КОРТИНКО

Feb 13, 2008 09:57

В продолжение к нижнему посту http://absentis.livejournal.com/30865.html о статье http://earving.nm.ru/bath.html

Оценив доказательность текста, перейдем к иллюстрациям. ( text here )

прекрасное средневековье

Leave a comment

Comments 36

apochromat February 13 2008, 06:34:15 UTC
Особенно порадовало кортинко с Саулом. Не знал, что он гонялся за Давидом прямо в короне, и даже ср@ть по пещерам без нее не лазил! Но и Давид с дружиной хороши. Если бы аффтар сего шЫдевра жил в наше время, то Давид и его команда были бы изображены в камуфляже и бронежилетах, не иначе. И резали бы царскую шмотку лазерным мечом им. Мастера Йоды :) Понятно, откуда пошла в Европе легенда о ЯБЛОКЕ познания добра и зла. Эти ребята, похоже, физически не могли себе представить реальность, хоть как-то отличающуюся от той, что была за их окошком.

Reply

absentis February 13 2008, 07:16:54 UTC
Эти ребята, похоже, физически не могли себе представить реальность, хоть как-то отличающуюся от той, что была за их окошком.
Именно. И аналогичное же обстоятельство, как выяснилось, было замечательно отражено в той пресловутой стрррашной православной иконе с обрезанием. http://absentis.livejournal.com/23955.html
Виной было слабое представление еврейских обрядов православными греками, намалевавшими этот ужОс. А нарисовано было обрезание Господне и св. Василий Кесарийский, как bratkin пояснил

Reply

apochromat February 13 2008, 10:49:32 UTC
Как же, помню, энтот грант был пожрать большой талант (с) Л. Филатов

На этот фельетон ты, помнится, тоже ссылку где-то уже приводил.

Reply

absentis February 13 2008, 11:23:22 UTC
И вроде даже не ссылку, а постил где-то, но вот с ходу не нашел, где именно) Да и ладно, здесь это как раз в тему, раз на него ссылку дают))

А еще мне понравилась вскрытая Вигарелло причина нюхать табак)
Соединяя это с упоминаемой во всех статьях о носовых платках (сами платки - для отгона мух - у них уже были), появившихся у придворных (именно в этом, гигиеническом, качестве), как реакция как раз на нюханье табака (ну, чтобы короля соплями не забрызгать, чихая). Какой, однако, витиеватый путь к гигиене:)

Reply


andemas February 14 2008, 01:11:31 UTC
В Средние века люди относились к воде с недоверием, но это мало сказано. Пиво, к примеру, считалось мало-здоровым напитком(пивные дрожжи стали употребляться в выпечке хлеба только в 16 веке, и в Париже были целые процессы против булочников, которые первыми стали применять пивные дрожжи для белого хлеба, вместо традиционной закваски(знаменитая "французская булка), из-за того, что основным ингридиентом пива является вода. Раз вода, то и дрожжи - дьявольская штука. Единственным здоровым напитком считалось вино. Пить воду считалось крайне вредным. Рыбы просто боялись, причем больше, чем свинины, от которой, как думали, происходит проказа. В Лондоне рыбу объявили виновной в распространении чумы. Средневековый человек избегал контактов с водой, и понятно, к чему это приводило.

Reply

ext_1639552 February 27 2013, 12:07:44 UTC
\Рыбы просто боялись, причем больше, чем свинины, от которой, как думали, происходит проказа. В Лондоне рыбу объявили виновной в распространении чумы\

Мне очень интересно было бы узнать, откуда у Вас такая 'достоверная' информация? Я прочитал много книг, но не в одной не было написано про якобы боязнь рыбы. Во многих книгах, описывающих повседневную жизнь людей в средние века наоборот говорится о как раз таки частом употреблении и что люди ели рыбу в больших количествах. Да и к тому же рыба являлась постным продуктом и заменяла мясо. Если внимательно прочитать книгу Проспера Буассонада 'От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе' или Массимо Монтанари 'Голод и изобилие. История питания в Европе', то можно заметить, что в средние века добывали рыбу в больших количествах и разнообразную. Если Вы имеете ввиду 16 век, то возможно и там наврятли были подобные казусы.

\Средневековый человек избегал контактов с водой, и понятно, к чему это приводило\

Отнюдь не избегал, а просто не употреблял.

Reply

andemas June 6 2013, 12:44:09 UTC
Мадлен Ферьер о пищевых страхах (очень увлекательное чтение) и еще пара книг французских авторов.

По поводу воды - понятно. В речку все сливали. Тут читала описание великой вони в Лондоне в девятнадцатом веке. Рыба из такой речки - ясно дело, не самый здоровый продукт. Вода - тем более. Когда до народа доперло, что достаточно ее прокипятить? Ой, недавно. Знаю пару человек в Италии, которые воду вообще не употребляют, (притом, что чай они тоже не пьют) - традиция. В реках в Европе не купаются. Они адски загрязнены, да и в них никогда не купались. Мода на морские купания тоже дело недавнее.

Где-нибудь на Юге, на побережье - рыба действительно основной продукт питания. Но местный житель все равно плавать не умеет. Зайдет в море по горло, нужду справит - и на берег.
Мало кто умеет плавать.
Не дружат с водой и со всем, что оттуда. Это я не из книг знаю.
Спасибо за названия книг.

Reply

ext_1639552 February 27 2013, 12:49:26 UTC
Кстати, свинина была также широко употребляемым продуктом, в особенности среди крестьян, или только крестьян. Употребляли её как в виде солонины, так и в свежем виде. Про употребление свинины можно также прочитать в многих книгах знаменитых историков.

Reply


andemas February 14 2008, 01:36:45 UTC
Да, еще. Читала приведенный в одной французской книге средневековый медицинский трактат, где врач предписывает в зимние месяцы, к примеру, как можно реже писать и какать. Представьте себе, человек, который не пьет воды, с ноября по май старается не ходить на горшок, употребляет в пищу мясо (средневековая кухня предписывала очень долго вываривать(4часа) любой продукт, будь то мясо, зелень или бобы), не ест фруктов и рыбы и не пьет воды или пива... Как должен пахнуть этот человек, (даже если он регулярно моется?!) имея ввиду общую зашлакованность организма, накопившиеся фекалии? Одно дыхание, даже при регулярной чистке зубов, чего бы стоило? А с зубной гигиеной, думаю, тогда все было в порядке! Такие вот были представления о здоровом образе жизни и питании. Прибавьте к этому постоянное половое воздержание... Ой, кошмар! Даже если бы мылись три раза в неделю и чистили зубы 3 раза в день, все равно воняли бы, как козлищы. А при всеобщей немытости...

Reply

absentis February 14 2008, 06:47:05 UTC
Прелесть:) А то меня еще иногда посещали угрызения этой.. как ее.. совести - мне казалось, что я слишком уж перегнул в "очернении" средневековья. Ан нет:) Чем обосновывалась медицинская необходимость эээ.. "зимнего воздерживания", я даже отдаленно пока предположить не могу. Странно ввиду распространения "лечения" клизмами. Если только "не вздумай делать ЭТО без врача".)
А насчет чистки зубов, я там хоть и прикалывался насчет Нострадамуса, но, действительно, его книгу с гигиеническими советами о чиске зубов и пр. не зря пришлось дополнять главой о приготовлении варений - иначе никто не покупал.

Reply

andemas February 14 2008, 10:58:15 UTC
Скорее всего это была одна из "школ мысли". Воздержание от "горшка" зимой в этом трактате обусловленно тем, что тело "должно сохранять свои флюиды" в холодные месяцы. Летом - наоборот. Клизмы, клизмы и клизмы! Вообще понятия были странными. Все эти флюиды и проч. Есть очень много французских книг на тему. Просто сказка ( ... )

Reply

absentis February 14 2008, 15:32:38 UTC
Да, конечно, что-то вроде "флюидов", я должен был догадаться:) Или, например, раз один из "гуморов" - кровь - соответствовала воздуху, ибо "горячая и влажная", а воздух становился холодный, то "балланс четырех жидкостей" (гуморов) нарушался; летом это "лечилось" клизмами, а зимой, соответственно... Впрочем, естественно, это могло объясняться в рамках любой другой, не менее бредовой "школы научной мысли".
Насчет "чумной рыбы" и борьбы с пивом-дрожжами тоже, кстати, не знал. Да, веселое было время.

Reply


Полным оффтопом andylaz February 15 2008, 18:31:51 UTC
Здравствуйте. Давно с интересом Вас читаю. Респект ( ... )

Reply

По символам в один пост не влезло. :о( andylaz February 15 2008, 18:33:31 UTC
Теперь серьезно.
По главе 21 "Хлеб против "Яблока Дьявола" их "Христианство и спорынья" у меня создалось впечатление, что прирост населения к концу 19 века Вы связываете исключительно с ростом популярности картофеля. Вынужден с Вами не согласться. Цифры там еще поправить надо. Судите сами:

Население по ревизиям и переписи:
1-я ревизия 1722 14 млн. душ -
2-я 1742 16 -
3-я 1762 19 -
4-я 1782 28 -
5-я 1796 36 -7
6-я 1812 41 -
7-я 1815 45 -14,5
8-я 1835 60 -
9-я 1851 69 -22
10-я 1858 74 -
1-я перепись 1897 129 -51
Справа - это вычет присоединенных территорий до размера России времен Петра 1. Минус Великое Княжество Финляндское. Его почему-то отдельно считали.
К самому концу века население достигло уже 70 миллионов 78 млн душ, а не 70. Мелочь, но в них как водится диавол скрывается ( ... )

Reply

Re: По символам в один пост не влезло. :о( absentis February 16 2008, 08:49:28 UTC
Ок, будем разбираться. Может, Вы и правы тут насчет России.
Пока скажу только, что увеличение населения в Европе в связи с картофелем осознается на Западе все больше, хотя и не так давно эта мысль появилась. (Похоже, нестндартный путь здесь только у Ирландии, которая, наоборот, заменила картофель рожью, - так уж исторически сложилось, и пострадала как раз от картофеля)
Например, статью "Как картофель изменил мировую историю" Уильям Макнэйл девять лет назад вынужден был начининать с пояснения "название моей статьи не так абсурдно, как кажется, только недавно историки обратили внимание, что...". Далее он упоминает в том числе "преимущества вытеснения картофелем ржи" , ибо "... спорынья уменьшала деторождение и приводила к галлюцинациям и, иногда, к смерти".
Дальше он пишет, что "питание картофелем вместо ржи со спорыньей, улучшило здоровье населения, увеличило деторождаемость, и более чем обеспечило наличие немецкой, польскои и российской рабочей силы."
"Eating potatoes instead of ergot-infested rye therefore improved health and ( ... )

Reply

add absentis February 16 2008, 08:57:58 UTC
Да, кстати, табличка в любом случае интересна, так что если не в лом, то отсканируйте, плиз.

Reply


iskatel September 13 2008, 09:46:54 UTC
Впрочем, такой фильм невозможно было бы смотреть. Героические и любовные сцены не то что не взволновали бы современного зрителя, но вызвали бы у него приступ тошноты...

О, я раньше пропустил это. Хоршо сказано. Представляю себе современных зрителей. И ведь стошнило бы почти всех - от утонченных, нежных филологинь до сравнительно малочувствительных мужиков.
Слишком уж культуры разные.

Reply


Leave a comment

Up