071. Двенадцатиступенные двухоктавно-квинтовые лады - I

Sep 03, 2012 23:17

.
Семиступенные двухоктавно-квинтовые лады интересны тем, что они являются двухоктавным отображением натуральных диатоник. А чем интересны двенадцатиступенные? Тем что представляют собой квинтово-обусловленные способы «размазывания» двенадцатиступенной хроматической последовательности по двум октавам. Как нетрудно догадаться, в зависимости от положения тоники в квинтовой последовательности, получатся 12 разных двенадцатиступенных двухоктавно-квинтовых ладов. В первой таблице они упорядочены от аналога локрийского [-11; 0]24 (все квинты отложены вниз от тоники) до аналога лидийского [ 0; +11]24 (все квинты отложены вверх от тоники). Между ними промежуточные варианты, когда часть квинт отложена вверх, а часть вниз.


Структуры двенадцатиступенных двухоктавно-квинтовых ладов на хроматической шкале:



В таблице указаны номера ступеней и типы трезвучий, которые можно на этих ступенях построить. Цветовая кодировка стандартная: зелёный - уменьшенные трезвучия, голубой - минорные, розовый - мажорные, серый - увеличенные.

Сравните эту таблицу с аналогичной таблицей для натуральных диатоник ( 023). Здесь ступени тоже "перескакивают" от лада к ладу, но перескок зачастую происходит в другую октаву, так что я не стал загромождать таблицу стрелочками. Обратите внимание, что появление/исчезновение ступени всегда связанно с уменьшенным трезвучием - в натуральных диатониках было точно так же.

Все эти двенадцать ладов, подобно натуральным диатоникам, тоже преобразуются друг в друга путём циклического сдвига структуры и образуют семейство Двенадцатиступенных двухоктавно-квинтовых ладов.

Та же самая таблица, но строчки упорядочены в порядке циклического сдвига структуры лада влево. Первый лад тот же самый [-11; 0]24



Тут всё выглядит более хаотично, но я на всякий случай сделал.

В заключение, обращу внимание на одно очевидное, но примечательное свойство Двенадцатиступенных двухоктавно-квинтовых ладов. Структуры, условно говоря, "начальной" и "конечной" октавы лада всегда дополняют друг друга до полного хроматического ряда. Т.е. те ноты которых не было в "начальной" октаве, обязательно появятся в "конечной".

В следующий раз более подробно рассмотрим квинтовую структуру Двенадцатиступенных двухоктавно-квинтовых ладов.

Оглавление   Словарь   Словарь МТ

music_theory, 2octaves, 12tet

Previous post Next post
Up