О делах непривычных.

Dec 17, 2021 16:00


Будучи завален работой, состоящей из множества мелких срочных дел, то бишь требующей прилежания на квантовом уровне, я поневоле начинаю задумываться, что жизнь моя проходит зря.

Нет, вообще-то я и так знаю, что зря она проходит, однако тут ещё и задумываться об этом начинаю. А кому такое понравится?

Ладно. В порядке терапии… сардонии… я вытащил из своих недавних черновиков и комментариев пару, как нынче выражаются, сеттингов. Сюжетных пространств. Псевдонаучная фантастика с социальными претензиями, не более того.

Перечитал извлечённое, пожал плечами: почему бы и нет? Это представления о воображаемой жизни в экстремальных условиях, пока я тут благоденствую в своих метаниях от рабочего компьютера к домашнему.

Потом порылся в рассуждениях, сохранённых «для себя», и нашёл те размышлизмы, благодаря которым оные пространства вообще удостоились записи.

Ладно. Полагаю, читателя развлечёт сам ход мысли от того, что я думаю, к тому, что я воображаю. «Почему бы и нет» (см. выше). Пусть читатель развлекается, пока я работаю со служебными документами, гореть им в любой из преисподней, что пугают верующий люд.

По соображениям, приведённым в самом конце текста, поставлю собранное в обратном порядке: сперва сами сеттинги, а потом рассуждения, их породившие.

Редактировать и сшивать тексты заняло почти час. Весь обеденный перерыв в среду, да.

А станете ворчать, буду рассказывать про попаданцев.

Сюжетное пространство №1. «Без света».

К планете Земля (или похожей на неё) приближается рой достаточно массивных небесных тел - в чём-то ещё метеоритов, а где-то уже и астероидов. Их много, и они настолько массивны, что атмосферы для защиты от значительной части этих небесных тел не хватает. Для чего-то почти не хватает, для чего-то точно не хватает. Приближается этот поток из межзвёздного пространства, но - хвала Юпитеру - со взаимными скоростями повезло.

Поток большой, хватит на годы.

Небесные тела начинают падать. Не слишком часто, так что кратеры дымятся в основном «где-то высоко в горах, не в нашем районе»©. Большая часть человечества знает об этом только по теле-, радио и интернет-репортажам. Огонь, дым, грохот, паника, беженцы, слёзы.

Учёные изобретают, а государства строят здоровенные электромагнитные (или гравитационные) пушки, позволяющие с помощью хитромудрой физики разбивать или отклонять приближающиеся небесные тела.

Орудия требуют очень много энергии, так что правительства задают и поддерживают режим экономии электричества везде, где только можно. «Где только можно» - это «в быту» в первую очередь.

Сюжетное пространство №1 задано описанием будней среднестатистического обывателя, живущего в условиях такой космической обороны пятый или шестой год, когда «приятие» уже состоялось.

Обыватель всего лишь пару часов в день пользуется электричеством в режиме, привычном нам нынешним, потому его образ жизни сильно отличается от нынешнего.

Счётчики с автоматическим отключением по лимиту; «умная» домашняя техника, чей «ум» направлен на поддержание пресловутой экономии согласно оперативно обновляемым по сети нормам и пайкам; неотвратимые и суровые наказания за взлом этого «железа»; неустанная пропаганда скромности как добродетели; бравурные новости об уничтожении или отклонении очередного небесного тела, которое почти уже приложило столицу нашей родины, но из-за удачного применения орудия ушло на орбиту, с которой вернётся обратно не раньше, чем года через два; очень дорогое электричество сверх лимита; элитарные публичные понты, основанные на таком сверхпотреблении. И так далее.

В обывательской среде набирает силу предельно неодобряемое властями и лояльными гражданами откровение: никакой космической бомбардировки на самом деле нет.

Репортажи что ранние, что нынешние суть то ли полностью компьютерные отрисовки, то ли постановки, а пушки вообще муляж. Те полосы, что иногда видны в ночном небе - вполне себе артефакты; то ли мусор сбрасывают с орбиты, то ли дроны распыляют что-то яркое в стратосфере.

Смысл же происходящего, гласит откровение, именно в загоне типического обывателя в стойло, а то подлец якобы распустился в крайние полвека и жрал как не в себя, до полной несовместимости с выживанием человечества. Углеродный след и всё такое.

«Сам процесс», согласно всё тому же разъяснению, обеспечен то ли заговором правительств всех сколько-нибудь развитых стран, то ли деятельностью единого мирового правительства, для которого правительства отдельно взятых стран - марионетки.

Сюжеты, развивающиеся в этом пространстве, могут быть самыми разными.

Общий признак у них один: читатель/зритель/игрок на протяжении любого из этих сюжетов так и не получает сколько-нибудь убедительных доказательств - есть ли те небесные тела или нет их, муляжи те пушки или нет.

«Думайте сами, решайте сами»©.

Сюжетное пространство №2. «Панацея».

Старый добрый пост-ап. Не слишком многочисленное - тысячи полторы человек - поселение, мирно живущее после того, как подавляющая часть человечества вымерла от какой-то особо смертельной болезни.

Честное слово, даже не знаю, откуда такие идеи могут взяться по нынешним временам.

Таких поселений по миру десятки и десятки, какая-то эпизодическая телерадиосвязь между ними есть, на полное самообеспечение большая часть пока не вышла, но уверенно к тому движется.

Иммунитета от смертельной болезни у выживших нет и не предвидится. Их нынешнее выживание обеспечивают периодические уколы панацеи, найденной слишком поздно, в самый разгар вымирания.

К такому поселению извне заявляется человек. Его привечают, ибо люди нынче в дефиците, а когдатошние войны полагают дуростью.

Пришелец выдаёт нечто достаточно убедительное о своём путешествии из малочисленного поселения привитых выживших, оказавшегося без исправной связной аппаратуры, а потом попавшего под фатальную раздачу от зимнего холода или весеннего наводнения.

Пришелец приживается, однако в общем шарахается от местных авторитетов, то есть людей с полномочиями и научно-техническими знаниями.

Остальным же потихонечку открывает, что он вообще-то иммунный, что иммунитет возможен, однако панацея препятствует его появлению: она не убивает вирус, а всего лишь временно мешает ему убить своего носителя. Кроме того, она ещё не совместима с долговременным выживанием - гарантирует беды со здоровьем, рождаемостью et cetera.

И если поселение хочет выжить, то уколы надо прекратить, после чего скрестить пальцы и надеяться, что выживет процентов пятнадцать, но уже с иммунитетом на веки вечные.

Попутно пришелец выдаёт, что и большая часть человечества вымерла не от вируса, а от предыдущих версий панацеи, и рассказывает, что согласно найденным документам (при себе у него их нет) примерно так и было задумано в бункерах и лабораториях. И теперь те, кто варят панацею, зная о том, что как стряслось, тысячи лет будут править остатками мира, превращая их в нечто по своему вкусу.

То есть они так надеются, что тысячи лет, говорит пришелец, однако панацея уморит выживших явно раньше.

Как читатель уже догадался, и здесь любое развитие событий, по-моему, повинно быть ограничено требованием незнания читателя/зрителя/игрока: правду ли говорит иммунный, желает ли он поселению зла в каких-то своих целях, или он попросту сумасшедший, что вполне объяснимо исторически недавним катаклизмом.

Вот такие весёлые истории.

Было бы странно мне претендовать на оригинальность любой из них. Вообще, любой современный автор, заявляющий, что его сюжет не является комбинацией нескольких уже известных, либо считает аудиторию идиотами, либо сам идиот.

Точно так же было бы странно настаивать на связности приведённых изложений. Значительная часть любого текстового или сценического ряда по таковым должна будет либо как-то объяснять нестыковки в сюжете, они же дыры в сюжетном пространстве, либо отвлекать внимание от нестыковок и дыр.

И это станется неблагодарной работой, ибо читатель/зритель/игрок, ради экономии умственных усилий, возможно скорее выберет угодное ему разъяснение сеттинга и далее будет держаться его, с ликованием принимая и распространяя подходящие указания и швыряясь дизлайками в неподходящие ему, пускай по сволочизму авторов и убедительные на его первый взгляд.

Смысл же изложенного одинаков в обоих случаях и может быть сформулирован примерно так: всё то, что мы называем «общественной жизнью», все её сколько-нибудь привычные нам вопросы и ответы, коллизии и перипетии, ограничено мощностью типичных взаимодействий человека в физическом мире.

Кулаком по морде плюс-минус. Это середина по мощности, а выражение лица - нижняя граница, пулемётный же дзот - верхняя.

Как только мощность типичных, частых взаимодействий, в которых человек вынужден участвовать, на порядки взмывает вверх - «астероиды» - или падает вниз, - «вирус» - то привычная «общественная жизнь» для большинства членов общества теряет смысл.

Правила этой жизни, задаваемые и распространяемые через понятия «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло», тоже делают ручкой. И сами эти понятия оказываются ненужными для большинства членов общества. Эффект Вы себе представляете.

А вот из этого понимания следуют действительно любопытные тезисы.

Во-первых, незаменимость (смысл) «науки» и «образования» как общественной деятельности по изучению окружающего мира состоит в том, чтобы в случае чего оказалось возможным достаточно быстро интегрировать новые типичные взаимодействия человека в физическом мире в его «общественную жизнь».

«Наука» и «образование» нужны людям, чтобы спасать и продлевать уже существующие понятия, «что такое «хорошо» и что такое «плохо»», о «добре» и «зле» через их своевременную модификацию. Не давать этим понятиям пропасть, не допускать их полного переформатирования, которое обходится обществу слишком дорого.

Общество без «науки» и «образования» вынуждено будет создавать новые «хорошо» и «плохо» с нуля. Ценой такого создания станет обрушение всякой сколько-нибудь сложной совместной деятельности, основанной на доверии, которого не может быть без соответствующих понятий.

Это будет настоящий, а не «старый добрый» пост-ап, когда цивилизация возрождается с каменных топоров и стайной охоты. Затормозить падение на каких-нибудь огнестрелах дульного заряжания не получится: слишком сложно, у потенциального партнёра странные завихи, которые он почему-то считает истиной в последней инстанции.

Во-вторых, смысл «автоматизации» как направления эволюции производственного аспекта человеческого общества состоит не в каком-то облегчении отдельно взятой человеческой жизни, а в защите «общественной жизни» от тех самых новых, непривычных, но неизбежно типичных взаимодействий человека в физическом мире.

Проще говоря, роботы нужны не для того, чтобы «вкалывать», то бишь заменить человека в делах, ему привычных (нудная работа, ага), но затем, чтобы взять на себя дела сверхсильные или сверхслабые, сверхбыстрые или сверхмедленные, сверхъяркие или сверхтусклые, сверхгромкие или сверхтихие. Взять в порядке однозначных, безальтернативных реакций.

Это второй, внешний уровень защиты «добра» и «зла» от изменений. Предельной целью успешной «автоматизации» выступает недопущение появления новых типичных взаимодействий человека в физическом мире.

Вот эти «во-первых» и «во-вторых» суть те мысли, которыми я хотел поделиться с читателем, по наивности кликнувшим кат. Предыдущие же сюжеты суть иллюстрации к ним.

Зачем так? Сами понимаете, ставить доказательства «от противного» в интернет-рассуждениях после изложения собственно теоремы - форменная глупость: интернет-читатель уже прочёл основные утверждения, уже увидел, что ему не понравилось, уже двинул в комментарии, уделяя мизерную долю внимания остальному тексту. Достоинство у читателя, как правило, превыше истины.

Мои извинения, если это правило в Вашем случае было нарушено.

В любом случае, с моим подходом тут хоть какая-то надежда автора, - ближе к концу обеденного перерыва - что сказанному по сути своей уделят внимание.

Спасибо за него, внимание уделённое. Надеюсь, оно отобьётся, для Вас или для меня.

литература, общество, этика, история, политика, теория

Previous post Next post
Up