12. Малороссы. Жилье, труд и быт.
В
первой части обзора, посвященного малороссиянам, рассказывалось об основных типах и характерных чертах малороссийского населения Империи. Теперь рассмотрим более детально особенности жизни и быта малороссов второй половины XIX века.
Как и во всех
предыдущих частях обзора, здесь используются иллюстрации из книг и периодических изданий, фотографии и картины художников того времени. Источниками текстовой информации послужили следующие издания:
- "Народы России" (Картографическое заведение Ильина, СПб, 1877);
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.5, ч.1. 1897;
- "Русские народы" под редакцией проф. Н.Ю.Зографа, вып.2, М, 1894;
- "В степях и садах Украины", Е.Сно, 1896;
- "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края", Бабенко В.А., 1900;
- "Очерки Днепра", А.С. Афанасьев (Чужбинский), 1893;
- Этнографический сборник Русского Географического Общества, выпуск III, 1858.
Начнем с рассказа о специфике малороссийских селений и о жилище малороссов.
Малороссийская деревня. Фотографии Светличного, 1880-е.
Малоросские села и деревни не похожи на великорусские. Местоположение их большею частью живописно. Обыкновенно oни расположены на возвышенностях, на холмистых берегах рек или на склонах балок. Селение не образует прямой улицы, обстроенной с обеих сторон домами, а разбросано безо всякой симметрии. Хаты расползаются во всех направлениях, и в длину, и в ширину. Между ними находятся огороды, коноплянники, сады и выгоны, так что все селение как будто купается в зелени. Если оно лепится по склону балки, то среди нее вырыт пруд. Хутором называется выселок, состоящий из одной или нескольких хат.
В середине села или где-нибудь на бугре возвышается церковь, а близ нее обыкновенно волостное правление или сельская расправа. Вокруг села на холмах идет ряд ветряных мельниц. Почти перед каждою хатою есть палисадник, огороженный плетнем. В нем пестреют гвоздика, барвенок, зоря, шток-роза, роза обыкновенная и другие цветы, а иногда растет сирень."Народы России"
Малороссийская деревня. Фотографии Светличного, 1880-е.
Малороссийский хутор. "Живописная Россия", т.5, 1897.
Деревня на Пселе. "Живописная Россия", т.5, 1897.
Улица в малороссийской деревне. "Иллюстрированная Россия", 1898.
На окраине Полтавы. "Иллюстрированная Россия", №1, 1894.
Двор обнесен плетнем; ворота сквозные, сколоченные из жердей. Хозяйственные постройки то идут рядом с хатою, то разбросаны по двору, часто между группами деревьев. При этом выказывается иногда вполне любовь малоросса к природе. Если, например, ему надо построить сарай или навес на том месте, где растет какое-нибудь дерево, - он ни за что не срубит его, а обнесет стенами и пропустит чрез крышу, так что оно очутится внутри сарая. На дворе стоит обыкновенно кладовая, сарай для телег, сарай для овец, открытый сарай для скота в лошадей, несколько хлевов и птичник. У зажиточных хозяев бывает также крытое гумно.
"Народы России"
У малороссийской хаты. Фото неизв. автора, 1890-е.
У крыльца. Фото Хмелевского, 1890-е.
Малорусские дворы с плетеною изгородью. "Иллюстрированная Россия", 1897.
Малороссийский двор. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.
Основные типы построек можно разделить на плетнево-мазанковые, глинобитные, лимпачевые и каменные. Деревянные тесаные хаты встречаются очень редко и то лишь старинные постройки. Деревянные постройки заменены глиняными и каменными, в силу большого недостатка лесного материала.
Для постройки плетнево-мазанковой хаты вкапываются в землю 12 столбов для одинарной хаты и 18-20 для двойной. Промежуточные столбы служат в то же время и „лутками" или „одвирками" в окнах и дверях. Простенки заплетаются хворостом или же оббиваются планками с двух сторон столбов.
Такие стены насквозь забивают глиной с навозом, затем смазывают внутри и снаружи гладко глиной и белят мелом. Такого рода стены сверху держатся связью в 1 или 2 венца и на нее уже кладутся „сволока" и потолок, чаще тоже из хворосту."Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"
Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".
При постройке глинобитным способом хаты, обыкновенно тут же во дворе копается глубокая яма, „глинище", откуда добывается глина, которую смешивают с водой, навозом или старой соломой и хорошо перемешивают все это ногами. Затем, перемешанная таким образом глина кладется большими комьями рядами. Когда выкладывается первый слой, дают ему просохнуть, а потом накладывают второй ряд и т. д., пока не выложат до верху стену. Для окон и дверей оставляют свободные промежутки. После стены выглаживают лопатами и сверху кладут связь в один венец, на котором уже укрепляется крыша.
Лимпачевые стены кладутся из больших кирпичей, приготовленных тоже из глины или просто из земли и высушенных на солнце. Кирпичи эти скрепляются глиной, и затем обмазываются. Лутки для окон и дверей, как в первом, так и во втором случаях вставляются из дерева после.
Каменные постройки делаются из песчаника и кладутся большею частью без всякого цемента и глины и лишь потом хорошо заделываются и обмазываются глиной. Последние постройки встречаются исключительно там, где в изобилии добывается дикий камень."Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"
Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".
Зайдем в хатку малоросса. Снаружи она так чисто выбелена, что глаз невольно радуется. Широкая соломенная крыша составляет вокруг хаты просторный навес, под которым можно работать и в дурную погоду. Хата окружена насыпью, которую поддерживают колышки. Эта насыпь, „призба", зимою служит для предохранения от холода, а летом заменяет собою скамейку. При входе в хату нужно сильно нагнуться, так как дверь очень низка; зато порог, напротив. очень высок, и о него легко споткнуться. Мы входим прежде всего в „сины", как называют малороссы сени. По одну сторону сеней находится собственно хата, а по другую - камора, где сложена провизия, стоят бочки, мешки, хранятся мука, крупа, сало, деготь и др. припасы. В углу сеней сложены земледельческие орудия; по стенам висят веревки, упряжь; тут же, в сенях, стоит кадка с водой. В самой хате довольно прохладно, несмотря на жаркий летний день. Этому много способствует глиняная обмазка и внутри, и снаружи. Кроме того малороссийские хозяйки нередко обрызгивают пол водой и посыпают его пахучими травами. Въ хате - чистота и порядок. Стены, потолок, печь - все чисто выбелено."В степях и садах Украины"
Малороссийская хата. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.
Хата Полтавской губернии. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.
Жилище у крестьян всегда занимает во дворе главную часть, так что из окон хаты виден весь двор и большая часть главных построек. Потому хата располагается по одну сторону двора, а другие постройки по другую. На улицу хата выходит короткой стеной, „причелком". Выход в хате обращен на солнечную сторону. У малороссов собственно „хатою" называется жилое отделение в xaте. „Сини" и комора составляют только часть хаты и не носят общего названия „хаты".
Малорусская хата состоит из теплой жилой одной или же двух через „сини" хат, „синей" и коморы, служащей для склада запасов и хранения домашнего имущества.
У малороссов „пичь" делается по-старинному - просто из глины, смешанной иногда с мелкими камнями и по-новому - из кирпичей. Печь такая состоит из собственно „печи", нижняя часть ее называется „чиринь", свод „челюстями", и „прыпечка" с „комнем" для отвода дыму в „дымарь". Сбоку печки к стене устраивается „запичек" для склада кухонных принадлежностей. Из „коминя" ведет отверстие в „дымарь" или „бовдур" (дымовая труба). Дымари плетутся из лозы и смазываются глиной или же кладутся из камня, где таковой изобилует. Сверху дымаря на крыше устраивается „верх" из досок и обделывается карнизами. В сенцах внизу дымаря часто пристраиваются небольшие печки „кабыци" для варки пищи в летнее время.
Что же касается способа добывания огня, то самые примитивные способы давно уже вышли из употребления и заменены спичками „сирниками". Кремень и кресало употребляются лишь стариками малороссами при курении трубки."Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"
Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".
В малороссийской хате. Художник Иван Рашевский, 1897.
Хата имеет обыкновенно от 9 до 12 аршин в длину и от 7 до 8 в ширину. Пол в комнате делают из битой глины. Такая хата состоит из избы, сеней и кладовой. Только зажиточные хозяева имеют по две комнаты. В сенях ставится плетеная дымовая труба, называемая дымарь, которая идет до верха крыши. В степных хуторах, где часто бывают такие сильные вьюги, что снежные сугробы заваливают хаты в уровень с крышею - эти трубы служат тогда единственным отверстием для выхода. Под трубою устраивается род широкой полки, на которой летом готовят пищу. Внутренность хат содержится всегда очень опрятно, так как малороссиянки, в противоположность своим мужьям, очень деятельны. Чистота составляет щегольство здешних хозяек. "Народы России"
Малороссийская изба. "Всемирная иллюстрация", №37, 1877.
В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1870-е.
Переходя к внутреннему убранству хаты, прежде всего надо обратить внимание на мебель. По обеим стенам тянутся широкие скамьи „ослоны" „лавы" или же диваны. В углу перед „лавами" стоит стол, покрытый скатертью. Вместо стола у малороссов часто ставится „скрыня" - сундук. В углу между печью и „запильным" окном располагается „nил" или иначе помост из досок, шириною в 2 и более аршина, идущий от печи до самой стены. Помост этот служит общей спальней. Над ним прикрепляются жерди для развешивания одежды и пряжи. Около печи недалеко от „пилу" вешается „коляска" (колыбель) так, что ее можно качать, не вставая с „пилу".
В углу около дверей приделывается „мисник", т. е. полки для мисок и посуды. Сверху дверей прибивается „полыця" для хранения печеного хлеба. В этом и заключается вся немногочисленная мебель крестьян среднего достатка. У зажиточных принята обстановка обыкновенная - столы, стулья, кровати, сундуки, шкапы и проч.
Что касается другой утвари и домашних принадлежностей жилого помещения крестьян, то в глаза первым долгом бросается „покутя", вся увешенная иконами, рушниками, искусственными цветами из бумаги или соломы. Точно так же украшается и весь потолок и верхняя часть стенок. К сволоку или стенке привешивается подставка для лампы. Около печи располагаются кухонные принадлежности: „помыныця", рогачи, чапля, кочерга, веник. Под „припечком" ставятся горшки, макотры, кувшины, „макагоны", „салатовки" и проч.
Если же имеется вторая чистая хата, то тут уже кроме обыкновенной мебели - скрыни, стола, диванов или лавок, ничего нет лишнего. Печь здесь заменяется „грубой" лишь для тепла.
Пол, по-малорусски „доливка", чаще земляной и смазывается глиной, у зажиточных крестьян начинает появляться деревянный. Стенки и потолки белятся мелом. У малороссов жилища отличаются украшениями стен, окониц, верхов и печей. Внутри хаты печь часто обведена по углам и карнизам лентами цветных красок, а то и расписана еще всевозможным растительным и животным орнаментом - „квитками", „пивнями", „птычками"."Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"
Сцена в малороссийской хате. Художник К.Трутовский, 1876.
Внутри хаты. Фото неизв. автора, 1890-е.
От малороссийских хат и их обустройства перейдем к питанию малороссиян тех времен. Благлдаря богатым чернозёмам и теплому мягкому климату, стол малорусса был поразнообразнее, нежели у его великорусского брата:
Образ жизни малорусса самый простой, однако, не лишенный иных удобств, которых не встречается у великорусса. Чистота и опрятность жилища - первое условие, npиятно поражающее путника, а второе - разнообразие пищи, которую самая убогая хозяйка приготовляет два раза в день. Даже в дороге малорусс не может обойтись без горячей пищи, что заметил каждый, кто проезжал по степям, в которых останавливаются обозы и где приготовляют себе обед или ужин. Изобилие птицы, рыбы и овощей дает возможность малороссиянкам разнообразить свои блюда. В скоромные дни она готовит: борщ, юшку (уху), локшину (лапшу), кашу молочную и простую, кулиш (кашицу), галушки, вареники, жарит жаркое, печет хлеб, паляници, буханци, кныши, коржи. В постные дни тe же кушанья, заменяя мясо рыбою, а творог, масло и молоко - маком, урдою, постным маслом. Морковь, картофель, петрушка, лук, чеснок, укроп, кукуруза, тыква, свекла, капуста, огурцы помогают ей приправлять свои кушанья. В летнее время сады и бакши дают возможность лакомиться. Плоды до того бывают дешевы, что и бедняку, не имеющему бакши, легко можно приобресть пару дынь и арбузов, потому что и то, и другое можно купить по грошу.
Обычай курения табака, пришедший в Малороссию вскоре по привозе этого растения из Америки, распространен повсеместно, и потому возделывание низких сортов табака входит в круг действия почти каждой хозяйки. В редких местностях простолюдины возделывают его для продажи, а преимущественно для собственного употребления. Люлька (трубка) - почти необходимая принадлежность малорусса, а в прежнее время у казака она заменяла всё наслаждения."Очерки Днепра"
В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1890-е.
Богатство естественных произведений дает малороссу возможность быть прихотливым в пище, а потому он питается пищею более вкусной и изобильной, чем его северный собрат. У каждого, самого беднейшего, из крестьян готовится обед и ужин ежедневно. Борщ, уха, галушки, лапша, вареники, каша различных сортов, балабушки, голубцы, перепичка и книш разнообразят попеременно стол малорусского крестьянина. Если нет мяса, т.е. баранины, свинины, или битой птицы, то у каждого непременно есть сало, молоко, сметана, творог, масло. Говядину найдете разве в городах: сельские жители никогда не бьют скотины, разве уже в крайней необходимости. У зажиточных готовится и завтрак. Прибавьте к этому изобилие разнообразных плодов и зелени, и увидите, сколько предметов для самой вкусной пищи. Малоросс пьет чистую воду, изредка грушевый или яблочный квас, а хлебный (сыровец), употребляемый для борща, служит питьем весьма нечасто.Этнографический сборник, выпуск III
Обстановка малороссийской хаты. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.
Борщи, галушки, кныши и сало сами по себе на столе малороссиянина появиться, конечно, не могли. Для добывания хлеба насущного надо было трудиться. Давайте почитаем о распределении труда в малороссийских семьях, об особенностях земледелия в Малороссии и посмотрим иллюстрации на эту тему.
В великорусских деревнях женатые сыновья всегда живут вместе с отцом и ведут хозяйство сообща. В Малороссии же, напротив, как скоро сын женится - сейчас же заводится своим домом и отдельным хозяйством. Обычай этот хорош в частной жизни, так как избавляет от пустых ссор и домашних дрязг, но в общем, от него страдает хозяйство. У отделившегося сына нет иногда всего необходимого для отдельного хозяйства, а отец, между тем, лишается работника; таким образом у обоих пропадает без пользы много времени. Молодой хозяин привыкает к праздности, и когда обзаведется полным хозяйством, не увеличивает уже размеров пашен. Впрочем, встречаются семейства, где все женатые сыновья живут вместе под надзором отца и работают сообща, хотя такие примеры чрезвычайно редки и не в духе народа. "Народы России"
Малороссийская семья. Фото неизв. автора, 1890-е.
Малорусская девушка, по выходе замуж, становится полноправной хозяйкой. Еще до замужества она самоуверенно говорит, что будет властвовать над мужем, а провинится муж - так и за чуб драть. Оттого на женской половине Малороссии и сложилась пословица о муже: «неси, Боже, патлатого, щоб було за-вищо скубти». И хоть мужчины также выдумали пословицу о своем превосходстве: «соломенный парубок визьме золоту дивку», однако, все-таки, соломенные мужья так и остаются при своих соломенных ролях.
Но главенство в семье не особенно услаждает жизнь женщины: шапка Мономаха всегда тяжела, в каком бы виде она ни была. Тяжесть этой шапки всецело испытывает на себе малорусская женщина. На ней больше, чем на великорусской женщине, лежат все хлопоты по домашнему хозяйству. Она должна встать чуть свет, истопить избу и сварить завтрак для мужа, который в это время может еще валяться на печи, чем он, в силу исторического навыка, в пользуется весьма охотно. Пока топится печь, жена должна успеть покормить корову и подоить ее, накормить мужа, заткнуть рты старшим детям кусками хлеба, перемыть детей и посуду, наносить воды, нарубить и наносить дров, потому что муж за это дело не возьмется - это «жиноче дило», а его - «чоловиче дило» - благороднее: он едет в поле, на мельницу и т. д. А тут жене опять работа: готовить обед. Потом опять дело: зашить, заштопать; там подмазать, там побелить в избе и снаружи - нельзя, чистота требуется. А возня с детьми: того корми грудью и качай в колыбели, того уйми, потому что оно орет, ушиблось, или просто блажит, есть просит, бегать, ползать захотело. Вот и разрывайся на десять частей. А бедная женщина - одна; вследствие дробимости семейств, она живет отдельным домом, в «своей» хате, и в этой хате нет благодетельницы бабушки для детей, зато нет в грозной, ворчливой свекрови, как у великорусской бабы. Вечером - снова разрывайся: корова, коза, овцы, дети, печь; а там за дверьми орет голодная свинья, куры собрались спать - и их надо устроить, чтобы сова ночью не передушила. А там приспичило родить... Да это просто ад. Оттого так и дорога женщине ее девическая свобода, оттого и ловит она жадно «часы любви» в юности, чтоб было чем помянуть молодость.
Положительно утверждают, что малорусская женщина работает вдвое больше мужчины. Зато она и стоит выше его во всех отношениях. Она, при трудных обстоятельствах общественной жизни, при общей панике, являлась не раз активным и спасительным агентом общества. На волостной суд и даже на мировой нередко женщина являлась с мужем, чтоб защищать его или просить за него. Не даром «козырь-дивка» пользуется в Малороссии популярностью."Живописная Россия"
Малороссийская женщина верхом. Фото неизв. автора, 1880-е.
Малороссийские женщины. Фото Йозефа Хмелевского, 1890-е.
Малороссийская молочница. Фото неизв. автора, 1880-е.
Малороссиянка. Фото неизв. автора, 1890-е.
Малороссийская перевозчица. "Живописная Россия", т.5, 1897.
Земледелие в хлебородной Малороссии производится способом, заведенным искони по преданию. Тяжелый плуг, запряженный тремя и четырьмя парами волов, бороздит землю, которая с избытком вознаграждает труды пахаря. Если появятся какие-нибудь вредно действующие условия: слишком сухое или очень мокрое лето, саранча, град, червяки, овражки, то они уничтожают иногда жатву, главный предмет доходов простолюдина. Нельзя не заметить, что в Малороссии существует обычай взаимного вспомоществования в работах. Три или четыре пары волов, необходимых для плуга, можно встретить лишь у весьма зажиточного крестьянина, а следовательно у кого недостаток рабочего скота, тот отыскивает товарища, и они пашут вместе. Такая же точно помощь требуется иногда для постройки, рубки и перевозки леса, но никогда за это не платятся деньги. Само собою, хозяин должен хорошо кормить и угощать добровольных работников, которые всегда совестливо исполняют свою обязанность.
Весна в Малороссии начинается почти всегда в половине марта, и так как таянье снегов идет быстро, то народ свет в поле нередко до Благовещения и оканчивает свои полевые работы к ноябрю, во время заморозков, когда уже невозможно пахать. В деревнях прибрежных, где крестьянин преимущественно занимается рыболовством или судоходством, наконец, в деревнях, в которых живут днеnpoвскиe лоцманы, и там земледелие играет не последнюю роль. Плуг и вол - необходимая принадлежность малорусса."Очерки Днепра"
Возвращение с пашни. "Всемирная иллюстрация", №32, 1877.
Засеяв свои поля, малорусс около половины июня начинает хлопотать об уборке сена, и время это называется у него «косовиця». Это чуть ли не самая трудная работа в быту крестьянина, но она проходит у него в виде празднества. Каждый, у кого есть степь (луга), запасается заблаговременно косцами и считает непременною обязанностью содержать их на улучшенной пище. Несколько раэ в день винная порция, завтрак, обед, полдник и ужин - необходимые условия, без которых невозможно нанять ни одного работника. Через несколько дней по начатии косовицы «табор» увеличивается прибытием гребцов - обыкновенно девушек и молоденьких парней, которые оживляют степь своими беспрерывными песнями, а иногда, вечером, и танцами под звуки балалайки или свирели.
Не успела кончиться окончательная уборка сена, как уже начинается жнива (жатва), и в это время остаются в деревнях лишь дряхлые старики да малые дети, грудных же младенцев матери берут с собою и устраивают им из снопов защиту от солнца. Жатва требует необыкновенной поспешности и прилежания, потому что один хлеб быстро следует за другим, и иные из них, как ячмень, если не захватить, делаются неудобными к жатве. В иных местностях хлеб косят, приделывая к косе деревянный снаряд (грабки), при пособии которого стебли ложатся ровно и удобно для вязки в снопы.
После жатвы наступает «возовиця», занимающая иногда много времени, потому что поля в иных местах отстоят далеко от селений. Хлеб свозится на ток - место, где молотят, и редко у какого хозяина имеется клуня (рига). Не в обычае строить эти здания, может быть, оттого, что большая часть Малороссии безлесна, и не более пятнадцати лет, как они входят в употребление. Доя молотьбы хлеба малорусс употребляет обычное орудие - «цип», приготовляемый им самим. Утрамбовав и укатав свой ток, малорусс насаживает, т. е. складывает рядом, снопы и приступает к работе, которая продолжается всю осень, а иногда и всю зиму, смотря по количеству хлеба. Богатый хозяин нанимает работников или выделяет известное количество зерна, служащего вознаграждением за труд. Для помолов, собственно у крестьян, существует два рода мельниц: ветряк и «водяный млин», но это принадлежность только достаточного хозяина. Хлеб сеется разного рода: рожь, озимая и яровая, пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, горох, бобы, местами чечевица. Из маслянистых растений: лен, конопля, сурепица, рыжик, но первые два растения употребляются, кроме того, для пряжи. Независимо от этого засевают баштаны (бакши), на которых произрастают арбузы, дыни, огурцы, тыквы, «пшенка» (кукуруза), картофель, подсолнечники. "Очерки Днепра"
Молотьба пшеницы. "Всемирная иллюстрация", №32, 1875.
Малороссиянка с серпом. Фото неизв. автора, 1890-е.
Дивчина со снопами. Художник К.Трутовский, 1880-е.
Посмотрим еще несколько картин мирного труда малороссийских крестьян. Здесь наглядно проиллюстрирована разница, декларированная в вышеприведенной цитате из "Живописной России", между понятиями «жиноче дило» (см. иллюстрации выше) и «чоловиче дило».
Караульщик баштана в Малороссии. "Русский художественный листок", 1852.
На бахче. "Всемирная иллюстрация", №30, 1875.
Малороссийские гончары. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.
Пасека. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.
Чабан со стадом овец. "Всемирная иллюстрация", №38, 1880.
В малороссийской деревне. Рыбак. Фото Светличного, 1880-е.
И в завершение темы труда посмотрим на орудия труда, а также иную хозяйственную утварь, типичную для крестьянского домохозяйства в Малороссии.
"Живописная Россия", т.5, 1897.
Теперь о такой важной составляющей жизни и быта, каковой является одежда. Сначала посмотрим, как одевались малороссы из различных губерний в 1840-е годы, на иллюстрациях художника Ф.Солнцева к книге "Одежда Российского государства", изданной в 1869 году.
Одежда малороссов, как мужская, так и женская, нисколько не похожа на великорусскую. Даже обувь иного покроя. Малоросс не любит стеснения в одежде, что понятно при малороссийском климате, а потому она вообще отличается широкими, обширными размерами. Он носит белую рубашку из грубого холста, с прорешкой на груди, а не сбоку, с узеньким стоячим воротником, часто вышитым, который завязывается шнурком или лентой. Рубашку надевают под шаровары. Шаровары делают чрезвычайно широкие и непременно с карманами. Они стягиваются очкуром, надеваемым изнутри и всегда запущены в голенища. Вообще, ширина шароваров считается щегольством и иногда доходит до безобразия. Верхних одежд несколько. Самая легкая называется "юбка" - род пальто из cеpоro или белого сукна, с цветными выпушками, которая застегивается кожаными пуговками. Парубки и молодые женатые малороссы носят суконные полукафтаны, а зимою кожух, т. е. коротенький полушубок. У бедных один кожух служит для всего семейства. Сверх юбки, кафтана или кожуха надевается свита - род армяка, стянутого в талии кожаным поясом. Носят также "кирею", т. е. длинную свиту с капюшоном, защищающим от непогоды голову и шею.
Малороссийский женский наряд совершенно своеобразен.
Рубашки обыкновенно носят холстинные. Девушки и молодицы красиво вышивают их на рукавах и на подоле красною бумагою. Вышитый подол называется "ляховка". Вышивка рубашек составляет большое щегольство, и над иною рубашкою девушка просидит полгода. Вместо великорусского сарафана, малороссиянки носят плахту и запаску. Одежды эти состоят из двух кусков материи, которые просто обертывают вокруг талии; сверху надевают пояс. Плахты и запаски делают из шерстяной одноцветной материи, из шерстяной клетчатой или с разводами, а иногда парчовые. Пояса носят шерстяные, особенно красные шелковые и очень дорогие парчовые. Этот костюм малороссиянка носит летом и в особенности дома; в другие же времена года и на выход у нее есть другие наряды. Летом девушки и молодые женщины носят "гирсет", коротенькое пальто без рукавов; зимою свитку, только гораздо короче мужской и сшитую со сборками. В некоторых местах сохранился еще старинный наряд, кунтуш, который надевают при торжественных случаях или в большие праздники.
Девушки заплетают волосы в одну косу или в несколько мелких кос, которые связывают посредине. Вокруг головы повязывают ленты, концы которых падают назад вместе с косою. Исключительную особенность малороссийского женского наряда, доказывающую врожденный вкус малороссиянок к изящному, составляют цветы. В великорусских губерниях никогда не увидиш цветов на голове крестьянки, тогда как в Малороссии девушки не только летом убирают голову цветами, но даже и в другие времена года носят искусственные. Цветы или просто втыкаются за ленту, или надеваются на голову венки. На шее девушки носят множество монисто и образков.
Женская обувь состоит из черевиков и сапогов, которые у богатых бывают сафьянные. Впрочем, малороссиянки вообще любятъ ходить босые, и часто даже, идя в церковь, несут сапоги в руках. Ходить босой по снегу считается здесь чем-то вроде достоинства, и про такую женщину обыкновенно говорят: какая чепуриха, т. е. щеголиха.
Дети в Малороссии всегда одеты точно в чужое платье, потому что детскую одежду обыкновенно припускают на рост и в длину, и в ширину."Народы России", 1877.
На иллюстрациях - одежда малороссиян в 1850-1880-е годы.
Малороссы. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.
Группа девушек и парней Полтавской губ. Фото неизв. автора, 1867.
Группа в праздничных одеждах. Черниговская губ. Фото неизв. автора, 1867.
Малороссы. "Народы России", 1877.
Надевают венок. Художник К.Трутовский, 1880-е.
Несмотря на то, что малороссы раскинулись на пространстве шести больших губерний, все они сравнительно мало отличаются друг от друга и своими привычками, и своими костюмами, и своими обычаями. Серая, реже черная смушковая шапка на голове, полотняная рубашка с прямым воротом, завязанная цветной ленточкой у парубков-щеголей, широкие шаровары, запрятанные в кopoткиe сапоги - этот костюм вы встретите и на австрийской границе, и в пределах Харьковской губернии. Зимой к этому присоединяется свитка из бурого или серого грубого сукна, а летом на западном берегу Днепра смушковая шапка заменяется круглой шляпой из пшеничной соломы - брылем.
Также распространен и женский костюм. Узкая плахта вместо юбки, красивая белая, вышитая красными и синими узорами рубашка, мониста из кораллов на шее, в средине которых непременно болтается большой золоченный дукат, венок цветов на голове - вот повсеместный костюм малороссийской девушки. В холодное время к этому прибавляются невысокие сапоги-чоботы, у щеголих - кофта-безрукавка, называемая в западных малороссийских губерниях корсетом.
Не многим более изменчив головной костюм женщины, который большею частью состоит из так или иначе повязанного платка; но кое-где в Волынской и Подольской губерниях на голову надеваются очень красивые, вышитые разными узорами уборы, имеющие вид дисков, вокруг которых уже и подвязывается платок."Русские народы, 1894."
А это уже образцы одежды конца XIX века. Фотографии из книги В.А.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".
И, наконец, на последних четырех рисунках - образцы одежды малороссиян различных губерний из альбома "Русские народы" (1894).
К оглавлению этнографического обзора