На «мальчиков» в прошлом
посте посмотрели. Пришел черед «девочек».
Но вот беда, учителей женского пола сильно меньше, чем мужского. Упс. Да до учителя нужно было дорасти, получив где-то знания.
В 1870-1880 годах во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам. В России это осуществлялось путем допуска женщин в Медико-Хирургическую академию, а затем открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее. Спасибо Википедии.
заведение: Санкт-Петербургский императорский электротехнический институт Александра III, 1913; Грейлунд, преподавательница института;
источник заведение: Императорский женский педагогический университет в Санкт-Петербурге; фотографии преподавателей, из альбома выпуска 1912 и 1914;
источник Похоже придется расширить ареал учебных заведений (да и не только учебных заведений - сестры милосердия при больницах и госпиталях), включив в него не только высшие учебные заведения (в прошлом посте я писала, что Наставников там меньше, чем в образовательных учреждениях пониже), но реальные училища, земские школы и прочее. Сюда же индивидуальное домашнее обучение (репетиторы и гувернантки).
Сиротские дома и детские сады тоже подходят, но образованием во всей полноте этого слова сложно назвать ясли и дома малютки. Там опекунская функция направлена на обеспечение выживания ребенка.
Статья в Википедии про дошкольное образование в России, в той части, что про ситуацию до 1917 года.
Понятно, почему мало мужчин на начальном этапе образования. Они появятся в роли попечителей и инспекторов приютов, оставив женщинам рутину. К подросшим и выжившим, наученным каким-то базовым навыкам, детям в дальнейшем воспитании подключаются и мужчины; с уровня гимназии, если про дореволюционный период, и с уровня старшего блока в современных школах. Но, я отвлеклась.
Добавим к учителям воспитанниц старших курсов, почти выпускниц, из тех, что «посерьезней», особенно особ, которые на преподавательниц и учились. Нет в этом никакого противоречия. Ученицам некоторых женских институтов и педагогических классов (последний класс при женской гимназии) часто поручалось присматривать за воспитанницами низших классов. А в некоторых заведениях ведение ежедневных уроков было обязательным. По окончании педагогического класса при гимназии (1 год) или при женском институте (2 года) девушки (именовавшиеся в то время «девицы») получали звание домашней учительницы или наставницы.
Не стоит забывать, что выпускницы высших учебных заведений (не только педагогических) находятся как раз в том возрасте, в котором выходят замуж, «девушки на выданье». Да и расцвет юности, молодость часто ассоциируется с архетипом Любовника.
Для коллажей ниже я выбрала из студенток тех, которые ближе к современному пониманию «строго и скромно» и подальше от «романтично», на мой взгляд. По ссылкам-источникам больше фотографий. Можно пройти и посмотреть на другие варианты одежды :)
заведение: Императорский женский педагогический университет в Санкт-Петербурге; фотографии студенток, 1915;
источник заведение: Императорский женский педагогический университет в Санкт-Петербурге; фрагмент фото, группа слушательниц с директором института Платоновым;
источник заведение: Санкт-Петербургский женский медицинский институт, улица Архиерейская, д. 6-8; студентки;
источник заведение: Санкт-Петербургский женский медицинский институт, улица Архиерейская, д. 6-8; студентки;
источник Но и у расширенного ареала учительниц должны остаться границы. Не все женские образовательные учреждения подходят безоговорочно.
Статья в Википедии про женские институты.
Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга - первое в России учебное заведение для женщин.
В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казенный счет и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни.
Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в возрасте 18 лет. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства. Затем срок обучения был сокращен до 9 лет (с 9-летнего возраста). Спасибо Википедии.
После небольшой цитаты, приведенной выше, нужда в объяснении присутствия архетипов Правителя и Правителя+Воина в одежде преподавательского состава подобных заведений отпала.
заведение: Смольный институт благородных девиц; фото из выпускного альбома 1889 года;
источник заведение: Смольный институт благородных девиц; фрагмент фото, группа преподавательниц и классных дам Смольного института;
источник Думаю, про повседневную одежду воспитанниц нужно делать отдельный пост, и не будет он про архетип Наставника.
Но приведу две фотографии, достаточно ярко демонстрирующих проявления архетипов Правителя и Любовника в одежде конкретной исторической эпохи. Архетипа Наставника там нет, как среди нарядов выпускниц, так и среди одежды преподавателей и классных дам. И заведение не то, и выпускной - праздник :)
заведение: Смольный институт благородных девиц; группа выпускниц Смольного института с преподавателями;
источник заведение: Смольный институт благородных девиц; группа выпускниц Смольного института с преподавателями;
источник Пока остановимся здесь.
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 1, между Славным Малым и Правителем, буржуазия; Родительская фигура
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 2, винтажность, антикварность, высококачественная реконструкция, стилизация под ретро/старину с переосмысливанием наследия в тенденциях современности
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 3, период: Викторианская Англия, Джейн Эйр
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 4, период: Вторая промышленная революция; перед революцией в России 1917 года, мужчины
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 5
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 6, период: от «Хрущевской оттепели» (от 1950-е) до Перестройки (до второй половины 1980-х)