Я перечитывал «True Names» Вернора Винджа. Насколько я знаю, русские переводы есть разные, однако я с ними, к сожалению, не знаком.
Не умей я читать по-английски в нужной мере, рискнул бы сейчас прочесть вещь по-русски. Причина: год выхода оригинала 1981, а пишет про виртуальную реальность автор эссе «The Coming Technological Singularity» от 1993 года, вбросивший в массовое сознание ту идею сингулярности, которой до того баловались учёные с именами. Квалификация «рискнул» здесь не потому, что я не доверяю переводчикам, а потому, что переводы я вижу из XXI века, и… да, я не доверяю переводчикам, судя по себе самому: я бы на их месте не справился с соблазном облегчить жизнь читателю спустя десятки лет.
Если Вы, ещё не читав вещи, решите ознакомиться с русским текстом до того, как продолжить чтение моего рассуждения или отказаться от этого чтения, то я уже не зря старался. К сожалению, обратный подход не позволяет избежать встречи со спойлерами.
1981 год, вещь создавали на пороге восьмидесятых, когда Леонид Ильич помавал дланью с Мавзолея, сам автор 1944 года рождения начал писать в 1965, а вышел на пенсию с преподавания в университете Сан-Диего (State Univercity, хм-хм) в 2002. Иными словами, высокая интеллектуальная дисциплина, всё более чем в порядке с идеями плюс удобные научные костыли для масштабной и при этом подробной проработки тех или иных реалий в создаваемом произведении (математик).
…и вот тут начинается интересное. Мир у Винджа - что в «True Names», что в иных, более известных его вещах - компьютеризирован не просто обильно, но тщательно. Автор пренебрегает тем, что тщательность эта - наследие индустриальной эпохи, и что даже индустрия как способ организации производства пришла к своим допускам по размерам и времени далеко не сразу.
Например, в «True Names» некий суперхакер влёгкую задерживает посланный к нему в известную географическую точку спецназ, попросту вмешавшись в работу чужой навигационной аппаратуры и заставив бойцов ходить по кругу. Согласитесь, что такое в принципе возможно, но требует непредставимого и нынче присутствия электроники в пожитках - чтобы даже компаса нормального не нашлось.
…мир компьютеризирован обильно и тщательно: так, что может позволить себе сколько-нибудь убедительные видео- и аудиоиллюзии в индивидуальном пользовании, и позволяет.
Несколько суперхакеров-warlocks… «колдуны» всё же… собираются в иллюзии средневекового замка, планируют разновсякие шалости, ограбления, скрываются от правоохранителей, хвастаются, обмениваются опытом… короче, снуют, как тот Горлум. Живут полной жизнью.
Здесь автор помечает другую идею, а именно то, что само условное, заточенное под набор мифических стереотипов восприятие виртуальной реальности оказывается способом работы с ней, переработки большего количества информации в единицу времени. Замечу, что отношение к этой идее такой упаковки может быть очень разным в зависимости от того, насколько тщательно и добросовестно компьютеризирован окружающий мир. Сама идея очень древняя, - любое учение, религиозное или идеологическое, обязано собою ей - но здесь она проговорена применительно к делам техническим, и проговорена ещё тогда, когда они не вышли из моды.
Колдуны, однако, получают сразу с двух сторон предложения, от которых невозможно отказаться. К одному приходят особисты от социального государства, торжествующего в США будущего, других вербует на свою сторону Почтальон - тоже колдун, которого никто не видел, и который общается сугубо письменно.
Сами знаете, «коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти в государстве» (должен ли я «р» подменять на «'»?). К власти над планетой это тоже относится. После нескольких сюжетных поворотов видно, что
- планетарных масштабов компьютерная система достигает такой сложности, что может поддерживать режим работы, сопоставимый по сложности и похожий по эффектам на человеческую личность;
- эту особенность могут использовать достаточно разные сущности - и собственно человек, и программный продукт с ограниченным количеством чётко обозначенных целей;
- борьба за ресурсы, обеспечивающие эту особенность, имеет аспект сугубо виртуальный, когда человеческая личность оказывается способной контролировать и направлять компьютерные системы огромной сложности, а также защищать их от вмешательства себе подобных, или, напротив, оказывается способной отбивать такие ресурсы (Нео? Какой Нео?).
Это вещи, проговорённые в 1981 году. Это, если хотите, оригинал, и многое там виднее, чем у эпигонов.
Сейчас, сорок лет спустя, я рискнул бы высказать мнение, что упование на способность человеческой личности безукоризненно справляться с множеством дел в вездесущей и предельно отлаженной компьютерной системе, - сама по себе та личность напрягается или у неё какой-то волшебный интерфейс - есть отрыжка буржуазного идеализма. Хотя отрыжка, конечно, очень долгоживущая, ей по сю пору наслаждаются и других… наслаждают.
Способности человеческого мозга конечны и ограничены, обязательная пара «возбуждение» и «торможение» с их «индукцией» суть способ активного управления этим ограниченным ресурсом, так что с такими управленческими возможностями не будет вам никакой борьбы планетарного масштаба. О собственном жилище ещё можно подумать, и то вопрос - стоит ли. А всё, что сколько-нибудь выше - ну, будет приличный сюжет для книги или фильма.
Однако получение достаточно сложной компьютерной системой возможности убедительно имитировать человеческую личность и придание ей способности такое делать - нынче выглядят скорее азбучной истиной. Задолго до планетарных масштабов, без требования идеальной какой-то надёжности. И уже понятно, что, как только такой виртуальный работник станется дешевле человека из плоти и крови, он соответствующее место и займёт. Сам Виндж, как апологет рыночного анархизма (State Univercity, хм-хм), может порадоваться.
Цену за этот прогресс возьмёт время: «вечное настоящее» рынка с экономией на долговременной безопасности сделает такого рода предприятия весьма уязвимыми перед протяжёнными проектами по их взлому - с масштабными же последствиями. Поддержание групп, способных на осуществление таких проектов и получение выгод от них, выглядит посильным либо для государств, либо для таких сущностей, от которых даже анархист убежит под крыло к государству с криками ужаса.
У самого Винджа последнее решение одного из главных персонажей «True Names» оказывается в чистом виде работой на будущее: оставление собственной личности в том самом планетарном информационном пространстве, где шла заруба. Другой главный персонаж пожимает плечами: ну кто-то же должен занять место, раз появилась возможность, почему бы и нет.
Выше я уже отметил, что для отдельно взятого человека такая возможность не появится никогда - в лучшем случае деляночка в цифровом раю, никак не достаточная для эпических сюжетов, бок о бок с себе подобными виртуальными сущностями. Кстати замечу, что в «True Names» очень забирают сами путешествия по виртуальному миру: у Винджа вообще много мысли на единицу текста и, думаю, это лучшая похвала для любого НФ-автора.
Однако нечто и в самом деле могло бы единолично пользоваться весьма сложными и масштабными вычислительными системами на уровне регионов, целых стран и обществ. Более того, сама мысль о таком была высказана сильно до Винджа и автором, мягко говоря, не совпадающим с ним по взглядам.
В «Туманности Андромеды», 1956 год, вслух было проговорено обустройство общественных учреждений коммунистического общества в их взаимосвязи по подобию человеческого мозга, мозга пользователя этой вашей виртуальности.
Да, конечно, общение с внешним миром у ефремовской Земли весьма ограничено. Штучные звёздные экспедиции, единственное орбитальное поселение, растянутый на годы обмен сообщениями с очень близкими соседями по Галактике. Да и внутренний обмен сообщениями таков, что по-любому определяет эффекты от сложной системы управления планетой как эффекты очень медленные и икающиеся отдельно взятому землянину самое большее в школьной программе. В «Пламени над бездной» этому соответствует старая добрая Slowness, и то не слишком продвинутая.
Тем не менее, по моему скромному мнению, оба очень разных автора здесь признают одну и ту же вещь. Исторически скоро человеческое общество в своей деятельности станет сопоставимо по сложности с человеческим мозгом при том, что эффекты именно от деятельности в таком режиме будут сказываться на отдельно взятом человеке, свободная воля которого никуда не денется при том, что соображалки у носителя этой свободной воли не прибавится.
И это поставит перед отдельно взятым носителем вопросы, которые не стояли перед хомо сапиенсом очень долго… скажем, со времени перехода от кочевой к осёдлой жизни у первобытного племени. Конечно, можно будет обойтись выбором ответа из готовых, - а их уже дали много - не растрачиваясь на самостоятельный поиск. Однако вопросы появятся.
Нет, не Сингулярность. Более того, именно что не Сингулярность, с принципиальной неудержимостью и непредсказуемостью оной. Наша… как бы это помягче… культурная жизнь сейчас успешно задаёт границы такого развития, его форму, предсказуемость - и сто лет назад задавала - а жизнь политическая с её на первый взгляд бессмысленным запретом на провозглашение и описание каких-то единоличных сущностей масштаба популяции (о «нации» думают только «нацисты», ага-ага, которых надо в тюрьму) яро пытается затормозить и предположить, удержать «сам процесс».
К теме я ещё вернусь, ибо именно под этим углом зрения я вижу вещи скорее оптимистические для России и, главное, для русских. Кое-что мы успели - и я даже не про XX век с подходом к снаряду, позволившим Ефремову написать свою «Туманность…» не скажу какой ценой.
…кстати, у Винджа в «Marooned in Realtime» есть берущий за душу эпизод, когда женщина остаётся, согласно названию произведения, брошенной в реальном времени - человеческая колония на обезлюдевшей после Сингулярности «Земле будущего» прыгает на десятки лет вперёд, и только стазис-объём этой женщины не срабатывает. Она пытается выжить. У неё русская фамилия, если что. И она в своих дневниках вспоминает слово «тафономия». Научное направление с этим названием предложено Иваном А. Ефремовым. Так что, кто его знает, может быть, некий преподаватель университета в Сан-Диего читал коммунистические упражнения в английском переводе, а Фам Нювен Дару Ветру всё же очень дальний родственник…
Извините, увлёкся… я про то, что мы в России получили начало XVII века с климатическими завихами, спровоцировавшими Смутное время и кое-чему нас научившими - я полагаю «северное полюдье» происходящим именно оттуда: как выжить, когда выживание невозможно.
Сейчас ситуация схожая, и даже «климатические угрозы» ложатся в ту же канву. Обретающее благодаря технологии самостоятельность общество как свойство популяции, конфликт между отдельно взятым членом общества и обществом как целым, возможность компромисса между интересами элементарных частей популяции и общества как целого через доступ к заведомо достаточным вычислительным мощностям.
Я вернусь к этим темам. Они интересны. Надеюсь, и читатель вспомнит-перечитает-прочтёт впервые-сопоставит-сделает выводы-обдумает их… мы живём отнюдь не во время какой-то вековой стабильности образца средних веков. Тут всё шатко. Будущее от нас зависит.
Спасибо за внимание.