082. Специфические микротональные аккорды - II (24-TET)

Nov 07, 2012 19:50

.
Микротональные «минорные» аккорды Айвза всё таки нашлись в Википедии, в двух видах:



Структура первого «secondary «minor» (начиная с нижней ноты):

- Основной тон (до);
- 5 четвертьтонов к основному тону (реф);
- Кварта к основному тону (фа);
- 5 четвертьтонов к кварте (соп);
- Кварта к кварте (би).

Структура по сути элементарна: 5 нот разделённых 4 интервалами в 5 четвертьтонов. А поскольку два интервала в 5 четвертьтонов образуют кварту, то аккорд содержит три квартовых интервала между:
- нижней и средней нотами (до и фа);
- средней и верхней нотами (фа и би);
- второй снизу и второй сверху нотами (реф и соп).

Т.е. аккорд построен на делении кварты пополам. (В комментариях к предыдущей записи ( 081bntr предложил взять треть от квинты, но треть от квинты не входит в 24-TET звукоряд, а половина от кварты входит!)

Вариант аккорда названный «1st inversion» (первое обращение) отличается только тем, что вторая снизу нота реф перенесена на октаву (24 четвертьтона) вверх:
- Основной тон (до);
- Кварта к основному тону (фа);
- 5 четвертьтонов к кварте (соп);
- Кварта к кварте (би);
- 5+24 четвертьтонов к основному тону (реф).

Если с сравнить с предложенной мной ( 081) структурой «фундаментального «минора», то две нижние ноты я угадал ))). Действительно, интервал в 5 четвертьтонов играет важнейшую роль в микротонально-минорном аккорде. Но я не ожидал, что Айвз полностью исключит из такого аккорда квинту, заменив её целыми тремя квартами. Несмотря на свою простоту, весьма интересная структура, но даже более громоздкая чем «фундаментальный «мажор» Айвза - целых пять нот! Для лучшей будущей совместимости с микротональными ладами, можно предложить упрощённую структуру «secondary «minor», из трёх нот:



При дальнейшем рассмотрении я ограничусь только упрощёнными вариантами фундаментального мажора/минора и упрощённым вариантом «secondary «minor», который я буду обозначать как s (в дополнение к уже принятым обозначениям: M - мажорный, m - минорный, d - уменьшенный, a - увеличенный, F - упрощённый fundamental major, f - fundamental minor). В любом случае, пользоваться можно и нужно всеми этими видами аккордов.

В следующий раз - софт для работы с микротональными 24-TET ладами.

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

24tet, music_theory, microtonal

Previous post Next post
Up