Почему «Ікона звалась Свячой...»

Jan 08, 2019 16:54


Пока свежи впечатления от поездки, решила составить мини-рейтинг самых ее ярких моментов.

Если остановиться только на трех, то это:
- Фленово (ожидаемо);
- усадьба Козелл-Поклевских (ожидаемо);
- Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций (филиал в Гомеле, до Ветки, где находится основной музей, мы не добрались, а жаль).






Последний пункт попал в рейтинг неожиданно для нас с мужем.
И, возможно, он бы в него и не попал, если бы не открывшаяся буквально недавно (28 декабря, по-белорусски - снежня) выставка «Икона звалась Свечой…» («Ікона звалась Свячой...»).



Несмотря на ее сравнительно скромные масштабы (один зал музея из четырех), выставка нас очень впечатлила.



Рассказывает она о древнем обряде «Перенос Свечи».



Я задала вопрос одной из сотрудниц музея, что же это за обряд. Вот что она ответила мне:

- У нас в деревне, где я жила в детстве, церкви не было. Поэтому, чтобы жители могли куда-то приходить и обращаться к богу, икону («Свечу») брали в один из домов. Это было очень ответственно, и кто именно в этом году будет брать «Свечу», решали сообща. Это должны быть очень достойные люди.



Понятно, но не очень. Буду разбираться дальше.

Собственно, сама «Свеча» - это и икона и специально изготовленная свечка. Вот такая. Почему она так выглядит, я расскажу чуть позже.



«Свеча», как я уже написала, находится поочередно то в одном доме, то в другом. В каждом по году. Так постепенно и обходит дома всех достойных жителей деревни.

Обряд заключается как раз в переносе «Свечи» из дома в дом, от прежнего хозяина к новому.

На выставке можно было почитать книгу, которая тоже называлась «Ікона звалась Свячой...», только книга была на белорусском языке.

Но, так как он интуитивно понятен русским, то вот что я узнала.
Например, в одной из деревень Беларуси «Свечу» передавали на Илью Пророка. В том доме, где «Свеча», собирались к ночи, молились, а на второй день устраивался обед. На обед приходили не приглашенные, а все желающие. И всех надо было накормить и вечером, и на следующий день. Вся деревня собиралась, и даже приходили с окрестных деревень.

Пекли блины, готовили борщ, кашу. Рыбу жарили, холодные закуски, кисель, оладьи. Обязательно последняя - каша. Ячменная с молоком. Пышки пекли. Если был пост, то обед был постный.

А икона переносилась к тому, кто на следующий год будет справлять эту «Свечу». Брал не каждый - было не под силу.

В одной из деревень Гомельской области обряд привязан к празднику Святой Троицы. Происходит он очень торжественно.



В доме, где хранилась «Свеча», батюшка проводит службу.



Потом на улицу выносят икону со свечой, и под их аркой проходят все участники обряда.



Считается, что таким образом они защищаются от горя, болезней и всяческих напастей.
Дорогу к дому следующих хозяев выстилают самотканым полотном, по нему несут украшенную икону со свечой. Могут нести даже несколько километров таким крестным ходом.





Батюшка снова проводит службу, освящает воду, которую потом раздают всем желающим.





Принять «Свечу» в своем доме очень почетно. Жители верят, что свеча охраняет дом, где она находится, и всю деревню от стихийных бедствий и других несчастий.



Обряд такой был принят только у православных. Старообрядцы его не соблюдали. Бывало, в одной деревне - «Свеча», а со старообрядческой могут только поглядеть.

На целый год дом, где находится свеча становится маленьким храмом, и его двери всегда открыты желающим поклониться святыне. Понимаете теперь, почему берут не все?

В таком доме даже мужчины не ругаются, ведь ругаться - грех, а в Божьем храме и подавно.



А теперь почему «Свеча» так выглядит. Свечу специально изготавливали, она была основой обряда. На пасеке заказывали воск, и из этого воска делали свечу. Икона была дополнением к свече.



Свечу специальным образом наряжают. Делают ей юбку, украшения (свеча - это женщина). К каждому празднику ей готовили обновку и надевали новый наряд. А все одежки свечи передавали вместе с ней новым хозяевам.



Старожилы рассказывают, что забирая «Свечу» в дом, родители стремились сберечь своих детей. Она была хранительницей семьи и рода.



В настоящее время этот обряд на Гомельщине сохранился, только вот желающих забирать «Свечу» становится все меньше с каждым годом.



Фото обряда из группы Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций ВКОНТАКТЕ.

После осмотра выставки мы познакомились в музее с очень интересными людьми. Будет продолжение истории.



выходные, впечатления, экскурсии, путешествия, Новый год, как это было, музеи, история

Previous post Next post
Up