Детская железная дорога

May 08, 2013 08:26

  В прошлый раз я прокатился почти на всех видах наземного общественного транспорта Петербурга и ближайших окрестностей - трамвае, троллейбусе, автобусе, электричке и даже метро. Почему "почти"? Потому что есть еще один малоизвестный экземпляр - детская железная дорога, официально "Малая Октябрьская детская железная дорога". Детской она называется, потому что все работы (управление поездами, перевод стрелок, сцепку вагонов, даже продажу и контроль билетов) на ней выполняют юные железнодорожники, под присмотром инструкторов, Про ее северный участок я сегодня и расскажу. Тут надо заметить, что про наличие детской узкоколейки в Петербурге я знал, новый южный участок видно из электрички по пути в Павловск, а на рельсы северного натыкался во время прогулок по району (правда и представить не мог, что по ним что-то еще ездит), но подробностей ни повода, ни особого желания выяснять не было.




Повод появился с этой фотографии на сайте oldspb.ru, сделанной в 50-х годах ХХ века на станции "Старая Деревня":



  В чем же подвох? Дорога в сторону Сестрорецка, ничего особенного... А вот и нет, рельсы идут не на запад, а на север, да и фотография называется странно - "Станция "Кировская" Малой Октябрьской ж.д.". "Откуда она здесь? Узкоколейка же дальше, северо-восточнее отсюда." - подумал я. Пришлось разбираться...
  Итак, первые замыслы по строительству детской железной дороги появились еще в довоенное время, в конце 40-х. Планировалось пустить ветку от Витебского вокзала до Александровского парка в Пушкине. Этим планам помешала Великая Отечественная война, и про дорогу пришлось на некоторое время забыть. К идее вернулись в 1946 году, а согласовали проект в 1947. Двухпутная линия детской дороги длиной около 9 км должна была пройти от ЦПКиО им. Кирова (Елагин остров), вдоль территории Комендантского аэродрома, до посёлка Келомякки (Коломяги). Далее, по дореволюционной Озерковской линии Приморской железной дороги через посёлок Алексеевка до посёлка Озерки -  ничего общего с довоенным планом! Тут стоит отметить, что в те годы территория современного Приморского района была достаточно диким местом. Карта тех лет даст некоторое представление:



Выбор нового места строительства, возможно, был обусловлен тем, что в районе Удельной в то время планировали построить новый зоопарк, и дорога должна была связать очень популярный тогда ЦПКиО имени Кирова (Елагин остров) с зоопарком. В те времена Удельная была довольно глухим пригородом, куда попасть можно было только на трамвае, да на дачном поезде с Финляндского вокзала. А значит: либо ехать в ЦПКиО, либо - в новый зоопарк. А так появлялась возможность за один день побывать в двух местах.

К 1948 году было построено в общей сложности 8,1 км пути и три станции. "Кировская" (с нее мы и начали), "Зоопарк" (сразу за Второй Никитинской улицей в Коломягах, у церкви Дмитрия Солунского) и "Озёрная" (единственная существующая ныне из первоначальной МОЖД). Станция Кировская была главной, рядом с ней находилось управление ДЖД. На ней же был устроен пункт экипировки паровозов, оборудованный пневматическим краном-углепогрузчиком. На обеих станциях были сооружены разворотные треугольники, а на станции Озёрная - ещё и эстакада для перегрузки узкоколейного подвижного состава с «широких» грузовых платформ прямо на пути детской дороги. Наложение получившейся трассы на карту района в 80-х:
 

Проектом дороги предусматривалось строительство станции "Стрелка" - напротив стрелки Елагина острова  на которую собирались перебросить пешеходный мост через Большую Невку. Станция "Кировская" была построена как временная. Планировалось также построить два разъезда - "Пионерский" и "Юный" ("Юный" позже построили, но на ином месте - чуть дальше от "Озёрной").

А дорога успешно функционировала вплоть до дня закрытия сезона 1964 года. 31 августа, рядом со станцией "Зоопарк", неподалеку от церкви Дмитрия Солунского, произошла трагедия - дежурная смена станции "Озерная" возвращалась на "Кировскую" на мотодрезине, сразу после "Зоопарка" они попали в ужасное ДТП - шлагбаумы на дороге уже не функционировали, и их сбил проезжающий по 2-й Никитской самосвал. Погибло четверо молодых железнодорожников и инструктор, две девочки успели соскочить с дрезины.

После трагедии появилась угроза полного закрытия дороги, но в итоге было принято решение дорогу оставить, хоть и в сокращенном варианте. Избавились от наиболее опасного участка "Зоопарк" - "Кировская" (тем более там планировалось бурное строительство новых районов) , с последней главная станция и соответствующая инфраструктура переехали на "Озерную". Старые деревянные платформы на станциях снесли и построили новые бетонные, типа тех. что сейчас можно наблюдать на всех пригородных направлениях, только поменьше. Появился разъезд "Юный", на котором расходились поезда встречных направлений. С 1969 года станция "Зоопарк" сменила название на "Пионерскую", ибо за 20 лет зоопарк там так и не появился. Одноименное метро, кстати, открыли в 1982 году.

Подвижный состав дороги. Сначала паровозы, в том числе и трофейные, затем - специально построенные для МЖД тепловозы (по клику откроются оригиналы фото).






К концу 80-х застройка района Коломяги уже вплотную подобралась к разъезду "Юный". В 1990 участок "Пионерская" - "Юный" временно закрыли для строительства теплотрассы. Потом, видимо, это послужило отличным поводом обратно его уже не открывать. Сейчас на этом месте, повторяя маршрут узкоколейки, проходят Мигуновская и Солунская улицы. А длина ДЖД с 3.1 км  сократилась до 2 км. В 1999 у дороги открылось "второе дыхание" - ее продлили четырехкилометровым участком до станции "Береговая", соорудив совмещенную колею 1520-750 мм на действующих "взрослых" путях. В 2000-м, однако, на Октябрьской железной дороге сменился начальник, и малая железная дорога лишилась протекции, с ней в 2002 году и нового участка, приняв, таким образом, свой сегодняшний вид - 2 станции: "Юный" и "Озерное". А  летом 2011 открылся новый участок МОЖД на юге города, от станции "Молодежная" (Купчино) до "Царскосельской" (21 километр). Про нее уже отлично рассказали до меня.



Вооружившись этими знаниями, я совершил небольшую прогулку с целью посмотреть, как же сейчас выглядит дорога. На движение поездов не рассчитывал, так как сезон открывается в июне и длится до августа.
  1. Вербная, 18. С виду обычный спальный район, ни за что не догадаешься, что где-то здесь может быть что-то особенное!


2. Проходим мимо одноэтажного здания, попадаем на разъезд "Юный". Мдаа... Выглядит очень печально.



3. Дальнейшее путешествие показало, что все не так плохо, эту часть еще не успели "причесать" к открытию сезона.



4. Стрелочная система, благодаря которой локомотив отцеплялся от одного конца поезда и цеплялся к другому, усовершенствованный разъезд.



5. Дорога в отсутствие поездов активно используется в качестве места променада местных жителей.



6. Где-то еще сохранилась старая застройка.



7. А в некоторых местах к дороге вплотную подошла новая. Как бы это не стало поводом к закрытию узкоколейки...



8. Прямо перед "Озерной" с рельсами происходит что-то странное.



9. Стрелочный пункт №2, свежепокрашенный.



10. Удача! Никак не ожидал увидеть на путях подвижный состав!



11. "Лидер" тащит "Пионеров".



12. Окна прикрыты от любопытных глаз видами Петербурга.



13. Стрелочный пункт №1, тоже недавно цвет освежили.



14. Похоже, именно здесь начиналась совмещенная колея. Делаем снимок и идем обратно!



15. Совсем забыл! Во время Великой Отечественной отступающие немцы порезали железнодорожные пути на небольшие куски по несколько метров, чтобы нашим было не воспользоваться ж/д инфраструктурой. Для "большой" железной дороги эти обрезки уже не подходили, а для малой, с ее несерьезными нагрузками - вполне. Сваркой их соединили в стандартные рельсы и уложили в колею Детской железной дороги. На некоторых из них можно найти клейма еще Царской России. Этому рельсу, похоже, лет больше, чем зданиям на заднем плане вместе взятым. Судя по надписи - чешский, из города Кладно.



16. 1896. Александровский Южнорусский завод Брянского Общества.


17, Это идентифицировать не удалось.



18. Тупик после "Юного". Дальше, слева от бежевого здания идет Мигуновская улица (а потом - Солунская). Прошелся по ним до церкви Дмитрия Солунского, рядом с которой располагалась "Пионерская".


19. От самой станции даже напоминания никакого не осталось.


20. Кстати, одна из немногих церквей, почти не пострадавших в советское время. Видимо сказалось расположение в далеком пригороде.



Ну а оттуда уже совсем недалеко и до нынешней "Пионерской", если кто захочет летом прокатится по Малой Железной Дороге, то можно от нее прогуляться, от "Удельной" тоже близко.
  Благодарю за внимание!

Источники и дополнительная информация:

Коломяги, 2013, ЖД, Приморский район, Санкт-Петербург, транспорт, история

Previous post Next post
Up