На шестой день похода нам предстоял подъем почти на полторы тысячи метров к перевалу Зекарский. Поэтому в половине восьмого утра мы уже были в седле и крутили педали в сторону Абастумани.
Подъем по ущелью начинается по отличной асфальтовой дороге с плавным набором высоты в тени скал.
В самом поселке делаем долгий привал и устремляемся на разграбление местного базара - персики, яблоки, местный сыр (для меня оказался самым самый вкусным за поход, хоть и самым дорогим), ткемали красный и зеленый...
Честно говоря, только факт того, что впереди еще весь основной набор высоты до перевала хоть как-то сдерживал нас.
Пока, сидя у обочины, мы уплетали за обе щеки фрукты к нам начали подтягиваться местные жители.
В прежние годы поселок Абастумани был посещаем гораздо чаще. Благодаря исключительно благоприятным условиям (чистый горный умеренно-сухой воздух, сосновые леса в округе, теплый солнечный климат и слабоминерализованные термальные источники в качестве бонуса), он получил славу отличнейшего горноклиматического курорта. В царские времена здесь лечились от чахотки, в частности великий князь Георгий, брат последнего русского императора Николая второго. А в советские времена был построен санаторий для больных туберкулезом, куда приезжали лечится со всей страны.
Сейчас в поселке упадок. Санаторий еще функционирует, но отдыхающих, прямо скажем, немного. Местные радуются возможности поговорить с нами. “Так хочется поговорить по-русски, а не с кем! Приезжайте сами еще и остальным скажите - пусть приезжают!”
Но не только как курорт был известен Абастумани, из-за уникальных атмосферных условий (чистота и спокойствие воздуха) здесь была построена обсерватория, работающая и по сей день. Попасть в обсерваторию хотелось очень, но к ней вел длинный тупиковый подъем и адекватно оценив свои силы, мы отказались от этой затеи, как ни жаль.
Сразу за поселком асфальт превращается в грунтовку, через пару сот метров упирающуюся в шлагбаум. За ним начинается заповедник. На удивление, никакого прессинга со стороны лесников, лишь аккуратно переписывают в журнал наши данные и пропускают с пожеланиями счастливого пути.
Почти сразу за шлагбаумом дорога начинает показывать нрав - резко увеличивая градиент подъема
кидая под колеса то глубокие промоины, то камни
На наше счастье, большая часть подъема проходит в лесу, который спас нас от палящего солнца.
По сторонам временами встречаются как-будто выгрызенные из породы ниши и видна необычная “ячеистая” структура камня.
Финальные шпильки траверса проходят уже по безлесой зоне, где мы смогли в полной мере оценить солнечность дня. Особенно учитывая, что на протяжении всего подъема воды набрать негде, а поднимались мы несколько часов и языки у нас уже поприсыхали к небу.
Разлегшиеся на дороге телята внушают оптимизм - значит где-то рядом уже перевал, кочевка и вода!
И вот он - перевал! И кочевка!
Наперебой отгоняя от корыта свиней, группа устремилась к воде. Вот тут-то, видимо, утомленные жарой мозги и начали сдавать.
Пастухи довольно однозначно указали накатанную дорогу на Кутаиси. Мол, езжайте, никуда не сворачивая, все правильно. Но у меня в мозгу все-таки шевелилось сомнение, совершенно четко я помнила, что запланированная дорога должна забирать направо, с резким сбросом высоты. Предложенная же нам дорога уходила в сторону и напротив - забиралась еще выше перевала.
Бестолку покрутив карту и гпс мы поехали по накатанной дороге. Лишь одно сомнительное (но тем не менее это было оно!) ответвление встретилось по пути и было нами проигнорировано. В сущности, незапланированная дорога была ничем не хуже, и даже имела свои преимущества - красивые виды и накатанность, но также и существенный недостаток, который нам и аукнулся - полное отсутствие потенциальных мест для стоянки, аж до самого окончательного сброса высоты.
Водитель ехавшего навстречу внедорожника также подтвердил, что дорога приведет в Кутаиси и мы, бросив к черту ориентирование, поехали куда ехалось.
Добрав еще лишних сто метров высоты, мы наконец-то оказались у начала спуска
Дорога спускалась по гребню небольшого хребта и виды открывались красивейшие.
Тем не менее сильно раззевать варежку не приходилось, хорошая укатанная грунтовка быстро превратилась в щебенку и несколько экстремальных заносов и падение убедили меня быть повнимательнее.
Падение Олежки закончилось более печально - он умудрился сломать рамку седла. Консилиум из лучших умов в течении получаса генерировал и воплощал различные идеи и в итоге подходящий вариант был найден.
Но увы, за эти полчаса над нами успели сгуститься тучки и даже покапать небольшой дождик. Было ясно, что надо спускаться как можно быстрее, пока “не началось”. А началось почти сразу же после того как мы начали движение. Сначала пошел легкий дождик, как будто тучи пробовали силы, ну а потом, как пишут в книгах, “разверзлись хляби небесные”. Промокли все (не спасали никакие дождевики), по дорогам текли сначала ручейки, а потом почти реки, очки и глаза заливало водой сверху и снизу. Моментально потемнело и стало очень скользко. И это на крутом извилистом узком спуске, где с одной стороны камнеопасный склон, а с другой бездонная пропасть (даже еще до дождя, как ни силились разглядеть дно - не могли).
Стремление побыстрее спустится привело меня еще к одному болезненному падению, после чего я начала спускаться сверхаккуратно, мне все время чудилось, что мой велосипед “несет”, но ощупывание заднего колеса моих ощущений не подтверждало. Никогда еще в жизни у меня не было такого долгого и напряженного спуска, казалось цифры на альтиметре шевелятся еле-еле.
Но героем этого спуска несомненно оказалась Галя, участница, которая практически не видит уже в сумерках и панически боится спусков. Она на таких скоростях проходила виражи и сложные участки, что челюсть отвисала у всех. Позже свои достижения она пояснила следующим образом - я просто поняла, что сама ехать не могу и если отстану от всех, то мне конец, поэтому “села на колесо”, поставила задачу его не терять и выключила мозг.
Асфальт, встретивший нас внизу, мы были готовы целовать. Будку у дороги проскочили на скорости, хотя оттуда нас и выбежали встречать и зазывать погреться, но нет - скорей-скорей, к месту ночлега, слезть на сегодня с велосипеда и переодеться в сухое.
Дождь (ну конечно же!) как раз прекратился, но на нас уже не было ни одной сухой нитки и мы были заляпаны в грязи по самые уши. В этом “наилучшем” виде мы и вкатились на какой-то элитный курорт. Современные гостиницы, шикарный супермаркет, открытые летние кафе с музыкой, охрана на улицах, дорогие машины, максимально недоуменные взгляды в нашу сторону. Удивительно, но в супермаркет нас все-таки пустили.
Несмотря на то, что мы уже на асфальте, меня по прежнему носит. Ба! Да у меня же переднее колесо уже на ободе! В сгущающихся сумерках, максимально быстро меняем камеру и мчимся дальше, до тех пор пока, уже практически в темноте, не находим поляну у реки, пригодную для стоянки. Место явно популярно и порядком загажено, но в тот момент мы были не привередливы.
Грузия. Вступление. Грузия. День первый. Грузия. День второй. Грузия. День третий. Грузия. День четвертый. Грузия. День пятый.Грузия. День шестой.
Грузия. День седьмой. Грузия. День восьмой. Грузия. День девятый. Грузия. День десятый. Грузия. День одиннадцатый. Грузия. День двенадцатый. Грузия. День тринадцатый. Грузия. День четырнадцатый. Грузия. День последний.