Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (Москва)
Хрущевская Оттепель - это прежде всего.... это, наконец, открытие 20 июля 1955 г. для свободного посещения Московского Кремля, тридцать лет закрытого для простых смертных…
В ряду этих и других ярких событий, относящихся к 1955-1956 гг., практически не замечена была широкой общественностью промелькнувшая 24 апреля 1956 г. в газетах Информация о создании в Системе Академии Наук СССР Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). Лишь немногие могли припомнить, что когда-то, ещё в далекие довоенные времена, существовал академический институт с похожим названием -
Институт мирового хозяйства и мировой Политики.
Открытию ИМЭМО предшествовала история, начало которой относится к ноябрю 1952 г., когда в Москву на постоянную работу в Институт экономики АН СССР из Баку был приглашен кандидат экономических Наук Анушаван Агафонович Арзуманян. Поскольку ему суждено будет стать одним из главных персонажей в нашем рассказе, есть основания подробнее познакомиться с биографией этого незаурядного человека 1
--------------
1 О жизни и научной деятельности А.А. Арзуманяна см.: Академик В.А. Мартынов. Академик Анушаван Агафонович Арзуманян (1904-1965) // Академики-экономисты России. М., 1999. С. 193-210.
Анушаван Арзуманян родился 14 февраля (по н.с.) 1904 г. в с. Каварт Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии в крестьянской семье. Окончив двухгодичную сельскую начальную школу, он поступил в реальное училище в г. Шуша, где проучился с 1912 по 1918 г. Как и многие его сверстники, совсем ещё юный Арзуманян был вовлечен в водоворот революционных событий, примкнул к Большевикам и в 1920 г. стал одним из организаторов комсомола Армении. С 1921 по 1928 г. Арзуманян, вступивший в апреле 1923 г. в ВКП(б), - на руководящей работе в комсомоле. Он член бюро Закавказского краевого комитета ВЛКСМ, член Президиума ЦК ЛКСМ Армении, секретарь Ереванского комитета ЛКСМ и заместитель секретаря ЦК ЛКСМ Армении.
Неудержимое стремление к знаниям побуждает Арзуманяна прервать успешно начатую комсомольскую карьеру. В 1928 г. он отправляется в Москву и поступает в Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, но со 2-го курса его мобилизуют на партийную работу и возвращают в Армению, где Арзуманян работает секретарем Курукулинского (впоследствии Октемберянского района).
В 1931 г. Арзуманяна переводят на работу в ЦК КП(б) Армении, где он возглавляет Отдел агитации и массовых кампаний и избирается членом ЦК КП(б)А. Через два года, в июне 1933 г., Арзуманян вновь попадает в Москву, где до февраля 1936-го учится в Аграрном институте Красной профессуры, после чего получает назначение, сначала на должность 1-го секретаря Микояновского РК КП(б) Армении, а в феврале 1937-го - 1-го секретаря Кировского РК КП(б)А.
Успешная карьера Арзуманяна оборвалась в ноябре 1937 г., когда его, в то время уже ректора Ереванского государственного университета, арестовали. Сам он никогда и никому, кроме членов своей семьи, не рассказывал о том трагическом периоде жизни. В Архиве РАН, где имеется личный фонд А.А. Арзуманяна с его многочисленными анкетами, служебными характеристиками и автобиографиями, нет ни одного упоминания о том, что он был репрессирован. И лишь однажды, в краткой автобиографии из личного дела, хранящегося в Архиве Института мировой экономики и международных отношений, обнаружилась одна скупая фраза: "В ноябре 1937 г. был оклеветан врагами народа, привлечен к следствию, но был полностью реабилитирован" 1
За этими немногими словами - личная трагедия Арзуманяна, повлиявшая на всю его жизнь, на его мировоззрение и поступки.
Как выяснил Гагик Григорьевич Арзуманян, племянник Анушавана Агафоновича, изучивший в Ереване его следственное дело, будущий основатель ИМЭМО был арестован по т.н. "делу Агаси Ханджяна", 1-го секретаря ЦК Компартии Армении, застреленного лично Берией 9 июля 1936 г. Тогда было объявлено о самоубийстве Ханджяна, запутавшегося "в своих националистических ошибках и связях" 2 , а год Спустя началась широкомасштабная чистка в руководстве компартии Армении. В результате этой чистки к концу 1938 г. из 55 членов и кандидатов ЦК КП Армении уцелело лишь 15 человек 3
В застенки НКВД угодил и Анушаван Арзуманян, хорошо знавший покойного Ханджяна. Из материалов следственного дела Арзуманяна следует, что показания на него (под пытками) дали 9 человек 4 . Все они, признавшись в своих мнимых преступлениях и оговорив тех, на кого указывало следствие, позднее были расстреляны. Что касается Арзуманяна, то ему хватило сил, пройдя все круги чекистского ада, не признать своей вины 5 . Быть может, это и спасло ему жизнь.
Когда в конце 1938 г. Сталин убрал из НКВД Ежова и поставил на его место Берию, последний провел явно демонстративную акцию по реабилитации части арестованных и даже осужденных "врагов народа". В немногое число счастливчиков попали и те, кто упорно не признавал своей вины. "Дело" Арзуманяна было затребовано из Еревана в Москву, где решением Особого совещания при НКВД он был оправдан 6
-------------------------
1 Личное дело А.А. Арзуманяна // Архив Института мировой экономики и международных отношений (далее везде: Архив ИМЭМО РАН. - П.Ч .).
2 Заря Востока, 14.07.1936. Цит. по: Берия: Конец карьеры. М., 1991. С. 30.
3 Там же. С. 31.
4 Был и ещё один человек, который добровольно, без всякого давления, оговорил Арзума- няна.
5 Позднее он рассказывал своим близким, что однажды его специально повели на допрос через помещение, где лежали окровавленные трупы двух его товарищей. Это должно было сломить сопротивление Арзуманяна (из воспоминаний Г.Г. Арзуманяна).
6 По-видимому, его делом в Москве занимался, если и не сам Берия, то, по всей видимости, Богдан Кобулов, тогдашний начальник Следственной части, зам. начальника ГУГБ НКВД СССР.
В апреле 1939 г. Арзуманян вышел на свободу, оставив в застенках НКВД многие прежние иллюзии, но сохранив веру в главное - в идеи Маркса и Ленина. Семнадцать месяцев пребывания в чекистской преисподней оставили в душе Арзуманяна незаживающую рану. На всю жизнь он сохранит непримиримое отношение к людям, которые, как он достоверно знал, принимали активное участие в "разоблачении врагов народа" в Армении. Впоследствии он поймет, кто был инициатором массовых репрессий в СССР, а поняв станет убежденным антисталинистом.
В июне 1941 г. Арзуманян добровольно вступает в ряды Красной Армии, становится военным политработником и принимает участие в боевых действиях на Закавказском, Северо-Кавказском, 1-м и 4-м Украинском фронтах. На трех последних фронтах майор Арзуманян находился в составе 18-й армии, в непосредственном подчинении у начальника армейского политотдела полковника Л.И. Брежнева, который в самом конце войны получит генеральские погоны и возглавит Политуправление 4-го Украинского фронта.
В январе 1946 г., после демобилизации, Арзуманян возвращается в Ереван, где ему предлагают место старшего преподавателя на кафедре политэкономии в Азербайджанском государственном университете им. С.М. Кирова. Пришлось покидать родной Ереван и отправляться в едва знакомый Баку. Устроившись на новом месте, Арзуманян с головой уходит в учебный процесс и одновременно завершает работу над кандидатской диссертацией, которую успешно защищает уже в 1947 г. 2 Вскоре он получает ученое звание доцента. В это время происходит важное событие в его личной жизни, безусловно, определившее дальнейшую стремительную карьеру Арзуманяна. В Баку он женится на Айкуш Лазаревне Туманян и в одночасье становится родственником члена Политбюро ЦК ВКП(б) Анастаса Ивановича Микояна.
Дело в том, что жена Микояна, Ашхен Лазаревна (урожденная Туманян), была старшей сестрой Айкуш Лазаревны Арзуманян. "Она всегда была частым и желанным гостем у нас дома, - вспоминает сын Микояна Серго. - Анушаван Агафонович понравился отцу… своими качествами: порядочностью, умом, доброжелательностью, серьезным отношением к экономической Науке и новаторским идеям. У всех домашних он вызывал уважение и симпатию…" 3
-------------------------
1 Архив Российской академии Наук (далее везде: Архив РАН. - П.Ч. ). Ф. 1556. Оп. 1. Д. 180. Л. 1.
2 Диссертацию Арзуманян защищал не в Баку, а в своем родном Ереванском университете.
3 Из неопубликованной рукописи С.А. Микояна "ИМЭМО в моей жизни (сугубо личные и, быть может, слишком откровенные воспоминания)", любезно предоставленной им в распоряжение автора.
Слева направо, сверху:Владимир, Серго, Степан, Алексей, Иван. Сидят: Артем Иванович Микоян, Анастас Иванович Микоян, Гай Лазаревич Туманян, Ашхен Лазаревна Микоян (Туманян) - не Айкуш старшая сестра!
http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:217799 Гай Туманян родился 12 мая 1901 года в Тифлисе. С юношества приобщился к подпольным организациям большевиков и активно участвовал в их жизни. В мемуарах С. А. Микояна приводятся воспоминания самого Гая Лазаревича (являлся братом жены) о том, что он в 16 лет по поручению Камо перевозил в Баку деньги.
_______________________
А.И. Микоян многие годы отвечал в Политбюро и в Правительстве за вопросы внешнеэкономической деятельности СССР и по роду занятий, в отличие от большинства других "соратников", неплохо ориентировался не только во внутренних, но и в международных делах.
Заместителю Председателя Совета Министров СССР А.И. Микояну не стоило больших усилий в августе 1952 г. организовать перевод на работу в Москву доцента А.А. Арзуманяна, к тому времени уже проректора по научной работе Азербайджанского государственного университета. Арзуманян направляется в Институт экономики АН СССР на должность и.о. заведующего сектором общих проблем империализма и общего кризиса Капитализма 1 . Здесь он близко знакомится с академиком Е.С. Варгой и бывшими "имховцами", уцелевшими после ликвидации в 1947 г. Института мирового хозяйства и мировой Политики. Остатки ИМХМП, как уже Говорилось, были собраны в том самом секторе, который возглавил Арзуманян.
Уже через год, в сентябре 1953 г., Арзуманян решением Президиума АН СССР был назначен заместителем директора Института экономики (по капиталистической экономике). В представлении на эту должность, направленном в Президиум Академии Наук, дирекция Института экономики подчеркивала: "За короткое время т. Арзуманян А.А. проявил себя серьезным квалифицированным экономистом, с большим опытом организационной работы, хорошо ориентирующимся в вопросах капиталистической экономики" 2
------------------
1 С его приходом сектор был реорганизован и укрупнен, получив название - сектор проблем империализма и национально-колониальных проблем.
2 Личное дело А.А. Арзуманяна // Архив ИМЭМО РАН.
Нельзя исключать того, что столь быстрое продвижение кандидата Наук Арзуманяна (в Институте экономики работал большой отряд маститых экономистов, наделенных академическими регалиями), наряду с его очевидными способностями, объяснялось также и возросшим после Смерти Сталина влиянием А.И. Микояна, который становится членом обновленного Президиума ЦК КПСС, откуда удалили почти всех "новобранцев" XIX съезда, и Первым заместителем Председателя Совета Министров СССР.
Постоянное общение с Е.С. Варгой и другими "имховцами" постепенно приводит Арзуманяна к мысли о необходимости воссоздания закрытого Сталиным Института мирового хозяйства и мировой Политики. Разумеется, это было и заветной мечтой самого
Варги.
Укрепившись в этой мысли, Арзуманян поделился ею с А.И. Микояном и встретил у того полное понимание. Микоян хорошо помнил и высоко ценил информационно-аналитические разработки, которые он, как член Политбюро и нарком (министр) внешней торговли, получал в свое время из ИМХМП. Тем большая потребность в подобного рода разработках, по его мнению, возникла теперь, когда преемники Сталина начали переосмысливать доставшееся им наследие.
Арзуманяну без труда удалось убедить в этом своего влиятельного родственника.
Микоян взялся помочь Арзуманяну в реализации его плана воссоздания в Системе Академии Наук СССР некоего подобия ИМХМП. Микоян и Арзуманян "часами беседовали на эти темы - от круга проблем для будущих Исследований до того, как осуществить эту идею, т.е. провести её через всевозможные бюрократические рогатки" , - вспоминает С.А. Микоян 1
Было решено действовать с двух направлений: Арзуманян должен был добиться постановки данного вопроса на уровне Академии Наук, а Микоян брался провести его через ЦК и Совет Министров.
Приближался намеченный на февраль 1956 г. XX съезд КПСС, на котором, среди прочего, предстояло обсудить директивы по 6-му пятилетнему плану развития народного хозяйства, в том числе и Науки, на 1956-1960 гг.
В октябре 1955 г. Президиум Академии Наук СССР направил Председателю Совета Министров СССР Н.А. Булганину развернутую докладную записку - "Важнейшие задачи развития Науки в шестой пятилетке" 2 .
А.А. Арзуманяну, поддержанному академиком Е.С. Варгой и руководством Отделения экономики, философии и права АН СССР, удалось включить в раздел, посвященный состоянию и перспективам развития общественных Наук, ряд предложений, включая создание Института мировой экономики и международных отношений.
------------------
1 Микоян С.А. Указ. соч. С. 2
2 Полный текст этого документа с Приложениями хранится в бывшем Архиве ЦК КПСС. См: Российский государственный архив новейшей истории (далее везде: РГАНИ. - П.Ч. ). Ф. 5. Оп. 35. Д. 35.
3 Там же. Л. 258.
В подразделе "Мероприятия, необходимые для обеспечения дальнейшего развития общественных Наук" читаем:
"Организовать специальный Институт мировой экономики и междуна родных отношений на базе отдела экономики современного Капитализма Института экономики Академии Наук СССР… Разрешить экономистам, работающим по международным вопросам, использовать служебные материалы МИД и МВТ СССР. Создать, наряду с журналом "Вопросы экономики", журналы по экономике капиталистичес ких стран и экономической географии" 2 .
Все эти благие академические пожелания, требовавшие значительных бюджетных затрат, могли так и остаться на бумаге, если бы за их реализацию не взялся член Президиума ЦК КПСС, Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Анастас Иванович Микоян. Одному ему доступными способами он обеспечил внимательное, а не формальное изучение направленных в Правительство предложений Академии Наук о создании нового института международного профиля. И что самое главное - он сумел склонить к этому Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева
А. И. Микоян, Н. С. Хрущев, С. А. Микоян. Пицунда, 1963 г.
Трудно со всей определенностью утверждать, кто именно, помимо цековских чиновников, принимал участие в подготовке Отчетного доклада, с которым на XX съезде КПСС выступил Н.С. Хрущев. Тем не менее знакомство с некоторыми его разделами и пассажами, посвященными оценке т.н. общего кризиса Капитализма, международной обстановке и положению в советской экономической Науке дает основания предположить, что в этом участвовали некоторые научные сотрудники отдела современного Капитализма Института экономики АН СССР, в частности академик Е.С. Варга и заместитель директора Института А.А. Арзуманян. Слишком уж напоминали данные Хрущевым в докладе оценки по некоторым из этих вопросов точку зрения Варги и его единомышленников, к которым по приезде в Москву присоединился и Арзуманян, ставший наиболее активным борцом против Догматизма и застоя, утвердившихся в экономической Науке после 1947 г.
Говоря о международном положении СССР, Н.С. Хрущев подтвердил курс на мирное сосуществование с Западом, обозначившийся в Политике СССР после Смерти Сталина, как "генеральную линию внешней Политики нашей страны" 2 . Он отметил, что, несмотря на продолжающуюся, разумеется, по вине “империалистических кругов”, Холодную войну и гонку вооружений, "среди влиятельных кругов Запада начинают появляться признаки известного отрезвления" 3 .
Но что самое удивительное, Хрущев повторил тот самый "пораженческий" тезис Маленкова о губительных последствиях для человечества третьей мировой войны, за который годом ранее он резко критиковал своего тогдашнего соперника. Теперь же Хрущев по существу полностью соглашался не только с Маленковым, но и с "видными деятелями буржуазных стран" в том, что "в войне с применением атомного оружия не будет победителей" 4 .
----------------
1 XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. 14-25 февраля 1956 года. Стеног рафический отчет. Т. 1. М., 1956. С. 112-114.
2 Там же. С. 34.
3 Там же. С. 23.
4 Там же.
По окончании работы XX съезда А.И. Микоян проследил, чтобы его предложение не затерялось в Массе других пожеланий и рекомендаций, высказанных со съездовской трибуны. Отдел Науки ЦК КПСС получил предписание в короткий срок подготовить проект решения Президиума ЦК об организации в Системе АН СССР Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). К подготовительной работе были подключены академик Е.С. Варга и А.А. Арзуманян.
Поскольку материалы Секретариата и Политбюро ЦК КПСС, относящиеся к тому времени, до сих пор (2004 г.) по большей части не рассекречены, не представляется возможности документально проверить, как обстояло дело на самом деле, хотя нет никаких оснований сомневаться в надежности источников, на которые ссылается Г.А. Арбатов, т.е. свидетельств Е.С. Варги и Н.Н. Иноземцева. Но в любом случае весной 1956 г. И.И. Кузьминов не имел никаких шансов занять пост директора создаваемого Института мировой экономики и международных отношений уже по той простой причине, что это место было зарезервировано за А.А. Арзуманяном.
Хотя формально вопрос об отборе кандидатов на должности директоров академических институтов входил в сферу компетенции тогдашнего секретаря ЦК КПСС по идеологии Д.Т. Шепилова, кандидатура А.А. Арзуманяна уже была одобрена самим Н.С. Хрущевым, что делало бессмысленным все хлопоты в пользу других лиц. По свидетельству Серго Анастасовича Микояна, его отец заблаговременно подготовил почву, переговорив с Хрущевым, а затем представил ему Арзуманяна, который произвел на того благоприятное впечатление.
Если в отделе Науки ЦК поначалу действительно не знали об уже сделанном "на самом верху" выборе директора ИМЭМО, то к середине марта 1956 г. этот вопрос окончательно прояснился. 21 марта 1956 г. Секретариат ЦК КПСС принимает Постановление "Об организации Института мировой экономики и международных отношений Академии Наук СССР" и рекомендует Президиуму ЦК КПСС утвердить его, что и было сделано 3 апреля того же года. Затем решение высшей партийной инстанции "спускается" в Академию Наук и уже 13 апреля 1956 г. обретает форму Постановления Президиума АН СССР, подписанного Президентом АН СССР академиком А.Н. Несмеяновым и заместителем Главного ученого секретаря Президиума АН СССР членом-корреспондентом АН СССР К.А. Власовым. Это постановление, практически слово в слово повторявшее решение Политбюро от 3 апреля 1956 г., было опубликовано с небольшими сокращениями в "Вестнике Академии Наук СССР".
см. так же
Микоян - Вильсон
Закрытый сектор: Новые действующие лица - ч. 22 другие темы:
Закрытый сектор Открытый сектор Экстремальная политика Операция - Преемник 2.0. Психотехнологии на службе СЕКты Заговор Коржакова Операция - Преемник материалы по ЭТЦ Ельцинизм The Tragedy of Russia's Reforms