Должен сказать, что сильнее всего в советской теме к нынешней дате меня достала «вера в светлое будущее» (в миру «уверенность в завтрашнем дне»), упоминаемая как достоинство СССР, причём с очень разных сторон.
Вера во что-то, уважаемый читатель, - это экономия мышления, это отказ тратить внимание и мысль на обдумывание альтернатив. Любой рекламный ролик есть история обретения веры за полминуты.
Доведу уже мысль до предела: вера - это естественная потребность человека, потому её итог, её эффекты столь же приличны и уместны в публичных демонстрациях и обсуждениях, сколь итоги и эффекты других естественных потребностей.
Без шуток, апологетам СССР, содержащим публичные ресурсы, я рекомендовал бы найти антиутопии советского времени и советского авторства - и я не про Торманс с Саракшем, я про вещи менее известные. Дюжина отыщется. Уровень авторов не тот, но сюжеты… небезынтересны. Выложить, предложить к обсуждению. А то так и останется в публичных опросах «вера».
«Верой» с «уверенностью», цинично предположу, нынче пытаются подменить «чувство глубокого удовлетворения», - проще говоря, «счастье» - которое заслуженно наступило у советского обывателя семидесятых, когда того убедили, что никаких «Барбаросс» на родной земле, никаких блокад, героических оборон и успешных наступлений больше не будет никогда. Паритет.
Если такое чувство всерьёз, без подмен, обсуждать, то оно называется не «верой» и не «уверенностью», а «свободой», а потому само это название задаёт неприятные дискуссии с самыми разными сторонами. В сюжетах советских второразрядных антиутопий, рекомендованных выше, всё именно что про «свободу».
И те, кто норовит захватить монополию на понятие «свободы», и, напротив, те, кто это понятие презирает, выступят здесь против вас… вообще, как они слаженно иногда работают… впрочем, ладно.
Это свобода, которой современного обывателя (меня или Вас) упорядоченно лишают через запугивание, через насыщение публичного пространства всевозможными угрозами, через приучение обывателя прислушиваться к таким угрозам, вскармливать свои страхи, покоряться им, зацикливаться на своих будущих потерях: как возможных, так и неизбежных.
Насколько я могу судить, в современном обществе такое запугивание («терроризм», если мы говорим о «плохих парнях») почему-то прибыльно и поставлено на индустриальную основу.
Отсюда у того же обывателя реакцией выступают пожелания «всё остановить», «всё запретить», «всё ограничить», «вернуться в СССР». Это «северное полюдье»: «никто не должен делать того, чего не делаю я» (исправлено по замечанию из комментариев), которое, по моему мнению, здесь скорее естественно.
Я считаю, что в пределе именно оно отвечает за «почему-то», выделенное ранее курсивом. Оно задаёт неизбежную реакцию на очередную пугалочку, и эту реакцию можно использовать.
Если Вы кидаете человеку, придерживающемуся «северного полюдья» как упрощённой версии «северной этики», очередной завих очередного психа с краёв земли, то человек дёргается и начинает орать. «В Интернете кто-то неправ». Внимание привлечено, можно ставить рекламный ролик и пересчитывать денежки от рекламодателя.
Правильным ответом на такое положение дел, то есть следующим шагом в развитии общества здесь станет повышение избирательности, переход от «полюдья» к «этике». Не «никто не должен делать того, чего не делаю я», а «другие не должны делать мне того, чего я не делаю им».
Такое подразумевает работу с медиасферой, вынуждение медиапредприятий к избирательной работе с подписчиками, вынуждение обывателя к подписке как к изначальному режиму общения с медиа, ограничение той же рекламы в публичной сфере… Сложно, долго, занудно, вроде светофоров с «зебрами» на дорогах, по которым естественно было бы бегать как хочешь, ездить, как хочешь...
Хотите, ищите вокруг подтверждения и отрицания хода дел в этом направлении. Я-то так, всего лишь предполагаю, спросив себя, что сильнее всего меня корёжит в медиа-отклике по текущей дате.
А к самой дате я поставлю видеоролик, который меня порадовал. Спасибо за внимание.
Click to view