.
Вчерашний фрагмент статьи
(051), это всего лишь затравка, теперь самое главное:
" Образование на основе темперированного звукоряда новых систем с большим, чем семь, количеством ступеней (звуков простых названий) возбуждает ряд теоретических вопросов.
Если сохранить условия темперированной настройки (двенадцати полутоновых промежутков в пределах октавы) и октавной повторности в логике высотных отношений, то наибольшим числом ступеней в новой разноступенной системе явится двенадцать.
Прежде всего для них понадобятся недостающие названия. Для облегчения в решении возникающих задач в рабочем порядке целесообразно сохранить все восемь старых буквенных обозначений (c-d-е-f и т.д.) и прибавить к ним недостающие четыре следующим образом: C-K-D-L-E-F-V-G-T-A-B-H
После этого прежде всего возникает теоретический вопрос: явится ли эта система альтерационной или безальтерационной?
Безальтерационная - такая, которая не применяет знаков альтерации; в ней каждая ступень имеет только одну высоту, то есть является единственной звукоступенью, в которой нет энгармонизма; каждая перемена высоты (в пределах октавы) влечет за собой и перемену названия звука, и обратно - каждая перемена названия влечет за собой и перемену высоты. Безальтерационная двенадцатиступенная система будет содержать только двенадцать обозначений звуков (звукоступеней) в пределах октавы.
Альтерационная - такая, которая применяет знаки альтерации, в которой каждая ступень может иметь различную высоту, то есть обозначать любой из двенадцати звуков своей октавы (двенадцать звукоступеней), и обратно - каждый звук может быть обозначен двенадцатью способами.
Двенадцатиступенная альтерационная система теоретически будет содержать в пределах октавы не 12, а 144 звукоступени (т. е. 144 различных обозначений двенадцати звуков) (опять эти звукоступени! - прим. Zverolov).
Такова существенная разница между двумя возможными видами двенадцатиступенной системы.
Предлагая двенадцатиступенную систему при анализе аладовой основы в музыке ряда современных композиторов, теоретики, к сожалению, обычно не различают этого важнейшего обстоятельства.
А между тем ответ на вопрос о том, будет ли звук между C и D всегда K, или он может быть энгармонически равен Cis и Des, будет ли C всегда C или также Kes, Deses и т. д., - имеет определяющее значение при оценке новой двенадцатиступенной системы и вообще всякой более чем семиступенной системы.
Сохранятся или уничтожатся альтерации и энгармонизм, диатоника и хроматика?
Двенадцатиступенная безальтерационная система, по сравнению с семиступенной альтерационной, увеличит число ступеней на 5, но уменьшит число звукоступеней на 72 (7*12=84, 84-72=12=7+5 - прим. Zverolov)."
Ну что, кто тут
смеялся над моими "до ку ре фи ми фа ту соль поль ля би си" ?
Так что мой выбор - Двенадцатиступенная безальтерационная система!
PS Кстати, кто из теоретиков использовал двенадцатиступенную систему? Должанский фамилий не назвал, к сожалению.
Оглавление Словарь Словарь МТ