Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (17)

Nov 07, 2013 16:22


17. Финны и их ближайшие родственники

Вообще, у финнов родственников много. Они живут и в Прибалтике - эстонцы, ливы и кревинги, о которых рассказывалось в предыдущей части обзора, и в Поволжье - это мордва, удмурты (вотяки), марийцы (черемисы), и на Урале - коми (зыряне и пермяки), и совсем рядом - оленеводы-саамы (лопари), впрочем. о степени родства с финнами последних есть разные мнения. Более того, финскую родню можно найти и в Западной Сибири, правда, скорее "двоюродную" - это ханты (остяки) и манси (вогулы). Но речь сегодня пойдет не о них, а о собственно финнах и об их родственниках самых близких, как географически, так и этнически: об обитателях Финляндии, Карелии, Ингерманландии, а также сопредельных губерний.

Великое Княжество Финляндское было включено в состав Российской империи в 1809 году по Фридрихсгамскому мирному договору, который завершил русско-шведскую войну 1808-1809 годов. Финляндия в период нахождения в составе Империи обладала широкой и реальной автономией. Земли Ингерманландии и Карелии окончательно закрепились в составе России в петровские времена, в результате Северной войны.

Текстовые материалы взяты из следующих источников:
- "Народы России. Этнографические очерки." (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.2, ч.1, 1882;
- "Россия европейская и азиатская" (Жан-Жак Элизе Реклю), т.1, 1883;
- "Финляндия в XIX столетии" (Сакариас Топелиус), 1890;
- "Финляндия" (сборник под ред. Д.Протопопова), 1898.

В качестве иллюстраций использованы материалы из изданий XIX века, фотографии и картины художников того времени.


Финн. "Иллюстрированная Россия", 1898.


Финляндцы делятся на две различные семьи, резко отличающиеся одна от другой многими чертами характера - тавастов и карелов. Первые населяют юго-западную часть Финляндии, занимая треугольное пространство, ограниченное на западе и юге шведами морского прибрежья, причем наибольшее влияние оказала на них скандинавская цивилизация, тогда как карелы находились в соприкосновении преимущественно с русскими.

Тавасты, называющее сами себя Hamalaiset, что означает, может быть, „жители сырой страны", должны рассматриваться как типичные финны: они коренасты, широкоплечи, мускулисты, с широкой головой, с широким лицом и носом; рот у них большой, тогда как глаза маленькие, с узкими щелями и иногда немного косо лежащие; цвет радужной оболочки всегда синий, хотя бывает всевозможных оттенков от бледно-голубого до темно-синего. Русские в старину давали этим финнам, как вообще всем народам чудского или финского племени, прозвище „чуди белоглазой", по причине их светлых глаз. Волосы у тавастов светло-русые, даже желтоватые или льняного цвета. „Беловолосый, как чухна", - говорит русское присловье в сопредельных местностях. Финнам несвойственны 6елая кожа, прозрачный розовый цвет лица, характеризующие белокурых скандинавов, немцев или англосаксов; кроме того, борода у них почти всегда очень редкая. Вообще между тавастами, как мужчинами, так и женщинами, не встретишь лиц, черты которых соответствовали бы идее красоты, как ее понимают западные европейцы."Россия европейская и азиатская"
Сборник "Финляндия", 1898.


"Всемирная иллюстрация", 1887, №19.


Создается впечатление, что на рисунке А.Эдельфельда из "Всемирной иллюстрации" и на картине А. Галлена-Каллела "В финской избе", написанной в 1887 году, изображен один и тот же персонаж. Скорее всего, это совпадение - художники-то разные. Видимо, распространенный типаж...



Что же касается несоответствия финских женщин "идее красоты, как ее понимают западные европейцы", то мы не должны принимать на веру утверждение уважаемого Ж.-Ж. Элизе Реклю. Посмотрим иллюстрации, и пусть каждый сам сделает свои выводы.
Девушка с косой. Худ. Альберт Эдельфельд, 1886.


Стирка. Худ. Дора Вальхрус, 1892.


Перед купанием. Худ. Пекка Халонен, 1899.


Крестьянская девушка из Уусимаа. Худ. Альберт Эдельфельд, 1892.


Природа, судьба и традиции наложили на финский тип общий отпечаток, который, хотя и подвергается на протяжении страны значительными изменениям, но все-таки легко подмечается иностранцем. Общими характерными чертами являются: несокрушимая, выносливая, пассивная сила; смирение, настойчивость, с ее обратной стороной - упрямством; медленный, основательный, глубокий процесс мышления; отсюда медленно наступающий, но зато неудержимый гнев; спокойствие в смертельной опасности, осторожность, когда она миновала; немногословность, сменяющаяся неудержимым потоком речей; склонность выжидать, откладывать. но затем нередко торопиться некстати; преданность тому, что древне и известно, и нелюбовь к новшествам; верность долгу, послушание закону, любовь к свободе, гостеприимство, честность и глубокое стремление к внутренней правде, обнаруживающееся в искреннем, но преданном букве, страхе божьем.

Финна узнаешь но его замкнутости, сдержанности, необщительности. Нужно время, чтобы он растаял и стал доверчивым, но тогда он уже становится верным другом. Он часто опаздывает, часто становится посреди дороги, не замечая того сам, кланяется встречному знакомому, когда тот уже далеко: молчит там, где лучше было бы говорить, но порой говорит там, где лучше было бы промолчать. Он один из лучших солдат в мире, но плох по части расчетов. Он видит иногда золото под ногами, но не догадывается его поднять. Он остается беден там, где другие богатеют. Адмирал Стединг говорит: «нужно угостить финна петардой в спину, чтобы расшевелить его». Духовные способности финна нуждаются во внешнем толчке. Желание работать зависит у него от настроения.«Финляндия в XIX столетии»
Крестьяне из Васы. "Путешествие по Финляндии", С.Топелиус, 1872.


Отдых по дороге с рынка. Худ. Гуннар Брендтсон, 1886.


Все исследователи приписывают финнам трудолюбие, твердость и настойчивость в достижении цели. Нетрудно объяснить эти черты влиянием окружающей финнов природы и исторических условий, среди которых они поставлены были долгое время. В самом деле, заняв страну, покрытую лесами, болотами, голыми каменными массами, кое-где только присыпанными землею, с холодным и суровым климатом, финн доджен был употребить невероятные усилия, терпение и тяжие труды, чтобы сделать свою страну способной к оседлой, земледельческой жизни. Соответственно природе, какая-то угрюмая важность и задумчивость выражается в его лице, походке, словах. Он говорит медленно и обдуманно и с такою же медленностью исполняет свою работу, но зато работа его добросовестна, прочна и надежна. «Народы России»
Ловля семги. "Живописная Россия", т.2, ч.1, 1882.


Рыбалка в Лангинкоски. Худ. Гуннар Брендтсон, 1892.


Косари. Худ. Пекка Халонен, 1891.


Прачки. Худ. Ээро Ярнефельт, 1899.


Возвращение финляндцев с работы. "Живописное обозрение", 1886, №33.


Ещё три бытовые сценки, изображённые художником Августом Фредриком Альстедтом (1839 - 1901)...

Юные купальщики, 1880-е


Рыбалка на озере, 1880-е


Подростки в пейзаже, 1889


... и три бытовые сценки от представленного здесь выше (и ниже) художника Ээро Ярнефельта (1863 - 1937)

Хозяин и слуги, 1890-е


Ну что ж, и такое, конечно тоже случалось - финский народ не чужд такого рода «развлечений».

На холме, 1890-е


Играющие дети, 1895


Ну, ежели чего - он непременно на ней женится - финны, они честные (см. ниже).

В основе характера финна лежит замечательная честность, совершенно непоколебимая, вошедшая, так сказать, в плоть и кровь всей нации. Эта честность щепетильна до чрезвычайности и простирается до мелочей. Финн никогда не позволит себе запросить с покупателя цену более той, которой вещь действительно стоит, никогда не воспользуется неопытностью и незнанием чужеземца, чтобы взять с него лишнюю плату за услугу; ни за что не решится присвоить себе чужой собственности, хотя бы даже и знал, что владелец вещи никогда не вернется за нею и не предъявит на нее своих прав. Если вы по ошибке передадите финну при покупке у него товара, какую-нибудь лишнюю копейку, и он, заметив это, не будет иметь возможности вам ее возвратить - он все же ни за что не присвоит ее себе и не положит в свой кошелек! Долго будет он искать случая возвратить вам вашу собственность, и наконец, для очищения совести, опустит эту копейку в церковную кружку.... Если вы, проездом по почтовым дорогам Финляндии, забудете где-нибудь на станции ваши вещи - будьте спокойны, хотя бы между этими вещами находился даже бумажник, туго набитый деньгами. Финн не возьмет его себе; он тотчас поскачет вслед за вами во весь мах своего доброго почтового коня, и eсли не догонит, то поручить догонять вас содержателю почтовых на следующей станции. Вещи ваши будут вам возвращены в целости, и вам придется только заплатить за прогон тех почтовых лошадей, на которых вас догоняли, и с вас никто даже и не подумает попросить на водку!

Относясь таким образом к чужой собственности вообще, финн точно так же относится и к своей собственности: честно, осторожно, бережливо. Трудолобивый до крайности, ои не позволит себе отнять ни одной копейки у семьи и дома, не позволит себе затратить ее на свое удовольствие, и если найдет, что в доме и семье у него есть все необходимое, то он всего охотнее отложит каждую лишнюю копейкy на черный день. Благодаря этому добросовестному отношению к собственности, благодаря крайней умеренности и и бережливости финнов, они умеют жить в довольствии и без нужды даже и там, где всякий другой народ, вероятно, терпел бы нужду во всеми необходимом.

Но этого мало - честно относясь ближнему и к своим домашним, семейным обязанностям, финн имеет такие же честные воззрения и на свою общественную деятельность. Честность финна сказывается не только в том, что он вас не обсчитает, не воспользуется вашей собственностью, вашей неопытностью или незнанием - она сказывается и в том, что он сумеет выстроить дорогу в пять раз дешевле против самой добросовестной инженерной сметы, да притом еще ухитрится выстроить ее в пять раз прочнее, нежели построит строитель другой нации. Вот основа, на которой финны строят все свои общественные предприятия и все свое нынешнее благосостояние, которое обещает им и их родной стороне блестящую будущность.«Живописная Россия»
Рынок в Финляндии. "Всемирная иллюстрация", 1887, №21.


Торговая фактория на севере Финляндии. Фото неизв. автора, 1890.


Рыбный рынок в Гельсингфорсе. Фото неизв. автора, 1898.


Корзинщик. Фото Каарле Анттила, 1898.


Финны чрезвычайно богомольны и строго соблюдают все предписанные церковью обряды. Они не пропускают ни одной обедни, и хотя иной живет далеко от кирки, зато отправляется ранее и уж наверняка не пропустит службы; поэтому финские кирки полны всегда молящихся. Благодаря заботливости духовенства, религиозные верования финнов очищены от многих языческих cyeверий и обрядов.

Вообще, вера в Финляндии имеет большое значение не только в нравственном отношении, но она оказывает огромное влияние и на распространение в народе грамотности. Так, по закону, никто не допускается к приобщению святых тайн, не пользуется гражданскими правами, не имеет права вступить в брак, если не может читать катехизиса и священного писания и не умеет объяснить главные догматы веры. Поэтому все родители стараются учить детей своих грамоте, а духовенство, со своей стороны, обязано иметь наблюдение за обучением прихожан. «Народы России»
Сборы в церковь. "Всемирная иллюстрация", 1880, №20.


Первый урок. Худ. Аксели Галлен-Каллела, 1887.


Женщины у церкви. Худ. А. Эдельфельд, 1887.


Про костюм нельзя сказать ничего определенного, так как национальный уцелел только в некоторых приходах Выборгской губ. и Эстерботнии. Теперь мужчина носит обыкновенно европейскую «пару», зачастую купленную готовой; иногда, впрочем, носится куртка из домашнего серого сукна, особенно внутри страны; там же и в Эстерботнии обувью служат «пьексут», сапоги-поршни, в форме кавказского «чувяка», без подшитой подошвы и цельных головок. В Эстерботнии нередко видишь на мужчинах красные и синие рубахи. Головным убором служит летом фетровая шляпа или фуражка, а зимой особая шапка с отгибаемыми маховыми краями. Женщины предпочитают темные цвета и носят платок на голове. Говорят, что вытеснению пестрых национальных костюмов немало содействовал пиэтизм, направление лютеранской церкви, имевший целью осуществление в жизни евангельского идеала и пользовавшийся большим значением в стране в 20 - 40 г.г.«Финляндия»
Типы и костюмы Финляндии. "Россия европейская и азиатская", т.1, 1883.


Финны. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


"Русские народы", т.1, 1891.


1. Финляндец Яскинского прихода Выборгской губ. 2 и 3. Финляндки Биорского прихода. 4. Финн из Таммерфорса. 5. Финка из деревни Ижора Петергофского уезда. Одежда ее состоит из холщовой рубахи, темноцветного суконного сарафана обшитого по подолу красной оборкой, передника и белой суконной кофты. На ней головной убор ("сапонка") и пояс, украшенный белыми раковинами, из которых состоит и ее ожерелье. 6. Финляндец прихода Ньюкарлебю, Вазаской губ.

Питание низших классов населения лучше, чем в России, но оставляет желать многого. Главнейшим недостатком народной кухни (в Тавастланде и Эстерботнии) является питание холодной, невареной пищей и в высшей степени кислым молоком. Основой питания является черный хлеб, очень похожий на наш. В восточной части страны его едят мягким; в западной же - его пекут лишь несколько раз в году, после чего он сохраняется в виде круглых лепешек, с отверстием посередине, нанизывающихся на палки: в таком виде он хранится под потолком избы. В неурожайные годы на севере в хлеб кладут древесную кору.

Затем, во всей стране едят в большом количестве соленую рыбу; едят ее сырой и запивают квасом и жидким кислым молоком, нередко тем, которое остается после отделения сливок, идущих на приroтовлениe масла. Единственными овощами являются картофель и брюква, причем первый составляет вообще одно из главных средств питания. Мясо, масло являются более редкими кушаньями. Мясо потребляется вяленым, соленым или копченым, редко свежим. Каши (преимущественно ржаная) в большом ходу. Несмотря на то, что западная часть страны более, в целом, зажиточна, питание в ней, по-видимому, хуже, чем в восточной. Потребность в соленой пище так велика, что финляндский закон изобрел особое жестокое наказание - содержание на хлебе и воде без соли.

Горожанин питается несколько лучше, чем сельский житель. Тот и другой потребляют значительное количество кофе, который все возрасты пьют несколько раз и день. Средние классы едят часто, но помалу, и потребляют также много соленого, но в виде более тонких закусок. Прием гостей требует больших расходов на угощение.«Финляндия»
Крестьянская семья за обедом. Худ. Венни Солдан-Брофельд, 1892.


Уборка картофеля. Худ. Элин Даниелсон, 1893.


Любимое питье - кофе у женщин и водка у мужчин. Хотя финны большие охотники до водки и употребляют ее часто (разумеется, если имеют средства), но пьянство между ними не заметно. Финляндцы еще не так любят кофе, как финляндки, которые без него решительно не могут жить. Кофе их вторая натура. Многие по бедности, за неимением чего другого, питаются кофе, и он их насыщает. Финляндки запивают кофеем и радость, и горе; у иной хозяйки в коморке бедность, недостаток, а уж кофейник есть наверняка.

Вообще о финнах надобно сказать, что, кажется, нет народа более неприхотливого на пишу: простой финн довольствуется твердою как камень хлебною лепешкою, кислым молоком, картофелем и несколькими салакушками (маленькими рыбками); он этим сыт и доволен и не желает ничего лучшего. Финны не имеют понятия о щах, о супе; даже и городские жители не все употребляют горячее мясное, и это не от бедности, а просто по укоренившейся привычке. Но, разумеется, такая привычка к умеренности развилась ни от чего другого, как от бедности, вследствие скудости даров природы и общественных условий.«Народы России»
Кормление младшей сестры. Худ. Хелена Шьерфбек, 1883.


Между жителями некоторых местностей внутренней Финляндии порой встречается чрезвычайная бедность. Скудная, часто противная природе, пища действует гибельно на их телесные силы, а от незнакомства с иными наслаждениями, кроме сна и покоя, происходит то, что они исключительно придерживаются этих двух удовольствий и не стараются доставить себе другие. Редко мысли их простираются далее заботы о нескольких днях. Земледелию препятствует жестокий враг - морозные ночи. Многие хозяйства так терпят от них ежегодно, что часто жители не могут даже засевать полей своих. Проголодав целый год, крестьянин спешит убрать свой хлеб прежде, нежели зерно разовьется и созреет. Домашний скот, который летом пасется по берегам лесных ручьев и в долинах гор, кормится впроголодь за недостатком соломы. Небольшое количество жидкого молока, получаемого в это время, употребляется на смачивание жесткого хлеба из древесной коры, которая большею частью составляет единственную пищу крестьян. «Он ест круглый год жесткий хлеб» и «он неимоверно богат» - значит здесь одно и то же. «Народы России»
Выжигание леса под пашню. Худ. Ээро Ярнефельт, 1893.


Старушка и кот. Худ. Аксели Галлен-Каллела, 1885.


Поселяне-землевладельцы, особенно в окрестностях городов и по большим дорогам, рекам и каналам живут так опрятно, так хорошо, что нельзя не восхищаться их бытом. Больших сел в Финляндии нет, так как финны живут уединенно, отдельными семьями. Дома их деревянные, на каменном фундаменте, из тесаных бревен или даже каменные, по большей части окрашены красною краской, с большими светлыми окнами, крыты драницами, тесом или гонтом.

Кроме жилого дома, необходимую принадлежность финского двора составляют рига, житница и баня, до которой финны такие же охотники, как и русские. Баня эта обыкновенно имеет вид небольшого отдельно стоящего домика с каменною печкой без трубы, с небольшим отверстием в стене, вместо окошка, и с низенькою дверью. Вместе с банею нередко можно встретить в крестьянских дворах и небольшую кузницу, которая служит остатком обычая финских крестьян своими руками приготовлять все предметы домашнего обихода. Вообще финские дворы отличаются домовитостью и прочностью постройки. Финны имеют большую склонность к постройкам и стараются в них перещеголять друг друга. Все лишние деньги, часто в ущерб достоинству пищи, финн охотнее всего употребляет на постройки.«Народы России»
Крестьянская хижина летом. Худ. Зигфрид Август Кейнанен, 1891.


Дом рыбака в Экенасе. "Путешествие по Финляндии", С.Топелиус, 1872.


Лунная ночь. Худ. Ээро Ярнефельт, 1889.


Большую часть рабочей половины финского жилища занимает огромная печь с очагом, над которым висит большой медный котел. Внутри дома, кроме черной рабочей комнаты, служащей вместе и кухнею, находится обыкновенно одна большая комната, а во многих и по одной и по две малых комнатки, служащих спальнею для хозяев и детей их, для рабочих и для хранения одежды и т. д. Все эти комнаты выбелены и убраны мебелью домашней, хотя и незамысловатой, но прочной работы. Полы усыпаны обыкновенно можжевельником. В кухне с чрезвычайною аккуратностью расставлены по полкам блюда, тарелки и прочие принадлежности; везде господствует порядок и чистота. В главной (передней) комнате каждого поселянина стоит шкаф; в нем, на полках под стеклом, хранится чайный и кофейный приборы и серебряные ложки. У некоторых поселян есть богатые серебряные кубки, из которых в торжественные дни пьют вино, водящееся у каждого из них, и не только простое, но и виноградное. В спальне стоит широкая раздвижная кровать с чистым бельем и пологом. Занавески на окнах составляют также необходимую принадлежность финского жилища; их можно встретить повсюду - и в селах, и в городах, и у богатых, и у бедных; у другого нет порядочного стула, но есть занавеска. Это можно назвать народною страстью, первою потребностью.

Кроме того, у каждого порядочного поселянина, равно как и у всех городских жителей, непременную домашнюю утварь составляет несколько пеньковых трубок в серебряной оправе, красиво расставленных в углу комнаты. В Финляндии все курят, и эта страсть в особенности развита в молодом поколении. Даже десятилетние дети курят из своих коротеньких трубочек. Курение финнов неприятно, потому что они беспрестанно поплевывают во время курения. Коренные финляндцы строго соблюдают чинопочитание по трубкам; в этом отношении часто гостей подразделяют на три класса: гостям первого класса, самым почетным, хозяин сам набивает трубку и подает огонь; второго класса - он указывает на трубку и подает огонь; третьего класса - он просто указывает на трубку, говоря: «а вот огонь». Распространено также жевание табаку.

К числу домашних принадлежностей финского жилища должно причислить также качающееся кресло с высоким задом, ножки которого вставлены в два изогнутых в виде дуги бруска, так что, сидя на нем, при малейшем усилии, происходит бесконечное качание. Поселянин усаживается на эту качалку в воскресный день и проводит время за чтением какой-нибудь религиозной книги или газеты.«Народы России»
У печки. Худ. Адолф Беккер, 1871.


Возвращение с охоты. "Путешествие по Финляндии", С.Топелиус, 1872.


Зимний вечер. "Путешествие по Финляндии", С.Топелиус, 1872.


В финляндской семье. "Живописная Россия", т.2,ч.1, 1882.


Воскресный день в Финляндии. "Всемирная иллюстрация", 1880, №28.


Карелы - это и восточные финны, которые обычно рассматриваются как субэтнос финского народа, и отдельный этнос, всегда живший на исконно российских землях. Большинство карел, отторгнутых от России в период шведского господства, приняли лютеранство и "финнизировались". А православные карелы, которые всегда оставались в российской юрисдикции, сохранили свой язык и национальную идентичность.

Промежуточным звеном между финнами и карелами были две этнических группы ингерманландских финнов - эвремейсы и саваки. Первые также назывались "ауромойзет", вторые - "савакот" или "саволаки". (Мне лично больше импонирует название "савакот" - оно вызывает у меня позитивные ассоциации, потому что у меня есть кот по имени Савелий, он же Сава...) На финских территориях эти два субэтноса утратили свои особенности и слились с финнами. В Петербургской губернии они еще долго сохраняли старые диалекты, но затем все же утратили аутентичность, ассимилировав между собой и переняв общефинские язык и культуру.

Аурамойзет и савакот. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Финны Санкт-Петербургской губ. Фото Вильяма Каррика, 1860.


Карелы, которые населяют восточную область великого княжества Финляндского и, кроме того, обширные сопредельные территории Российской империи до самых берегов Белого моря, не походят на тавастов ни телосложением, ни чертами лица, ни характером.

Большинство карелов выше среднего роста, и даже попадаются такие, которых можно бы причислить к великанам. Довольно тонкие, стройные, пропорционально сложенные, они имеют, вообще говоря, правильные черты лица, нос прямой и длинный, лоб широкий, рот отчетливо очерченный. Между ними очень редко можно встретить индивидуумов с узкими, косо лежащими глазами вроде монгольских. Нет также между ними белоглазых и желтоволосых, как тавасты: радужная оболочка у них темного серовато-синего цвета, а их густые, темно-русые волосы ниспадают локонами на плечи. Карелы вообще отличаются веселым, живым, деятельным, увлекающимся характером, но они не всегда обнаруживают столько же последовательности и настойчивости, сколько смелости и предприимчивости. Они производят приятное впечатление своим добродушием, так же как врожденным изяществом манер и нередко даже красотой."Россия европейская и азиатская"
"Иллюстрированная Россия", 1896.


"У олонецких карел", 1898.


"Россия. Полное географическое описание" т.3, 1898.


Девушки у реки. Карелия. Худ. Пекка Халонен, 1895.


"Россия. Полное географическое описание" т.3, 1898.


Карел откровеннее, приветливее, подвижнее и предприимчивее, но также более говорлив, хвастлив и обидчив. Он чувствителен; легко опечалится и также легко развеселится; любит шутки и песни, много песен знает и охотно поет. Вообще, карел - представитель, так сказать, солнечной стороны финского характера, с его впечатлительностью и живостью.«Живописная Россия»
Карельская женщина у печи. Худ. А. Эдельфельд, 1887.


Слепой карел, играющий на кантеле. Фото неизв. автора, 1890-е.


Карельская мать. Худ. А. Галлен-Каллела, 1891.



"У олонецких карел", 1898.


В частной жизни карел сохранились многие древние обычаи, отражающиеся на одежде, устройстве лыж и в наружной отделке винтовки. Главное занятие их состоит в звериной и птичьей охоте и рыбной ловле. Разного рода занятия и промыслы у них разделены между разными деревнями. Так, есть целые деревни каменотесов, столяров, стекольщиков и др. Почти отовсюду ходят они на промыслы в столицы, откуда приносят на родину иной образ жизни, значительные деньги, цветную одежду, чай и кофе, особенно распространившиеся между простым народом в последние годы. Кроме того, карелы занимаются выделкою мехов, судостроением и льняной промышленностью. Карельские лодки очень оригинальны; отличаясь необыкновенною прочностью, он сделаны без железных гвоздей, а скреплены вместо них древесными корнями.

Большинство карел исповедуют православную веру, кроме живущих в Петербургской губернии, которые суть протестанты. Между православными карелами встречаются также и раскольники.«Народы России»
"У олонецких карел", 1898.


"У олонецких карел", 1898.


"У олонецких карел", 1898.


Карельская женщина. Фото неизв. автора, 1890-е.


Карелы-близнецы. Фото неизв. автора, 1890-е.


Грань между ингерманландскими финнами и родственными народами, испокон веку обитавшими в Петербургской и соседних губерниях, постепенно стиралась. Часть этносов утратила свою идентичность, ассимилировав с финнами, карелами и русскими. Однако три небольшие народности - водь, вепсы и ижора - сохранились до сегодняшнего дня.

Водь (ватьялайсет) когда-то, по-видимому, были многочисленным народом. В середине XIX века вожан насчитывалось более 5000 человек, в 1926 году - около 700, сейчас к этому этносу относят себя менее 100 человек. Историк и литератор конца XVIII века Туманский писал о них следующее: «Женщины все вообще красивы; имеют веселый приятный и заманчивый взгляд, быстрые глаза, большие голубые …, росту они хорошего, волосы почти у всех светло-русые, тело имеют здоровое, нежное, белое и чистое».

"Россия. Полное географическое описание", т.3, 1898.


Вепсы, раньше именуемые чудью, чухарями или кайванами, сохранились в большем количестве, чем водь - сейчас их около 6000. Видимо, из-за того, что "чудью" собирательно именовались все финские племена, жившие на северо-западе России, вепсы долгое время не были идентифицированы исследователями-этнографами в качестве отдельного этноса. Д.Никольский в 1895 году в журнале "Живая старина" призывал членов Географического общества обратить внимание на мало исследованных "чухарей". Там же автор сообщает и о некоторых подробностях быта вепсов: "В чухарском быту можно и теперь еще найти следы патриархальной древности и простоту нравов. В иных селениях все уходят в поле, не запирая избы на замок, зная, что никто не обокрадет. В банях чухари моются все вместе, без различия пола и возраста, свои и чужие. Домохозяин, истопивший баню, идет по деревне с громким призывом: «в баню, в баню», в которую и устремляются все. В Чухарии до настоящего времени можно встретить курные избы, в которых семья проводит зиму вместе с мелким скотом".

Чухарские дети возле дома. Фото неизв. автора, 1890-е.


Ижора, или ингеройсет - народность с берегов Финского залива. Также как и водь - светловолосые, светлоглазые. Но характер ижор заметно отличается от соседних народов. Туманский писал по этому поводу: «Примечается у них лукавство в великом почтении; они проворны и гибки, но вместе с тем у них не отмечено злобы, праздности, буйства; ижоры наблюдают чистоту. Ижоры более хладнокровны и спокойны, чем водь. Праздники свои они отмечают без шуму, ссоры…, и если явится кто шумной и бранчливый, то тащат в воду и окунят, чтоб был смирен». В конце XIX века ижорцев насчитывалось почти 14000, сейчас - менее 300 человек.
Ижорцы. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Наконец, нельзя не упомянуть еще одну народность, проживавшую в Финляндии, хотя и не состоящую в родстве с финнами. Это финские шведы, доля которых среди населения Великого Княжества Финляндского составляла к концу XIX века около 14%.
Шведское население, живущее по побережьям, на Аландских островах и во всех прибрежных городах, представляет из себя так называемый арийский тип: длинное овальное лицо, большие, близко сидящие глаза, правильные черты лица, стройный, высокий рост, нередко вьющиеся волосы, густую бороду. Они более впечатлительны, переимчивы, живы, но в то же время более легкомысленны и поверхностны, чем финны. В противоположность финнам, шведское население отличается практичностью, оборотливостью. В последнее времени наблюдается процесс «офинения» шведского населения, живущего на материке.«Финляндия»
На фотографии, сделанной неизвестным фотографом до 1880 года - семья финских шведов. Мальчик в верхнем ряду справа - Карл Густав Эмиль Маннергейм, будущий генерал царской армии, маршал и президент Финляндии.



И в завершение этой части обзора, для закрепления позитивного впечатления от знакомства с финнами и родственными им народами - еще пара картинок из жизни Финляндии конца XIX века.

В черничном лесу. Худ. Э. Ярнефельт, 1888.


Земляника. Худ. А. Эдельфельд, 1890.


К оглавлению этнографического обзора

обзор прессы, история, этнография

Previous post Next post
Up