Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (13)

Jul 07, 2013 19:44

13. Малороссы. Праздники и обряды.

Две предыдущие части обзора я посвятил основным типам малороссиян и чертам характера, им присущим, а также специфике их труда и быта.

Но самое интересное с точки зрения этнографии - это особенности отдыха малороссов, их праздники и связанные с ними обряды. Именно этот аспект жизни малороссов и создал своеобразную романтическую ауру вокруг Малороссии и ее обитателей, что способствовало чрезвычайной популярности малороссийской темы в иллюстрированных журналах и прочих изданиях второй половины XIX века. Несомненно, "приложил руку" к такой популярности и Н.В.Гоголь со своими "Вечерами на хуторе" и "Миргородом".

К примеру, в иллюстрированном альбоме "Народы России" (1877) рисуется вот такая привлекательная картина:

Малороссы вообще любят повеселиться, в особенности, конечно, молодежь; но веселье их чуждо буйного или задорного характера.

Весна и лето здесь так хороши, что сами по себе располагают к веселости. Они представляют ряд прелестных картин, о которых говорит с восторгом всякий, кто живал в Малороссии. Весна начинается рано, почти всегда в половине марта, н снега тают быстро. Растительность развивается так быстро, как будто листья и цветы являются по мановению волшебного жезла, и в несколько дней деревья одеваются густою листвою, в которой неумолчно раздается веселое щебетанье и пенье птиц. В особенности заливаются соловьи. В половине мая фруктовые деревья покрыты уже белым и розовым цветом. Над ними вьются и жужжат пчелы, воздух напоен ароматом. Никто не усидит в душной хате; и старый, и малый, все рвутся под открытое небо, на котором ярко сияет теплое весеннее солнышко. Во всем чувствуется избыток жизни, и какое-то безотчетное довольство охватывает сердце. Оно выливается наружу в веселых песнях, метко охарактеризованных названием «веснянок», которые звонко раздаются в эту пору года во вcех малороссийских селениях.

Помимо уже упомянутых "Народов России", источниками текстовой информации для этого обзора послужили следующие издания:

- "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", Н.Маркевич, 1860 (Киев, типография Давиденко);
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.5, ч.1. 1897;
- "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края", Бабенко В.А., 1900;
- "Очерки Днепра", А.С. Афанасьев (Чужбинский), 1893;
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В.П.Семенова и под общим руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского и акад. В.И.Ламанского, т.7 (Издательство Девриена, СПб);
- журнал "Всемирная Иллюстрация", №11, 1891, №№ 20, 26, 1896.

В обзоре используются иллюстрации из книг и периодических изданий, фотографии и картины художников того периода.

Давайте посмотрим, как отмечаются основные праздники в течение малороссийского года, начиная от Рождества, ночь под которое столь знаменита благодаря гоголевской повести.

Накануне Рождества, 24-го декабря, малороссиянка, даже самая убогая, хлопочет о приготовлении ужина, роскошного по своим средствам. Канун Рождества называется «свят-вечер». Кроме обычных кушаньев варит она ячменную или пшеничную кутью, т. е. кашу из круп, приготовленных особенным образом, и «узвар» из сушеных плодов: вишен, слив, груш, яблок. С первой звездой семейство собирается в хате, меняет белье, одевается по-праздничному, приглашает кого из родных или убогих, и начинается торжественное накрытие стола. Затеплив восковую свечу, в передний угол, на лавке под образами настилают сена, стараясь, чтобы в нем было как можно более желтых цветов бессмертника. При вынимании из печи «узвара» кто-нибудь из старших членов семейства берет небольших хлопцов (мальчиков) за чуприны, чтобы куры были хохлатые. Перенося из печки два обрядных блюда, обыкновенно приговаривают: «соб кутя на покуть, а узвар на базар» и ставят горшки в передний угол. Затем хозяин, выйдя на порог сеней или отворив окно, приглашает мороз на ужин: «морозе, морозе, иды до нас кyти исты, та не поморозь нашои гречкы». После чего все садятся за стол и ужинают. Вместо десерта подается сперва «узвар», а потом кутья, которую едят с медовою сытою."Очерки Днепра", 1893.
Колядки в Малороссии. Художник К.Трутовский.


В день Рождества Христова вечером «колядуют». Женщины, а преимущественно девушки идут толпами по улицам; часто несут они фонарь в виде месяца или звезды, который освещен разноцветным огнем, с помощью крашеной бумаги, и вертится на шесте. Девушки подходят к окнам изб, и поют песни: к хозяину, к сыну, к хозяйке, к дочери. Песен таковых весьма много, названье им - «колядки». "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Малороссийские колядки. "Живописная Россия", т.5, 1897.


Декабря 31. На Меланки, т.е., в день св. Мелании, накануне нового года, каждая хозяйка приготовляет кныши, пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники. Этот вечер называется богатым или щедрым. Вечером хозяйка ставит на стол все съестное, засветит свечу перед образами, накурит ладаном и попросит мужа исполнить закон. Муж садится па покути, т.е., в углу под образами; это старшее место; пред ним куча пирогов; зовут детей; они входят, молятся и спрашивают: «деж наш батько?», не видя будто бы его за пирогами. «Хиба вы мене не бачите?» - «Не бачимо, тату!» - «Дай-же, Боже, щоб и на той год не побачылы!» Тут он раздает детям пироги. Между тем мальчики, толпою, ходят по дворам и под окнами изб поют песни-«щедрывки». "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
У крестного отца на Новый год. "Всемирная иллюстрация", №1, 1898.


От Рождества и до Крещения - Святки, время гуляний и гаданий.
"Всемирная иллюстрация", №1, 1894.


"Всемирная иллюстрация", №1, 1896.


Лучший, употребительнейший, никогда не обманчивый рецепт гаданья - вот он. Испечь небольшие сдобные булочки, балабушки; сверху примазать их маслом и положить попарно на скамье, каждую пару назвать именами предполагаемых невесты и жениха. Впустить в избу собаку, которая ничего бы не ела целый день. Хотя балабушки положены попарно, но обыкновенно собака одну съест из одной пары, другую из другой, таким образом она составляет пары по-своему. Вот то-то будет свадьба, а вовсе не так, как положено гадающими. Но если сбросит собака балабушку на пол, то это дурно; это предвещает если не смерть, то по крайней меpе, одиночество на целый будущий год.

Посадить «пивня в дижу» и доставить «на покути», на полу поставить миску с водой, и ту тже посыпать кучки проса, ржи, гречихи. Если петух из дежи кинется на зерно, жених будет славный хозяин; если он кииется к воде - жених будет «поганый пьяныця».

Выдернуть из кровли стебель соломы, чтоб только он был с колосом. Если в колосе найдется зерно - жених будет богатый; если не будет зерна - жених будет бедняк; если солома без колоса, то жениха тот год не будет. Здесь одно замечательно, что у плохого молотника дочь должна иметь непременно богатого жениха, хотя отец ее беднее хороших молотников."Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Гадание с зеркалом. "Живописная Россия", т.5, 1897.


Святочное гадание в Малороссии. "Иллюстрированная Россия", №2, 1890.


Haкануне Крещенья в последний раз подают за ужином кутью, называемую голодною. Вероятно, название это происходит оттого, что народ целый депь постится. После ужина хозяин выходит на двор и прогоняет кутью. В старину это делалось ружейными выстрелами, нынче же просто ударяют поленом об угол хаты, причем приговаривают: «зима от нас, а лето до нас»."Народы России", 1877.
Крещенский сочельник в Малороссии. "Живописное обозрение", №2, 1895.


В ожидании крестного хода на Богоявление. "Всемирная иллюстрация", №1, 1898.


Зима в Малороссии мягкая, не столь длинная и утомительная, как у великоросов. И на ее окончание как раз приходится масленичная неделя.



Масленица в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №9, 1870.


В масленицу женщины «волочат колодку», то есть, идут по домам и привязывают «паробкам и дивкам» небольшую колодку к ноге, в наказание за то, что не вступили в брак в прошлый мясоед. Эту колодку можно снять не иначе, как за некоторый выкуп; на собранные деньги пируют, и вместо блинов московских подают вареники со сметаною, на масленице это главное блюдо.

Масленица проходит; в воскресенье перед великим постом все благочестивые христиане идут к родным и соседям испрашивать прощения в обидах; а между тем, кто хочет узнать, которые из знакомых ему женщин ведьмы, тот должен в это воскресенье взять кусок сыру в холстинку и три ночи сряду держать его за губою во время сна; потом, завязав его в рубаху, носить на себе через весь великий пост; в великую субботу все ведьмы явятся к нему просить сыру; но он не должен давать, иначе сам погибнет. "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Масленица в малороссийском селе. "Всемирная иллюстрация", №5, 1896.




Страстная неделя. Крестный ход с Плащаницей. "Всемирная иллюстрация", №13, 1895.


Пасха в Малороссии. С освященными пасхами домой по разливу. "Всемирная иллюстрация", №13, 1896.


Пасхальная заутреня в Малороссии. "Живописное обозрение", №16, 1891.


Пасхальное утро в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №14, 1895.


Игра в яйца в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №17, 1888.


Наступает пятидесятница. Эту неделю называют: зеленою, клечальною, русальною. Первый день называется духовым, второй - тройцыным, так празднует эти дни и церковь, хотя в Великороссии празднуемы они наоборот. «До святого духа держись кожуха», - говорят малороссияне, не вполне доверяя весеннему солнцу и теплоте. Первые три дня этой недели называются троицкими святками; в субботу перед духовым днем, при захождении солнца, натыкают ветви дерев перед дверьми построек, ставят их внутри домов по углам, посыпают полы и землю перед дверьми аиром, осокой и другими травами; ветви называют «клечанье», а всю неделю «клечальною» и «зеленою»."Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Канун Троицына дня. "Всемирная иллюстрация", №22, 1898.


Украшение жилищ ветками деревьев и травами на Троицу - дело, конечно, хорошее и правильное. Но в то же самое время, в канун Духова и следующего, Троицына, дня творились дела куда более серьезные. Преимущественно - в водоёмах, в особенности возле мельниц.



В ночь под Троицын день. "Всемирная иллюстрация", №20, 1896.


К этому рисунку в журнале опубликован такой комментарий:



А знаете ли вы в чем отличие между русалками великорусскими и малороссийскими? Автор книги "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" Николай Маркевич рассказывает о специфических особенностях тех и других и, кроме того, дает рекомендации, как себя надо вести при встрече с малороссийскими русалками:



С последним утверждением уважаемого Николая Маркевича можно было бы согласиться, если бы не его декларация о намерениях утопления "с восторгом". В главном он, конечно, прав, но всё ж надо как-то... без фанатизма, что ли...

Но молодежь во все века и во всех странах отличалась бесстрашием, авантюристичностью и некоторой безбашенностью. Несмотря на явную и серьезную опасность, дивчин и парубков так и тянуло в троицкую ночь к водоёму. Правда, не поодиночке, а большой компанией. И повод для того был серьёзный, особенно у девушек: именно в ночь под Духов и Троицын день принято было гадать: бросать веночек в воду, и, в зависимости от того, в какую сторону он поплывёт, и поплывёт ли вообще, делался вывод, возьмут ли девушку замуж, а если возьмут, то в какую местность.

Гадание девушек в Троицын день. "Русский художественный листок", 1860.


Ночь на Духов день. Художник К.Трутовский.


Судя по следующей картинке, веночки пускали в воду и в другую примечательную летнюю ночь, или вечер - накануне Ивана Купала.

В Иванов день в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №26, 1896.




Празднование Купалы. "Живописная Россия", т.5, 1897.




Пение купальских песен. "Всемирная иллюстрация", №39, 1879.


В праздник. Малороссиянка на траве. Художник Кузнецов, 1880.


Как известно из классической литературы, в ночь перед Иваном Купала творились вещи сугубо нешуточные. Троицкие русалки и мавки меркнут перед паноптикумом, который, бывало, активизировался и поднимал голову в купальскую ночь.
Перед Ивановым днем хозяйки загоняют на ночь коров с телятами для того, чтоб телята сосали маток, и тем лишали ведьм возможности их доить. А на самый день Иванов змея медяница, которая слепа, получает зрение на целые сутки, и тогда она необыкновенно опасна: бросаясь на человека, как стрела, она может его насквозь пробить.

В полночь с 23 на 24 июня, расцветает красноогненный цветок папоротника; его должно найти, сорвать, сберечь и владелец его становится знахарем; никакой клад не утаится от него. Клады бывают двух сортов: заклятые и незаклятые. Последним может воспользоваться каждый, кто его найдет; но заклятым овладеть не так легко. Место, где он находится, известно, потому что над ним по ночам свечка горит; но кто зарывал его, тот его заклял; он может достаться вам при исполнении определенных условий. Эти условия бывают иногда очень тягостны. Иногда заклинают на мать, на отца: добывший клад должен непременно лишиться отца или матери. Иногда условия очень удобоисполнимы, но так просты, что никому в голову не придут; а между тем стоит их исполнит, и клад дастся. Зато случалось добывать клад очень легко: во время заклинания подслушать заклятие, и клад дастся без исполнения условий. Но не зная заклятия, начнете рыть то место, где свечка горит, где зарыт клад, и чем глубже будете вы рыть, тем глубже будет клад входить в землю.

Клады являются в различных видах: стариком, лошадью, клубком, собакой, петухом; толкните старика, ударьте собаку, они рассыплются в виде денег; но как догадаться? Верное средство: иметь цветок папоротника; владельцу этого цветка все известно. Зато как трудно добыть его! Во-первых, должно одному, без товарища идти в лес; невыразимые страхи окружают смельчака. Ведьмы, черти, вовкулаки, нетопыри, филины, домовые, мертвецы, лешие, русалки - все это общество доберется в лес с хохотом, криками, завываньями. Рев зверей, треск дерев, перекаты грома без туч, блуждающие огни. Нет, не многие решаются искать волшебный цветок."Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Ведьма. "Живописная Россия", т.5, 1897.


Впрочем, малороссийские ведьмы вполне себе активны и в другие ночи, не только в Ивановскую. Это подтверждает А.С. Афанасьев (Чужбинский) в своих "Очерках Днепра":
Ведьмы разделяются на две категории: природных и ученых. Природная получает звание по наследству и родится, как говорит поверье, с хвостом. Она отправляет ремесло свое, т. е. доит чужих коров, без особого вреда ближнему, разве уже вынуждена напасть на кого-нибудь. Ученая ведьма, т. е. женщина, изучившая по какому-нибудь случаю это ремесло, злее природной и старается вредить каждому. Кроме того, что она доит чужих коров, но еще и портит их по злобе на хозяина или хозяйку. И та, и другая умеют принимать на себя образ животного: кошки, собаки, свиньи или неодушевленного предмета: клубка, колоды. Во время ночных своих похождений ходят они в одних рубахах с распущенными волосами.

Я встречал многих серьезных отцов семейства, которые рассказывали мне, что в молодости не раз приходилось им носить ведьм на плечах. Конечно, это действие воображения, воспламененного лишнею чаркою водки. Подгулявший парубок возвращается ночью в том состоянии, когда глаза принимают один предмет за другой; воображение, настроенное суеверными рассказами, работает - парню чудится, что клубок катается под его ногами, он приходит в испуг; какая-нибудь невинная свинья попадется на дороге, он бежать, и ему уже чудится, что у него на спине ведьма. Существованиe же доительниц чужих коров не подлежит никакому сомнению. Это женщины убогие, не имеющие коров, а любящие полакомиться на чужой счет, которые, распустив волосы, в одной рубашке, отправляются подоить чужую корову, что весьма легко исполнить при деревенском образе жизни, где все нараспашку. Нет сомнения, что подобные случаи довольно редки, однако же попадаются по временам.

Ведьму народ называет «зла личина». Рассказы о ведьмах встречаются в каждой деревне. Ведьма вылетает в трубу, помазав под мышками какою-то жидкостью, и едет на помеле, на ступе, на лопате. Она похищает месяц, звезды, росу; от последнего обстоятельства бывает бездождье, за что в прошлом еще веке топили ведьм в реках и прудах. Старшaя их живет на Лысой горе, где все они видятся раз в год, во время шабаша. Существовало поверье, что ведьма кончается очень долго и что не может умереть до тех пор, пока не прорубят потолка у нее над головою. Говорят,что ведьма имеет обычай выходить ежедневно из гроба и посещает дом свой. Для прекращения этих путешествий в прежние времена откапывали гроб и пробивали ведьму осиновым колом, поеле чего она уже не выходила из гроба."Очерки Днепра", 1893.
Заканчивается июнь, с ним уходят и Троица, и Иванов день. Всякая нечисть уже подуспокаивается, по крайней мере, таких откровенных шабашей, как в предпраздничные июньские ночи, не затевает. Но и в июле-августе не всё так просто:
Многие до 20 июля считают за грех картофель есть; после Ильи уж не купаются. До Ильи облака ходят за ветром, после Ильи - против ветра; комары перестают кусать; рои пчел, вылетающие после Ильи, ненадежны; даже пчеловоды гонят прочь и чужой рой к ним после Ильи залетевший.

Когда гром гремит, это Илья по небесному мосту в колеснице ездит. Когда гром зажжет избу, ее должно тушить не водою, а молоком или сывороткою.

В июле бывают сильные грозы; грозные ночи июля и августа называются «горобыными», потому что гром и молния не дают заснуть и воробьям.

Oт жаров бывают метеорологические явления. Огненный шар, летящий по воздуху - это змей навещает девушек. Перелетает ли звезда по небу? Это девушку теряет Украйна. Девушка стала хозяйкой, она замуж вышла. Падает ли звезда и исчезает, до земли не долетая? Это ведьма подхватила ее и спрятала в кувшин, в «глечык». Радуга, «веселка» по-здешнему, спускается в реку и сосет из нее воду для дождя."Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Вечер в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №44, 1884.


6 августа, в день Преображения Господня, т.е., на Спаса, дозревают яблоки и груши «спасовки»; их срывают и несут в церковь для освящения, равно как и вновь подрезанный кусками мед, «сцильныкы».

Около этого времени оканчивается обыкновенно жатва ржи. В самый день окончания жатвы бывает сельский праздник: «обжинкы». Жницы ходят по ниве, собирают случайно оставшиеся, не связанные в снопы стебли жита, поют nесни и сплетают из жита венок. Одна из девушек его надевает себе на голову по общему выбору, и потом все толпой идут с песнями к панскому двору. Пан принимает венок, вешает его под образами, а девушек угощает. Иногда обжинки празднуются большим обедом, бочкою водки, посреди панского двора для всего села. Венок сохраняют до будущего года; на другой год, около 6 Августа, из него выколачивают зерна и сеют на новом поле."Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Девушки после жатвы отправляются с поздравлениями к хозяину. "Всемирная иллюстрация", №35, 1879.


В праздник Воздвиженья (14 сентября) птицы начинают улетать, а гадюки улезать на зиму в Вырай. Но не все змеи уползут, те, которые кого-нибудь укусили, останутся мерзнуть в холодные осенние дни за наказание.

Что касается до Вырая, это дивная, теплая сторона, далеко где-то у моря, одним птицам и змеям. Первая улетает туда и последняя прилетает оттуда - кукушка, т.е. зозуля. На это есть причина очень важная: у кукушки сохраняются ключи тамошние, она ключница Вырая.

К примеру, в иллюстрированном альбоме . Змеи в Вырай лезут по деревьям, а потому на Воздвиженье не должно не только детей пускать, но и взрослым ходить в лес. В этот день весьма легко быть укушенным змеёю.

На Варвары (4 декабря), говорят, зима ложится: «Варочка постеле, Савва погладит, а Мыкола стукне». А между тем, «Варвара ночи вкрала, дня прыточала»... В эти же дни волки начинают бегать стаями, и разгонят их первые только выстрелы, которые раздадутся при водоосвящении в день Богоявления Господня."Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", 1860.
Зимний вечер в малороссийской деревне. "Нива", №2, 1898.


Вот и закончился малороссийский год, и надо опять готовиться к Рождеству и Святкам, колядкам и гаданиям. Но не только в праздничные дни отдыхали малороссияне, особенно молодежь. Весенние, летние, да и раннеосенние вечера - прекрасное время для прогулок, развлечений, да и для флирта - куда ж без этого!

Между молодежью сердечная склонность обнаруживается с раннего возраста, и любящие более или менее достигают желанной цели. Конечно, и у простолюдинов не без расчета, однако, чаще парень и девушка вступают в брак по обоюдному согласию. В молодости у малорусса любовь играет не последнюю роль в жизни. Все свободное время, особенно вечера, молодежь вместе. Летом гульбище называется «улица», на которую выходят парубки и дивчата и поют иногда далеко за полночь.

Не понимая народных обычаев, не вникая в быт народный, иной господин, конечно, может счесть неприличным ночное гулянье молодежи, тем более, если этот господин применяет здесь свои собственные понятия; но разве простолюдин не должен уже пользоваться никакими развлечениями, сообразными с его возрастом, средствами и образом жизни? Весною цветет и апельсин, и дикая лесная яблоня; неужели же у последней следует обрывать цвет собственно потому, что утонченному вкусу не нравятся лесные яблоки? Подобные мифы скорее повлекут за собою деморализацию, тем более, что народные гульбища происходят открыто, а если запрещать их, то молодежь будет находить средства видеться тайком, что без coмнения вреднее подействует на общественные нравы. Касательно же нравственности малорусских девушек можно пожелать, чтобы у прочих племен она была так же безукоризненна."Очерки Днепра", 1893.
Сцена у колодца. Художник К.Трутовский, 1880-е.


Летняя идиллия в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №34, 1883.


Танцы девушек под скрипку и бубен. "Всемирная иллюстрация", №34, 1883.


Через бревнышко. Художник К.Трутовский, 1877.


Тема «хлопець дивиться на сплячу дівчину» была очень популярна у художника Трутовского в его малороссийских пасторальных сюжетах.
Неожиданная находка. "Всемирная иллюстрация", №30, 1875.


Украинская Гретхен. "Всемирная иллюстрация", №42, 1876.


Малороссиянка. "Всемирная иллюстрация", №44, 1881.


Но не только в тёплое время года, а и долгими осенними и зимними вечерами находилось время у малороссийских парубков и дивчат для сердечных дел.
Об украинских девушках сложилось убеждение, что они, будто бы, рано теряют целомудренность. Но это - ошибка. Причиной ложного мнения о малорусской девушке является обычай, не существующий у великоруссов - это «досвитки» и «вечорници». В осенние и зимние вечера, как это бывает и в Великой России, девушки собираются у какой-либо вдовы или солдатки. Там они прядут и поют песни. К ним являются парубки - и начинается веселье, шутки, остроты, любовные ласки. «Вечорници» - это народные клубы, народный театр, народный бал. Изба солдатки заменяет зал благородного собрания, художественный клуб и оперу. Вместо замаскированных объятий, которые «благородная» девушка допускает в мазурке с любимым кавалером, «неблагородная» девушка на вечерницах открыто обнимает, ласкает и целует любимого мужчину. Мало того, по окончании вечера, девушки ложатся спать вместе со своими возлюбленными - и, при всем том, любовь их, как правило, остается платоническою, хотя и бывают исключения, как бывают они везде и во всем. Вот этот-то обычай совместного спанья молодых людей с девушками до брака и называют безнравственным. Но чем же нравственнеe обычай цивилизованных девушек танцевать на балу непременно с обнаженными плечами, руками и грудью или где--нибудь на морских купаньях купаться совместно с мужчинами под покровом клочка кисеи и прозрачной морской воды? И то и другое - вполне нравственно, хотя иногда и не целомудренно. Д.Л.Мордовцев, "Живописная Россия", т.5, ч.1.
Деревенская вечерница в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №49, 1883.


Досвитки-вечорницы. "Живописная Россия", т.5, ч.1, 1897.


И вот чем иногда эти "вечорницы" с "досвитками" заканчивались...
На сеновале. Художник К.Трутовский, 1880-е.


Естественным продолжением "любощи кохання" и разных проявлений флирта были, конечно же, свадьбы.



Малороссийский девичник. "Живописное обозрение", №38, 1884.


Малороссийская невеста. "Одежда Российского государства", 1869.


Выезд на свадьбу сопровождается рядом языческих обрядов, как-то: осыпаньем молодых зерном и хмелем, целованием на пороге дружек, несущих свечи, символическим крестом нагайкой, который делает в дверях дружко, несением впереди свадебного поезда меча и свечи и т.д. Во время венчания над женихом держит венец старший боярин, над невестой - старшая дружка. Затем приезд молодого за женой сопровождается обычными выкупами входа к ней и места возле нее у ее брата. Въезд новобрачных в дом жениха сопровождается рядом обрядов, очищающих от сглаза, как-то: обрызгиваньем водой, проездом через костер и т.п. Весьма строго соблюдается также обычай публично удостоверять невинность молодой, причем чествуют ее родителей, а на доме выставляют красный флаг; в неблагоприятном же случае родители невесты подвергаются жестоким насмешкам: им надевают на голову хомут, заставляют вкатывать на крышу колесо или сани, кормят из битой посуды и т.д, В понедельник поют так называемые „перезвявски писни", довольно нескромного содержания. Свадебные пиршества заканчиваются обедами у близких родственников, которые непременно дарят молодой скот, или какие-либо другие хозяйственные предметы.Россия. Полное географическое описание.
Свадебный выкуп. Художник К.Трутовский, 1881.


Свадьба в Малороссии. Давайте выкупа! "Иллюстрированная Россия", 1887.


Свадьба в Малороссии. Художник М.Бондаревский, 1881.


Свадьба в Малороссии. "Живописное обозрение", №35, 1898.


Есть серьезные основания полагать, что на двух последних картинках изображена одна и та же свадьба.

Свадьба в Киевской губернии. "Всемирная иллюстрация", №21, 1891.


Малороссийская свадьба. "Живописная Россия", т.5, ч.1, 1897.


Со свадьбы. "Всемирная иллюстрация", №28, 1898.


Такова уж жизнь, что обряды бывают не только весёлыми и праздничными, но и, увы, печальными...

Крестьянские похороны в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №11, 1891.


Художник представил на своем рисунке картину крестьянских похорон в Малороссии.
Мы видим, что эти похороны до известной степени отличны от наших: даже форма гроба не та, что в средней и северной России, тут гроб имеет форму обыкновенного ящика. Когда покойника выносят в Малороссии из дома на кладбище, печальное шecтвиe местами останавливается, на гроб расстилается салфетка, на которую кладется каравай хлеба, и священик читает евангелие над головами склонившихся родственников покойника; затем носилки с гробом опять поднимаются, и шecтвиe двигается дальше, до следующей остановки."Всемирная иллюстрация",№11, 1891.
Поминание на Фоминой неделе. "Всемирная иллюстрация", №15, 1877.


Завершать обзор в таких минорных тонах было бы, конечно, неправильно. Посему, в заключение, еще немного о народных обрядах и традициях, из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края". Автор рассказывает про детские игры в "дрыбушечки" и "квача":

В „дрыбушечки" играют попарно, ноги вместе, туловища врозь, держась руками, кружатся. В, „квача" плюют через сложенные кольцом пальцы и, кто оплевывает пальцы, делается „квачом", остальные, бегая вокруг него, дразнят: „квачу, квачу, исты хочу!" Кого поймает „квач", тот в свою очередь делается „квачом". У „довгой лозы" - становятся один впереди, другой в ряд, задний начинает перепрыгивать через него, затем следуюший и т. д.

И пара фотографий из той же книги:




И вот на такой жизнеутверждающей ноте и завершим обзор, посвященный Малороссии и ее обитателям.

К оглавлению этнографического обзора

обзор прессы, история, этнография

Previous post Next post
Up