Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (16)

Nov 01, 2013 14:56


16. Население Царства Польского и Прибалтики

В этом обзоре речь пойдет о народностях, населявших северо-западный край Российской Империи - губернии, которые именовались Привислинскими и Прибалтийскими. Губернии Царства Польского (Привислинские), населенные в основном поляками, отошли России в 1815 году в результате Венского конгресса. Виленская, Гродненская и Ковенская губернии, где проживали литовцы, были присоединены к Российской Империи в 1795 году в результате раздела Речи Посполитой. Литовцы жили также в Сувалкской губернии Царства Польского. В том же 1795 году к России была присоединена Курляндская губерния. Две другие губернии, которые вместе с Курляндской назывались Остзейским краем - Лифляндская и Эстляндская - вошли в состав России в 1721 году в результате Северной войны. Остзейские губернии были населены в основном латышами и эстонцами.

В этой части обзора использовались текстовые материалы из следующих изданий:
- "Народы России. Этнографические очерки." (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.2, ч.2 (1883), т.3, ч.1 (1882)
- "Русские народы" под редакцией проф. Н.Ю.Зографа, т.1, М, 1891.

В обзоре использованы иллюстрации из этих и других изданий XIX века, фотографии и картины тех времен.


Поляки существенно отличаются наружностью от великоруссов. Они не так высоки ростом, голова у них меньше, руки и ноги изящнее и лицо круглее. У поляков низших классов, обыкновенно, глаза голубые или серые, не особенно выразительные, и русые волосы. У женщин, живущих в южных местностях Польши, глаза большие, голубые, привздернутый нос, полное лицо и маленькие ноги. Краковяки - отрасль польского народа, населяющая южные пределы Радомской губернии - самое красивое из польских племен. У них темные волосы и свежие, белые лица.

Польское дворянство резко отличается от массы народа. У дворян, большею частью, выразительная физиономия, волосы и глаза темные и часто орлиный нос. У женщин высших классов красивые и интересные лица. Он высоки ростом, стройны, волосы у них очень темные, цвет лица нежный; вся их наружность и осанка дышит благородною гордостью."Народы России"
Поляки разных губерний. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Краковяки. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Характеристические черты поляков: горячая, страстная любовь к отечеству, к родимому пепелищу, к своему народу и фанатическая преданность католической церкви. Они одарены живым, блестящим умом и способностями к наукам и искусствам. Дух воинственности свойствен всем полякам. Они всегда и везде отличаются как превосходные солдаты, особенно в кавалерии.

Поляки вообще народ веселый, общежительный и гостеприимный; чувство приличия развито даже в самом бедном крестьянине. В Польше крестьяне любят труд и сознательно относятся к выполнению своих обязанностей, но они не чувствуют потребности к чистоте и порядку и любят выпить. Темперамент поляков отличается страстностью, подвижностью и живостью. Поляк такого гибкого характера, что никогда не унывает. Тщеславие играет важную роль в его жизни. За мимолетные удовольствия, доставляемые удовлетворением этого чувства, он нередко жертвует своим состоянием. Упрекают также поляков в легкомыслии, в недостатке практичности в житейских делах и в склонности к неправильной жизни. "Народы России"
Польский крестьянин. Фото К.Байера, 1870-е.


"Живописное обозрение", 1883, №49.


"Всемирная иллюстрация", 1885, №34.


Мелкие, обедневшие дворяне (шляхта) редко выделяются из общей массы народа. Шляхтич часто так же необразован, как и крестьянин, также беден и груб, но горд и мужествен. Глубокое национальное чувство, одушевляющее его еще сильнее, чем офранцузившуюся аристократию, делает его представителем настоящего польского типа. Это заметно даже в его наружности и осанке, выражающей какое-то достоинство, что-то воинственное и аристократическое, даже тогда, когда он идет босой за плугом, обрабатывая свою землю или участок, который арендует с названьем фермера. Шляхтянки любят выказываться и заражены претензиями; они требуют уважения и почета, что как-то не вяжется с их материальным положением и необразованностью.

Страсть к музыке и в особенности к танцам свойственна всем полякам. В каждой деревне или местечке трудовой народ собирается под вечер в шинке или в корчме, и здесь, под звуки скрипки, пляшут национальные танцы. Поляк пляшет от всей души с таким увлечением, которое ясно доказывает, что пляска для него истинное наслаждение, заставляющее его забывать все невзгоды. "Народы России"
"Старая мелодия". Худ. Винсент Водзиловский, 1889.


Сами поляки различают среди своего населения несколько групп народностей, которых они зовут мазурами, краковяками, куявами, люблинцами, сандомирцами, курпиками и другими именами.

Наиболее чистыми из этих народностей, как по обычаям и языку, так и по своему внешнему виду, польские ученые считают белокурых мазуров, которые, по-видимому, по своим чертам более других походят на белокурых литвинов, да и живут всего ближе к этим представителям древнего племени. По мнению поляков, мазуры ближе к первобытному населенно, оставившему по себе массу курганов и городищ и отличавшемуся очень резко выраженным признаком - очень удлиненной головой. Это длинноголовое племя обнаружено в курганах всей средней России и северной и средней Германии; его курганы и могилы тянутся от Москвы через Смоленск, Белоруссию, Литву и Польшу до самых берегов Рейна, и очень многиe ученые начинают видеть в этом племени, имевшем, кстати, и русые волосы, то первоначальное население, которое разделилось потом на славян, литовцев и древних германцев. Мазуры резко выделяются из среды польского населения и своею белокуростью, и своею коренастостью; они несколько ниже более темных и смуглых южных поляков и значительно ниже соседей-литовцев."Русские народы"
Польские типы. "Русские народы", т.1, 1891.


Типы мазуров. "Живописная Россия", т.4, 1896.


Куявы (куявяки). "Живописная Россия", т.4, 1896.


Кракусы, или краковяки, народ веселый, здоровый и трезвый. В страшную непогоду, слякоть, ветер и мороз, краковяк легко одетый, идет так спокойно, что невольно удивляешься на него. Распевая, пашет он землю и, распевая, сражается за нее. Песни их отличаются характерным напевом, похожим на мотив краковяка. В несчастии краковяк никогда не теряет присутствия духа и сумеет вывернуться из беды. Вообще, это народ смышленый, способный и трудолюбивый. Конечно, этому много способствует то, что населенная ими местность Польши отличается плодородием, хорошим климатом и живописным местоположением. Краковяки охотно поддаются просвещению, и между ними меньше предрассудков и суеверий, чем между остальными поляками. Но, вместе с тем, они мстительны. Они любят, как и все поляки, чтобы с ними обращались ласково и вежливо; на грубость же всегда готовы отвечать грубостью. Говорят они громко и медленно.

Ближайшие родичи краковяков, сандомержцы (сандомирцы), отличаются от краковяков многими резкими чертами. Они рослее и сильнее краковяков. Характер их серьезный, даже отчасти мрачный. Слово свое держат твердо, отчего произошла польская поговорка: «Надейся на него, как на сандомержца». Вообще же, сандомержцы, по быту своему, напоминают малороссов.

Курпики, или, как их многие называют, просто поляки, в прежние времена славились необыкновенным искусством в стрельбе и воинственностью, что обусловилось бытом этого народа, жившего в обширных и непроходимых лесных дебрях. В настоящее время они значительно утратили свою воинственность, но и до сих пор дремучий лес, хорошее ружье и охотничья сумка составляют драгоценнейшие предметы для каждого курпика. Быт их беден, в чем много виновата страсть их к водке. Название их происходит от слова «курпе» - лапти. Они вообще похожи на литовцев, так как представляют смесь мазуров с остатками ятвягов, родственных литовскому племени.

Подляхи - племя, происходящее, как полагают, от смеси белорусов с поляками - смуглы, среднего роста, крепкого телосложения, медленны, неповоротливы, с угрюмым выражением лица. Музыка и песни их отличаются заунывным характером. "Народы России"
Польские типы. "Русские народы", т.1, 1891.


Типы краковяков. "Живописная Россия", т.4, 1896.


Польские крестьяне (краковяки). "Народы России", 1877.


Четвертая часть населения Польши живет в городах. Из 22613 польских деревень 17837 принадлежат частным лицам; они вообще меньше русских деревень; некоторые даже очень невелики. Обыкновенно, они примыкают к господскому двору или образуют группы домов (фольварки), стоящие отдельно от главного поместья; фольварком заведует управляющий, собирающий отдельно доходы с него. Деревенские дома большею частью малы и плохой постройки, но очень хорошо крыты гонтом, чаще же соломою. Стены их из тонких бревен или просто глиняные. Полы также из битой глины, часто даже в шляхтетских домах. Окна очень малы, и внутренность жилища не радует взгляда видом комфорта и чистоты.

Впрочем, краковяки живут в хороших, чистых домах большею частью деревянных, также в плетневых мазанках, выбеленных снаружи и внутри и крытых соломою. При домиках есть палисадники с цветниками и фруктовые сады, напоминающие быт украинских крестьян. Вообще отпечаток более обеспеченной жизни проглядывает как в обстановке, так и во всем существе краковяка. "Народы России"
Деревня при Висле. "Живописная Россия", т.4, 1896.


"Русские народы", т.1, 1891.


Мельница близ Келец. "Живописная Россия", т.4, 1896.


"Русские народы", т.1, 1891.


"Живописная Россия", т.4, 1896.


Костюмы поляков очень разнообразны, но между ними выделяется особенно мужской контуш, расшитый шнурками, с откидными рукавами, шапка конфедератка, первообраз нашей уланской каски, да разноцветные сапоги со шпорами. Впрочем, этот костюм, так же как обшитый лебяжьим пухом или горностаем красивый женский костюм с длинными откидными рукавами - костюм прежних панов; что же касается до народного костюма, то он несравненно беднее и проще и сохраняется до сих пор лишь у мазуров, тогда как в южной Польше пиджак, картуз, шляпа и городское платье почти совсем вытеснили красивые национальные костюмы."Русские народы"
"Народы России", 1877.


Польский национальный костюм. Фото К.Байера, 1870-е.


Поляки в свадебных костюмах. Фото неизв. автора, 1860-е.


Девушка в праздничном костюме. Фото неизв. автора, 1860-е.


Крестьянин в праздничной одежде. Фото неизв. автора, 1860-е.


"Весна" Худ. Антоний Козакевич, 1890-е.


Кроме обычных всем славянам верований в домовых, русалок и т.п., у поляков существует еще верование в подземок и кросналков. Подземки - женщины, живущие под землею; эти существа крадут грудных детей, а на место их подкладывают своих, сделанных из соломы. Кросналками называются маленькие человечки, живущие в щелях стен. Существа эти выходят в лунную ночь из своих щелей и, резвясь, бегают по избе. Людям они не делают никакого вреда; но если кто станет гнать их, то они мгновенно превращаются в страшных великанов.

Поверье в колдуний очень распространено в Польше . Колдунья может причинить человеку разные болезни, закляв известное место, например, порог дома, часть избы, какое-нибудь место поля, дороги. Проходя через это место, человек непременно захворает. Чтобы поразить колтуном ребенка, колдунье стоит только сказать или даже подумать: «чтоб тебя взял колтун!» Верят также, что колдунья может испортить человека посредством пищи или питья, над которыми произнесет заклинание. Впрочем, пищу или питье может околдовать и не колдунья, а всякий женатый мужчина или замужняя женщина, если в ту минуту, когда они подают пищу или питье, у них бродят в голове дурные мысли. Поэтому принято, прежде чем выпить поднесенную рюмку водки, крестить ее, в том убеждении, что если напиток околдован, то рюмка от креста разобьется вдребезги. "Народы России"
И в завершение польской части обзора - несколько бытовых сценок из польской жизни. Некоторые иллюстрации - с комментариями из оригинального источника.

У костела. Фото неизв. автора, 1866.


Продавец жестяных изделий в Варшаве. "Всемирная иллюстрация", 1877, №4.


"Всемирная иллюстрация", 1881, №36.


"Всемирная иллюстрация", 1881, №36.


В некоторых польских деревнях сохранился обычай разбивать в среду, на четвертой неделе поста, печные горшки, для того, чтобы в продолжении двадцати последних дней поста не соблазниться желанием покушать горячего. В былые времена разбивались, обыкновенно, все кухонные горшки. В настоящее же время этот прадедовский обычай имеет только значение простого обряда, а потому бьют лишь для вида старые или попорченные горшки.
"Всемирная иллюстрация", 1885, №8.


Предлагаемый нами рисунок изображает гулянье на Сырной неделе в парке Лазенковскаго дворца, в Варшаве, которое носит немного странное название «шлихтада», производимое от исковерканного немецкого слова «шлиттен», что значит сани. Шлихтада происходит всегда исключительно на санях, причем в ней как бы соединяются два удовольствия: масленичное катанье и прогулка в зимнем экипаже, соответствующая нашей первопутке. Хорошая снежная зима бывает в Варшаве весьма непродолжительна и непостоянна; зато, когда установится зимний путь, то шлихтада привлекает в аллеи Лазенковскаго парка особенно много веселящейся публики.
"Всемирная иллюстрация", 1885, №8.


Древний обычай помещичьего польского населения устраивать на масленицу «кулик» или «кулиг» сохранился и по настоящее время. Он состоит в том, что молодежь известной местности, согласившись между собою устроить «кулик», отправляется заявить об этом кому-либо из достаточных помещиков, который, угостив прибывших, присоединяется к молодежи со своею семьею и отправляется к соседу, где угощается, в свою очередь, присоединив семью соседа к своей, едет далее. У помещика, к которому затем является праздничный поезд, опять начинается встреча гостей и происходит самое щедрое угощение их; после чего новая семья присоединяется к образовавшемуся уже большому поезду, который и называется «куликом», т. е. шаром, от польского слова «куля», что значит шар. «Кулик» продолжается не день и не два, а по меньшей мере неделю или две; он начинается заблаговременно, т. е. иногда за нисколько дней до масленицы.

Одною из веских причин, так сказать, жизненности «кулика» служит то обстоятельство, что здесь масса молодежи обоих полов, собираясь танцевать и веселиться, знакомится между собою и короче узнает друг друга, в результате чего является обыкновенно множество свадеб, которые при других условиях не могли бы состояться.

От поляков перейдем к их ближайшим соседям - литовцам. Литовцы подразделялись на две этнические группы: собственно литовцы и жмудины, или жемайты, отличающиеся как языком, так и особенностями характера и быта. Жмудь или Жемайтия - область на северо-западе Литвы, в районе города Паланга.
Литовцы, а в особенности жмудины, до такой степени привязаны к домашней жизни, что никогда почти не пускаются в отдаленные места, посещая только близлежащие города: Вильну, Либаву, Ригу, Тильзит, Кенигсберг и Ковну, куда они отправляются для продажи хлеба и льна. Эта привязанность к домашнему быту служит, с одной стороны, причиною малого развития торговли в крае (торговля находится в руках евреев), а с другой - придает особенный характер торговым сделкам, отличающийся недоверчивостью и уклончивостью.

С открытием весны до окончания уборки хлеба главное занятие литовских поселян составляют полевые работы, а свободное время посвящается исправлению сбруи, орудий и надворного строения. Осенью и зимою занятия крестьян таковы: обработка льна, молотьба хлеба, отвоз его на продажу, уход за скотом, приготовление дров на топливо. В весенние и зимние вечера они занимаются витьем веревок и починкою разных хозяйственных вещей. Между крестьянами встречаются довольно искусные столяры, слесаря и кузнецы. Женщины, кроме присмотра за домашним хозяйством, летом ухаживают за огородами и помогают в полевых работах. Зимою они прядут лен, пеньку, овечью шерсть и приготовляют из пряжи разные ткани: полотна, скатерти, милас (крестьянское сукно). Здешние полотна отличаются своею тонкостью и добротою. Во многих местностях женщины довольно искусно ткут и красят шерстяные материи, употребляемые ими в домашнем быту, и даже ткут ковры. В прибрежных местах вяжут рыболовные сети."Народы России"
"Русские народы", т.1, 1891.


Жмудин (жемайт) из Тепшяй. Фото неизв. автора, 1863.


Литовцы, за редкими исключениями, имеют волосы белокурые, в юности совершенно белые, доходящие почти до цвета жемчуга; в среднем возрасте и в старости волосы темнеют, но никогда не переходят в рыжий цвет. Глаза у большинства голубые. Нос большею частью античный, в прямой линии с челом. Лицо и тело цвета совершенно белого. Женщины литовские отличаются приятною наружностью и славятся своею красотою. Правильные черты лица, голубые глаза, белокурые волосы, гибкий стан отличают их от белорусских женщин, хотя между последними тоже много красавиц.

Литовцы, так же как и белорусы, бороду и усы бреют, хотя в последние годы многиe уже стали отращивать усы. Волосы на голове носят длинные с разделом поближе к правому виску."Живописная Россия", т.3, ч.1, 1882
"Живописная Россия", т.3, ч.1, 1882.


Литовская девочка. Худ. Никодим Силиванович, 1892.


Тип литовской девушки. "Живописная Россия", т.3, ч.1, 1882.




"Русские народы", т.1, 1891.




"Живописная Россия", т.3, ч.1, 1882.




"Живописная Россия", т.3, ч.1, 1882.




Литовцы. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


"Народы России", 1877.


На последней картинке, помимо литовцев, присутствуют латыши. Стало быть, самое время и нам переместиться из Литвы на северо-восток - в Лифляндскую и Курляндскую губернии и познакомиться с их обитателями.



"Живописная Россия", т.2, ч.2, 1883.




"Русские народы", т.1, 1891.


Занятиe латышей-крестьян - хлебопашество, скотоводство, садоводство, а отчасти рыболовство и пчеловодство. Главный продукт земледелия - лен. Латыши xopoшиe сельские хозяева, и потому их охотно берут управляющими во внутренние ryбepнии. Ремеслами в деревнях занимаются мало, за исключениeм изготовления холста.

Главную пищу латышей летом составляет молоко и сыр; зимою они варят особаго рода кашицу, называемую «нутрой». Говядину даже зажиточные крестьяне употребляют не ежедневно.

Латыши и теперь, как в старину, живут отдельными хуторами, в которых сосредоточено все необходимое для крестьянского хозяйства. Хутора эти состоят из жилого дома, конюшни, xлевa, бани, риги и клети, т. е. амбара для склада всякого запасного имущества (в этой клети они и спят летом). Строения эти расположены так, что между ними образуется пространный двор. Баня и рига помещаются часто вне двора, из предосторожности против пожаров: баня - близ реки, а рига - среди поляны. Баню современный латыш любит так же, как любили и его предки, 600 лет тому назад. Он посещает ее каждую субботу; сначала идут мужчины, потом женщины, которые в бани же уходят обыкновенно и для родов.

Жилой дом состоит из сеней, занимающих середину его; в них устроен очаг для варки пищи, с трубою или только с отверстием в крыше для выхода дыма. По одну сторону от сеней находятся: комната для хозяина в два или три окна; «кимбарс», небольшая комната, служащая для молитвы или для приемa гостей; иногда одна или две каморки для хранения разных запасов. Хозяйская комната снабжена печкою, отапливаемою из сеней и имеющею наверху лежанку; вокруг печки устроены скамьи. По другую сторону сеней находится помещение для работников; у бедных хозяев этого помещения нет, и работники живут в одной комнате с хозяином. В хлеву каждый род скотины имеет свое отгороженное место."Живописная Россия", т.2, ч.2, 1883
"Живописная Россия", т.2, ч.2, 1883.








Одежда сохранила по настоящее время свой прежний светлый цвет и по-прежнему состоит из длинного кафтана, по большей части со стоячим воротником, застегивающегося шнурками и петлями и опоясываемого кушаком, из брюк и исподнего платья. Сукно, употребляемое для одежды, выделывается дома и бывает двух родов: одно, более толстое - для зимы, другое, более легкое - для лета. Обувь зависит от состоятельности крестьянина: более зажиточный носит сапоги, кто победнее - лапти поверх портянок; лапти изготовляются или из кожи, или из березовой коры. Важную роль играют у латышей рукавицы: без них они не предпринимают никакой работы.

Женскую одежду составляют «брунчи», нечто вроде сарафана пестрых цветов, и камзола, такого же почти, как мужской кафтан, надеваемого сверху. Необходимою принадлежностью женского наряда служит также белая «сакша», накидка на плечи, сдерживаемая спереди большою пряжкою. Белый узорчатый передник и особого рода шапочка дополняют наряд; под шапочкою замужние женщины носят род чепчика. Девушки носят на головах венки из цветов, живых или искусственных. Одежда латышей не везде одинакова: красивее всех считается та, которую носят и окрестностях Либавы."Живописная Россия", т.2, ч.2, 1883
Латыши. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Несколько бытовых сценок, запечатлённых на картинах латвийского художника Яниса Розенталиса (1866-1916).

После службы, 1894


С кладбища, 1895


Ликующие дети, 1901


"Живописная Россия", т.2, ч.2, 1883.


А здесь, как мы видим, вместе с латышами присутствуют их соседи, эсты, или эстонцы. Но прежде чем перейти к знакомству с этим народом, познакомимся с другими обитателями Лифляндской и Курляндской губерний. Собственно, именно благодаря издавна жившим здесь ливам и обрела свое название Лифляндия.

Ливы, которых ныне осталось не более 2000 душ, суть ближайшее родственное эстонцам племя. Оно сгруппировано в узком пространстве, прилежащем к Балтийскому морю и отделенном от остальной части Курляндской губернии болотами и лесами. Они поселены в четырнадцати приморских деревнях.

Ливы в древнее время занимали всю Курляндию и большую часть Лифляндии, но, с переселением сюда латышей, ливы отчасти были изгнаны, отчасти смешались с пришельцами, приняв их язык, нравы и обычаи. В нынешнем своем месте жительства они занимают узкую приморскую полосу в 68 верст длиною, причем пустошами и болотами между дюнами, часто совершенно непроходимыми, отделены от латышей. Только этому обстоятельству они и обязаны сохранением своего языка и своей народности.

Жилища, одежда и образ жизни ливов весьма сходны с латышами. Между тем, внутренние национальные качества ливов резко отличаются от латышских, и народ этот по характеру своему гораздо ближе подходит к эстам. Издавна знакомые с морем и с детства привыкающие к морской стихии, ливы xopoшие и предприимчивые моряки. Будучи более эстонцев склонны к общительности, ливы в то же время проявляют в своем характере более склонности к порокам, проявляя упрямство, гнев и склонность к мстительности. Пьянство, воровство, а в особенности грабеж судов, потерпевших у берегов крушение составляют весьма частые пороки ливонцев.

Их женщины и девушки одинаково храбры и решительны как на сухом пути, так и на море, и в частной жизни отличаются хорошей нравственностью. В брак они вступают поздно, и хотя, подобно мужчинам, отличаются крепким сложением, грубыми формами и цветущим здоровьем, тем не менее их нельзя назвать некрасивыми. Будучи ловки и общительны между собою, ливы весьма угрюмы с чужими.

Национальная одежда у мужчин состоит из куртки со стоячим воротником и длинного кафтана, сшитого по образцу эстонского, из светло-серой шерстяной материи. Женщины носят длинные талии и полосатые юбки. В последнее время ливы, как и окрестные латыши, стали одеваться в темно-серые цвета.

В сельских работах они употребляют волов, а не лошадей. Исповедания они лютеранского, религиозны и набожны чаще внешне, хотя иногда можно встретить между ними признаки искренней глубокой религиозности.

В умственном отношении ливы стоят несравненно выше латышей и почти все без исключения умеют читать.
"Народы России"
Ливы и кревинги. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Кревинги, или кревины - племя, жившее в Бауском уезде Курляндской губернии, в деревнях Мемельгоф, Ней-Раден, Круссен и Виттвенгоф. Говорили на кревском наречии. Происхождение их неясно: одни исследователи считали кревингов потомками древних жителей Курляндии, другие - переселенцами из Эстляндии. В дальнейшем кревинги слились с местным населением.

Теперь - о ближайших родственниках ливов, эстонцах.

Эстонцы суть древнейшие обитатели поморья, занятого Эстляндскою губерниею. В древние времена они захватывали пространство еще далее к югу. Хотя они жестоко воевали со скандинавами, с Новгородом и Псковом, однако не чуждались сношений с русскими, принимали их нравы и обычаи и даже вступали в родственные связи. В земле эстов были даже русские города. Названный немцами нынешний город Дерпт, есть просто русский город Юрьев, основанный русским великим князем Ярославом.

Наружность эстонцев, так же как и язык их, показывают явно финское происхождение. Рост их невысок, глазные орбиты угловаты, скулы широкие, бедра узкие, а волосы мягкие, светлого цвета и с рыжеватым оттенком. Эсты, живущие по морскому берегу и на соседних островах, отличаются высоким ростом и хорошим сложением, что и обясняется примесью скандинавской крови. Язык их не более как отрасль древнего финского и подразделяется на два говора: ревельский - у эстов, занимающих север и запад территории, и дерптский - у эстов, живущих на юге.

Ни мужчины, ни женщины не стригут волос, а женщины даже и не заплетают их, оставляя распущенными по плечам. Бород мужчины не носят.

По характеру своему эсты вообще мрачны и не сообщительны с посторонними. Вместе с тем, они мстительны и коварны. Женщины также не расположены ни к веселости, ни к развлечениям. Упорные и терпеливые, эсты очень флегматичны и нелегко увлекаются; но обида способна возбудить в них глубокую ненависть и мщение. Так, эстонец глубоко ненавидит пришельцев - немцев, и даже именем этим он пугает своих детей. Не будучи воинственны по природе, они, однако, храбры, и храбрость их в соединении с упорством заставляет их презирать и самую смерть.

Островные жители весьма неустрашимые моряки. Будучи бескорыстны, эсты в то же время отличаются честностью, и воровство между ними встречается довольно редко. К числу же недостатков их характера следует отнести леность, беспечность и пьянство, которое, впрочем, в последнее время заметно уменьшается. Что касается до их умственных способностей, то хотя нельзя сказать, чтобы они отличались быстрым умом или большою смышленостью, но все же они далеко не так ограничены в умственных способностях, как о том говорят немецкие помещики Эстляндии."Народы России"
"Русские народы", т.1, 1891.


"Народы России", 1877.


Костюм эстов отличается многими особенностями, причем преобладают темные цвета. Черный цвет есть любимый цвет эстов; кроме рубахи и летнего платья, почти вся одежда эстонцев черного цвета. Почти все эсты ходят в длинных черных кафтанах из грубого сукна; под кафтаном надевается фуфайка из голубого или зеленого сукна, короткие кожаные или полотняные панталоны и шерстяные чулки. На голове летом носится круглая шляпа, а зимою шапка из лисьего меха и овечья шуба без покрышки. В женском костюме замечается больше разнообразия, в особенности в головных женских уборах, которыми девушки отличаются от замужних женщин. Также разнообразна я женская обувь. По воскресеньям эсты носят башмаки, наподобие сандалий, сделанных из одного куска кожи; островитяне же носят обыкновенные кожаные сапоги."Народы России"
Эстонцы. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Жилища эстов состоят из бревенчатых изб, редко на каменных устоях. Внутри помещение не очень просторно, печь обыкновенно состоит из кучи камней, расположенных в углу, и на ней-то, при помощи таганов, готовятся кушанья. Единственное небольшое окошечко в избе расположено очень низко. Крыши изб по большей части соломенные, а, внутри избы неопрятно и грязно. Белые деревянные столы, сундуки и скамейки, покрытые грязью и копотью, корыто для корма скота - вот вся внутренняя обстановка хаты эстонского крестьянина. Весьма нередко в одном помещении с хозяином живут и домашние животные.

Пища весьма непривлекательна и состоит обыкновенно из черного хлеба с отрубями и копченой или соленой рыбы. Сельди и свинина составляют лакомство для достаточных. Чаще же всего на столе эстонского крестьянина появляется картофель и кислая капуста. Любимый напиток приготовляется из ячменя с примесью хмеля, и называется «таар»."Народы России"
"Русские народы", т.1, 1891.


"Живописное обозрение", 1883, №21.


Если эсты угрюмы и необщительны вообще, то нельзя сказать того же про их семейную жизнь. Напротив, насколько они не любят общественности, настолько же они привязаны к семье. Можно сказать, что для эстов только и существует, что семейные отношения. Время года оказывает большое влияние на образ жизни эстонцев. Летом они работают много, зимою же больше спят. В прежние времена они жили большими селениями, ныне же - отдельными фермами.

Технические способности эстов еще мало развиты. Тем не менее, местами встречаются искусные мастеровые, в особенности слесаря; на фабриках эстляндские рабочие также отличаются способностями."Народы России"
Пряха. Худ. Йоханн Кёлер, 1863.


Помимо эстонцев, в Эстляндской губернии жили еще и шведы. Эстонские шведы населяли небольшие острова и несколько деревень на материке, где они постепенно смешались с коренным населением.

Шведы с островов Эстляндии. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


В Прибалтийских губерниях, а также под Петербургом, традиционно селились немцы. Картинка с изображением немцев-колонистов из книги Паули "Les Peuples de la Russie" завершает эту часть обзора.



К оглавлению этнографического обзора

обзор прессы, история, этнография

Previous post Next post
Up