В продолжение к нижнему посту
http://absentis.livejournal.com/30865.html о статье
http://earving.nm.ru/bath.html Оценив доказательность текста, перейдем к иллюстрациям.
Собственно, в концепции автора, это не просто картинки, а серьезные подтверждения распространенности мытья в средние века. Цитирую пояснение к первой картинке:
"Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... " Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22"
Процитированный Жорж Вигарелло (забавно, кого было решено привести в подтверждение "белого и пушистого средневековья"*), в отличие от епископа Шанана, известный историк культуры и антрополог. Более того - автор нескольких работ именно по гигиене и запахам. И средневековую гигиену он освещал более чем адекватно (смотри фельтончик о Монтене ниже, вельми рекомендую). Так что проблема здесь, явно, в кривом переводе earving. Такую хрень Вигарелло написать не мог. Ибо ему, наверняка, известно, кто такой
Валерий Максим.
Дело в том, что книги Валерия Максима действительно издавались в XV-ом веке и были весьма популярны. И это действительно картинка из французского издания книги (Le livre de Valere Maxime, XVe siecle - Paris, BnF, Arsenal, manuscrit 5196 fol. 372). Но сам-то автор родился в первом веке до новой эры и писал книги в правление Тиберия! И его книжка - это сборник анекдотов!**
Представляю, как ржали средневековые читатели над этими своеобразными комиксами, разглядывая картинки глупых античных жителей, плескающихся - смешно сказать - в ваннах. Просвещенные Дамы и Благородные Рыцари держались за животики, тыкая грязными пальчиками в картинки моющихся римлян: - Вот идиоты-то! Пацсталом! Такая смешная книга, как я уже сказал, была действительно очень популярна.
Так что, даже не имея под рукой оригинального текста, можно понять, что цитата Вигарелло в реальности должна была бы выглядеть так:
"Обстановка бани на миниатюре в издании пятнадцатого столетия Valerius Maximus ....."
Следующая, черно-белая миниатюра без названия и пояснений... На да вы понимаете:-) - это все тот же наш друг Максим, (вот
здесь можно посмотреть оригинальный цветной вариант).
Далее наш глаз радует следующая иллюстрация, расположенная под заголовком "Частные ванны" и доказывающая нам таким образом неимоверно частые приемы этих самых ванн в средневековье. Эта картинка ...одна из 12 сцен на Алтаре Св. Марии в Кракове (Church of St. Mary, Cracow), показывающая библейские мифы ее - святой Марии - рождения.
Вот этот алтарь целиком.
За сим следует неизвестная мне картинка из Нац. Библиотеки Франции... (Bibliotheque nationale, Paris, Departement des manuscrits, Francais 287 fol. 181). Правда, почему-то она находится в разделе "gastronomie" (гастрономия). Тоже Максим? Не уверен, но
вот здесь они рядом, под номерами 151 и 152, соответственно.
Следующее обрезанное изображение сидящего на горшке ветхозаветного Саула из "Библии в картинках" нас уже не удивит, правда? (Это из
Maciejowski Bible,
вот необрезанная картинка, где Давид оттяпывает у Саула кусок плаща).
* Как показали авторитетные историки Жорж Вигарелло и Ален Корбен, в Европе XVII-XVIII веков общей практикой была так называемая «сухая чистка»: при дворе Людовика XIV лицо и кисти рук протирали надушенными салфетками, об общей гигиене особо беспокоиться было не принято, и оттого на блестящих балах в воздухе царил устойчивый запах немытого тела, что привело к привычке нюхать табак. (Ольга Вайнштейн, кандидат филологических наук, Журнал «Родина», 2000, № 8. Стр.107.)
** «Сочинение это представляет богатейший сборник анекдотов, сгруппированных по главам; кроме того, анекдоты каждой главы подразделены на римские (interna) и не римские (externa)». (
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
*** Бонус от Виславы Шимборской, прочитавшей "защитника исторической европейской чистоты" историка Жоржа Вигарелло, «Иностранная литература» 1999, №5:
Жорж Вигарелло. Чистота и грязь
В. А. Б., 1996
В этом фельетоне кроется сюрприз. Не скажу, в каком месте, не то вы, Уважаемые Читатели, немедленно броситесь его искать. Итак, по порядку. Подзаголовок книги звучит: “Гигиена тела от средневековья до XX века”. Следовало бы добавить “во Франции”, поскольку автор в своих рассуждениях использует только французские хроники, письма, мемуары и медицинские книги. Впрочем, вполне вероятно, что история чистоты во всех европейских странах примерно одинакова. В средние века люди еще кое-как мылись. В больших городах, например, процветали публичные бани, однако в XV веке из-за постоянных эпидемий их все одну за другой позакрывали. На ум приходит наивная мысль, что завсегдатаи бань могли с таким же успехом мыться у себя дома. Ан нет - и в домах мыться перестали. Вода - в свете тогдашних теорий - способствовала не только распространению повальных болезней, но и всевозможным индивидуальным недугам, помогая миазмам проникать в организм через беззащитную кожу. Век XVI, XVII и частично XVIII - время людей невообразимо грязных. Новорожденных младенцев, правда, купали, едва они появлялись на свет, но затем спешили натереть какой-то кашицей из растертых моллюсков, дабы нейтрализовать пагубное влияние применявшейся для мытья воды. Маленькому наследнику престола - будущему Людовику XIII - впервые помыли ноги, когда ему уже исполнилось шесть лет. О его отце, Генрихе IV, некая дама написала, что “от него воняло падалью”. Поскольку дурно пахли тогда все придворные, от короля, видно, и впрямь исходила нестерпимая вонь. Набор гигиенических средств в те времена был ограничен белыми платками для вытирания пота и духами. Водой увлажняли только лицо и кисти рук. А если уж кто-то раз в несколько лет решался выкупаться, это становилось событием, о котором долго говорили и до того, и после. В кадку с водой первым залезал хозяин дома, затем хозяйка, затем их родители, потом в те же помои окунались дети от старшего до младшего и в самом конце прислуга. Если и существовали чудаки, которые купались чаще, им, видимо, приходилось скрывать свою пагубную страсть, дабы не прослыть вольнодумцами или дегенератами. Мне вспоминаются исторические фильмы, создатели которых старались как можно точнее воспроизвести образ эпохи. Актеры щеголяют в костюмах и париках, скопированных со старинных портретов. Интерьеры и реквизит также нельзя упрекнуть в анахронизме. Однако еще ни один режиссер не рискнул показать ту грязь, те чирьи, коросту и паршу, те лишаи от грязных пальцев цирюльника, ну и наконец тех вшей, которые во время изысканных ужинов при свечах то и дело падали кому-нибудь в суп. Впрочем, такой фильм невозможно было бы смотреть. Героические и любовные сцены не то что не взволновали бы современного зрителя, но вызвали бы у него приступ тошноты... В заключение - обещанный сюрприз. Так вот, господа, великий Мишель де Монтень принадлежал к категории тех чудаков, которые водой не гнушались. Мишель де Монтень мылся! Проделывал это часто! Проделывал это охотно! Наперекор своей эпохе, которая была аж липкой от грязи! От восхищения авторучка выпала у меня из руки.
«Иностранная литература» 1999, №5 (
http://magazines.russ.ru/inostran/1999/5/szymbor.html)