051. Должанский - Некоторые особенности семиступенной музыкальной системы

Apr 30, 2012 17:46

.
"Из свойств, которыми обладает наша звуковая система, следует обратить особое внимание на три.

1) Она является полутоновой. Акустический звукоряд ее содержит округленно 90 звуков различной высоты, с одинаковой высотной разницей (промежутками) между соседними звуками (полутоном).

2) Она является октавной. Всякий двенадцатый звук, взятый от данного вверх, образует шеститоновый промежуток и дает вдвое больше колебаний, чем тот, от которого он отсчитан, то есть образует с ним высотное соотношение, равное первому промежутку в шкале гармонических созвуков. Промежуток этот оценивается как логическое тождество. Высотные соотношения звуков, повторенные на октаву выше, определяются как иные по регистру, но те же по логике высотных связей.

3) Она является семиступенной альтерационной, а следовательно, и энгармонической.

В результате наша музыкальная система имеет в пределах октавы: 12 звуков различной высоты, 7 ступеней различных названий, 84 теоретически возможные звукоступени в итоге."

12*7=84 возможные звукоступени в пределах октавы. Т.е. Должанский говорит что альтерациями из любой ноты октавы можно сделать любую другую ноту. Записать Соль как До с семью диезами, например. Пусть об этой возможности сказано лишь как о теоретической, но вам не кажется что это перебор? Каковы вообще разумные пределы альтерации? И не очень понятен термин "звукоступень". По Должанскому "звукоступень" это что-то вроде способа по которому получен один из 12 звуков из одной из 7 ступеней. Т.е. Соль определённая как До с семью диезами это одна звукоступень, а Соль определённая как Си с 4 бемолями это другая звукоступень. Но До с семью диезами можно записать и как До более высокой октавы с пятью бемолями. По Должанскому эти варианты считаются одной и той же звукоступенью (а то бы вариантов было бы больше чем 84), но каноническая музыкальная теория пытается убедить меня в том, что До# это совсем не то же самое что Реb, если не по звучанию, то по смыслу. Так в чём же тогда смысл термина "звукоступень", если её бемольный вариант эквивалентен диезному?

Ничто меня так не сбивает с толку как альтерации и энгармонизмы :(

PS Продолжение статьи в котором рассказывается о путях образования двенадцатиступенной системы (052)

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

music_theory, 12tet

Previous post Next post
Up