мензелинск и его сельская округа - напротив, ( Read more... )

татары, христианство, марийцы, Татарстан, кряшены, мои карты и графики, религия, ислам в России, русские

Leave a comment

ext_5383419 June 14 2020, 17:59:47 UTC
Интересно какое самосознание интересно сейчас в таких деревнях например. Таких списков по татарии и башкирии несколько по инету гуляет.

Опираясь на документы начала ХХ века, Исхаков свидетельствует о размахе татаризации чуваш и удмуртов после манифеста 17 октября 1905 г., сопровождавшейся потерей этнической самоидентификации среди исламизированных представителей данных народов: « Интенсивной исламизации продверглись жители чувашских селений Кукшим, Белая Волошка, Утеево-Биково, Сугуты Тетюшского уезда,.. Солдакаево Чистопольского уезда Казанской губернии, Старое и Новое Суркино, Казябаш, Новое Сережино, Алексеевка, Абдикеево, Рысайкино,Старое Ганькино, Николькино, Булантамак, Сумели Степанкова, Нижний Нурлат, Вороний Куст, Иглайкино, Сабакеево, Калмаюр Самарской губернии. «Отпадают» в ислам чуваши деревень Тенево, Полевое Байбахтино, Водоял (Уты) Цивильского уезда Казанской губернии, Старое Афонькино, Булантамак Самарской губернии... С 1905 по 1913г. ислам приняли удмурты селений Новый Кумор, Малый Юмь, Иштуганов, Сутер, Вежешур, Нижняя Русь, Лыя Пойкино Казанской губернии.» Кроме того, в мусульманство обратились бесермяне (этнографическая группа удмуртов) селений Юкамень, Досос, Иманаево, Кащур Глазовского уезда Вятской губернии

Reply

ext_5383419 June 14 2020, 18:17:42 UTC
Механизмы исламизации закамских удмуртов в конце XIX - начале XX в.в.- в статье описывается деревня Гарибашево, где удмурты стали башкирами с родным татарским языком )))))

Reply

ext_5383419 June 14 2020, 18:24:08 UTC
«В Тетюшском уезде Казанской губернии есть чувашская деревня Хужасан, название которой в искаженном виде отражает имя Ходжа Хасан. Языки [на которых говорят ее жителей] - удмуртский и тюркский, а одежда и обычаи чувашские. Сейчас они являются христианами. По словам местных татар, 80-90 лет назад в этой деревне была заброшенная старая мечеть».

Reply

rad8 June 14 2020, 19:07:12 UTC
Интересно, по сословию население Гарибашево кто были? Не башкиры из тептярей ли?
В Мензелинском уезде, читал, несколько марийских тептярских деревень так приняли ислам и отатарились.

Reply

ext_5383419 June 14 2020, 19:10:05 UTC
Об этом там не говорится. Какого сословия они.

Интересные процессы там проходили. ))))

Reply

rad8 June 14 2020, 19:18:49 UTC
Под Уфой дядя Вася Довгань из соседней деревни столыпинских переселенцев, работая в заготконторе, волей-неволей выучил татарский, чтобы с бабками из окрестных татарских, башкирских, чувашских, марийских и мордовских деревень общаться.
Это 50-70-е
Да и сейчас почти все сельские марийцы и многие чуваши в Башкирии триязычны, т.е. знают татарский.

Reply

rad8 June 14 2020, 19:49:06 UTC
На любопытную мысль натолкнули.
А не было ли в переселении кряшен на запад Уфимской губернии в конце XIX века (помимо основной задачи оторвать от прежнего окружения) еще и плана отделить ими "башкир-язычников" (марийцев и чувашей в сословии башкир) от соседства (и влияния) татар мусульман?

Reply


Leave a comment

Up