Неизвестный вокзал или про дорогу на Курорт

May 15, 2013 10:02

Попросите любого  жителя Петербурга перечислить ж/д вокзалы города, и он наверняка назовет вам следующие: Московский, Витебский, Балтийский, Ладожский и Финляндский. Более эрудированные товарищи не забудут еще и Варшавский, в настоящий момент недействующий (там теперь  ТРЦ, а по совместительству еще и музей ЖД). С 99% процентной вероятностью список названных станций на этом будет закончен, что в общем-то неудивительно, так как от двух других вокзалах остались только записи в архивах и исторических справочниках. На Охтинском вокзале останавливаться не буду, а вот про Приморский расскажу поподробнее, у вокзала и железной дороги весьма любопытная история, рассказать которую помогут несколько прекрасных фотоснимков тех времен.




Во время подготовки недавнего поста про детскую железную дорогу наткнулся на упоминание Озерковской ветки Приморской-Сестрорецкой железной дороги, ее часть использовали для прокладки упомянутой детской дороги в конце 40-х годов ХХ века. Ветка начиналась на Приморском вокзале, расположенном на  Новодеревенской набережной Большой Невки, шла практические параллельно Коломяжскому шоссе и заканчивалась в Озерках. Открыли ветку, как и вокзал в 1893 году, и это был первый действующий участок Приморской-Сестрорецкой ж/д.

Вокзал выглядел вот так:
 

Как понятно из названия, следующие участки дороги должны были соединить данный вокзал с Сестрорецком. Однако история железных дорог в этом пригороде Петербурга  началась на 20 лет раньше, в 70-х годах XIX века. Дело в том, что в Сестрорецке находился тогда еще действующий оружейный завод (в советское время сменил профиль на инструментальный, а в 2007 году началось преобразование завода в жилой квартал), и от военного министерства поступил заказ на присоединение его к уже действующей железной дороге в Финляндию.

Оружейный завод:


Достаточно быстро ответвление в районе Белоострова было построено, 2 ноября 1871 года открылось движение. Путь начинался за железнодорожным мостом через реку Сестру и шел вдоль неё, не пересекая, до Сестрорецка. С этого момента начинаются удивительные истории связанные с движением поездов в этом районе. Итак, буквально через год внезапно стало понятно, что дорого убыточна,  и появились предложения ее закрыть. Этому помешала группа предприимчивых господ во главе с Морицем фон Дезеном и Михаилом Миллером. Господа организовали "Общество Сестрорецкой железной дороги" (в 1873 году) и выкупили у Финляндской железной дороги Сестрорецкую ветвь для организации пассажирского движения. Поезда в дальнейшем арендовали так же у Финляндской ж/д. В планах было продлить ветку к Тарховской косе, где была пристань, и сделать еще одну, на берегу Сестрорецкой губы. Новую пристань сделали, пути к ней проложили. Гавань даже получила название в честь одного из основателей общества, "Гавань Миллера". Вот она:
 

Коммерсанты, однако, к успеху так и не пришли, пристань бездействовала, объем перевозок грузов был невелик В итоге, "Общество Сестрорецкой железной дороги" в середине 80-х разорилось, а 1 января 1886 года дорогу закрыли для движения.

Следующий этап начался в 1889 году, когда было создано "Акционерное общество Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги". Сначала планировалось организовать конную ж/д, но потом было получено разрешение на применение паровой тяги. Как раз это общество открыло в 1893 году Озерковую ветку и Приморский вокзал, а затем, в ноябре 1894 закончило строительство до Сестрорецка. Ирония заключалась в том, что и эта дорога не была доходной, пассажиров было очень мало. В итоге, председатель "Общества" П. А. Авенариус обратился к правительству с просьбой построить Курорт рядом с Сестрорецком, чтобы людям было куда по построенной железной дороге ездить.Просьбу удовлетворили, землю под Курорт выделили, пошла активная застройка того района. В 1900 ветку продлили до одноименно   станции, а в 1903 году перебросили через реку Сестру. Рядом так же построили мост для гужевого транспорта.

На фото - мост через р. Сестру:
 

А на этом снимке видно сразу два моста.
 

За мостом, совсем рядом с Финской границей была открыта станция Дюны. В итоге, в начале ХХ-го века Приморская-Сестрорецкая железная дорога приняла такой вид (по клику станет больше):
 


Открытие Курорта не принесло "Обществу" ожидаемой выгоды, финансовое положение все равно оставалось нестабильным. Так продолжалось до 1910 года, когда акционерное общество в итоге признали несостоятельным, и контроль над дорогой перешел государству. С тех пор, как ни странно, положение Приморской ж/д начало улучшаться.

В 1914 году, с началом Первой Мировой , снова появилась необходимость присоединения Сестрорецкого оружейного к сети российских железных дорог. Сначала устроили соединительную линию (частные и государственные дороги стыковочных узлов не имели) у станции Озерки, а потом, в 1916 году восстановили заброшенную ветку до Белоострова. В 1918 году Приморская Петроградско-Сестрорецкая железная дорога была национализирована и грузы на завод стали доставляться по ней.

В 1919  Финляндия провозгласила независимость, мосты через пограничные реки были взорваны. Курорт стал пограничной зоной, движение по Сестрорецкой ветке было предельно ограничено.

А в осенью 1924 года было сильнейшее наводнение. Мост и дамбу в Лахте смыло, а пути на участке Новая Деревня - Лахта серьезно пострадали. С этого момента началось активная перестройка железной дороги: вокзал ликвидировали (мысли о его переносе были еще в начале века), железную дорогу присоединили к Финляндской линии, поезда в Сестрорецк стали отправляться с Финляндского вокзала. В 1925-м Сестрорецк снова соединили с Белоостровом.

После наводнения, в Лахте:


В 1948 появилась Малая Октябрьская детская железная дорога (ей посвящен отдельный пост), а в 1952 году электрифицировали участок до Сестрорецка и ж/д приняла практически свой современный вид.

Ну и напоследок еще несколько архивных фотографий:




Да, чуть не забыл! Карта, на которой видно, где именно располагался вокзал (А еще видно Ипподром и Аэродром в районе метро "Пионерская"). Сейчас от вокзала не осталось никаких напоминаний, адрес вокзала примерно соответствует нынешнему Приморскому шоссе, д. 15.



Благодарю за внимание! Другие "исторические" посты со старыми фотографиями можно найти по тэгу " история"

Источники и дополнительная информация:

ЖД, Приморский район, Санкт-Петербург, Курортный транспорт, окрестности, история

Previous post Next post
Up