Следующий временной период, с которым у меня ассоциируется архетип Наставника - несколько лет перед революцией в России 1917 года. Никакого логичного объяснения этому у меня нет. Хотя...
Промышленная революция уже свершилась (XVIII-XIX). Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике наступил.
Относительно интересующей меня сферы: к концу XIX века были построены фабрики с механических производством хлопковых и шерстяных тканей. Появились промышленная набойка рисунков и жаккардовый ткацкий станок (1801). Конечно, ручное ткачество не умерло, но произведенные промышленным способом ткани уже вошли в обиход. Предсказуемое качество, хорошее окрашивание, разнообразие, увеличенная ширины полотна и прочие достоинства.
Сказать, что период перед революцией 1917 года спокойный, - неправильно. Он совпадает с Первой мировой войной (28 июля 1914 - 11 ноября 1918). Не сильно стабильно.
Тут отмечу, что именно в связи с военными действиями возникла потребность одеть большое количество народа в одинаковую военную униформу. Именно вследствие такой необходимости была разработана унифицированная размерная шкала. Ранее одежда шилась по индивидуальным меркам или была в буквальном смысле безразмерная, адаптируемая под любой рост и полноту.
С середины XIX и до начала XX века можно говорить о Второй промышленной революции - эпохи самого бурного экономического роста в истории индустриальных стран.
Увеличение масштабов производства на фабриках вело к дальнейшей урбанизации и появлению многочисленного среднего класса квалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых работников, в то время как детский труд постепенно выходил из употребления.
Статья в Википедии.Появились железные дороги; новый тип зданий - вокзалы.
Возникла необходимость в людях, обладающих профессиональными навыками, в таких сферах, которые в XVII веке даже не существовали. А новые профессии - новые схемы обучения. Начал свое формирование «класс профессионалов».
Похоже никуда не деться от связывания архетипа Наставника с профессией учителя :( Ну да ладно, зато в ней соберутся все шаблонные варианты.
Вот еще одна
статья в Википедии про образование в Российской империи до ее распада. В статье есть структура дореволюционного образования, можно погулять по ссылкам, чтобы выстроить иерархическую структуру. Мне было полезно.
Прелесть вертикальной структуры в образовании в том, что при повышении уровня среди преподавательского состава в идеале должно оставаться все меньше и меньше представителей архетипа Наставника. В ВУЗах уже никто за ручку до горшка не водит и манной кашей не кормит, да и домашнюю работу сделать не уговаривает. В некоторых случаях даже не учит в школьном понимании этого слова, а выдает квест на освоение знаний самостоятельно и затем контролирует уровень усвоенного или качество полученного навыка. Мне кажется все Наставники остаются где-то в стенах школы (гимназии, реальные училища и прочие), может быть и с кучей оговорок, в средних учебных заведениях, колледжах и училищах. Если Наставники этих заведений сумели научить своих подопечных, то стали им не нужны. Потому, что взрослые люди предпочитают общение на равных, а не с позиции Родителя (Берн).
Ну а дальше предлагаю полюбоваться на фотографии преподавателей мужчин, работавших в Российской империи (вместе с царством Польским, ставшим Республикой Польшей).
Честно говоря, я не заметила никакого фундаментального отличия между одеждой преподавательского состава в различных учебных заведениях. Вне зависимости от того, школа это или университет, схема-формула одинаковая. «Физики» и «Лирики» тоже не разделились. Не увидела разницу в одежде между преподавателями, работавшими с учениками/студентами женского или мужского пола.
Но видно разницу между одеждой преподавателями военными и гражданскими. Причем, военные могли преподавать в учебных заведениях для «гражданской» направленности, в том числе и для обучения женщин, и наоборот, гражданские - в кадетских корпусах и прочих военно-учебных заведениях.
Хотя, возможно, мне просто не хватает знаний костюма того исторического периода для того, чтобы увидеть расхождения :)
Подчеркну, что нет знака равенства между человеком-представителем архетипа Наставника и учителем по профессии.
заведение: Педагогические курсы Военных учебных заведений
слева: Макшеев, руководитель курсов, председатель конференции, генерал-майор
справа: Нечаев, профессор, преподаватель курсов
источник заведение: Александринско-Мариинский институт благородных девиц в Варшаве; преподаватели,
источник заведение: Александринско-Мариинский институт благородных девиц в Варшаве; преподаватели,
источник заведение: Петербургская консерватория, Театральная площадь, д. 3
слева: Иогансен, профессор, директор консерватории
по середине: Вержбилович, профессор консерватории, виолончелист
справа: Лешетицкий, профессор
источник преподаватель консерватории Соловьев со своим классом;
источник заведение: Императорский женский педагогический университет в Санкт-Петербурге; Платонов, профессор;
источник заведение: Императорский женский педагогический университет в Санкт-Петербурге;
слева: Рождественский, профессор
справа: Леве, преподаватель немецкого языка
источник заведение: Императорский женский педагогический университет в Санкт-Петербурге; фотографии преподавателей, из альбома выпуска 1912;
источник заведение: Харьковский технологический институт императора Александра III; кабинет директора, фрагмент фото, 1910;
источник заведение: Харьковский технологический институт императора Александра III; группа профессоров, 1910;
источник заведение: Санкт-Петербургский императорский электротехнический институт Александра III, 1913;
слева: Качалов, директор института (1895-1905)
справа: Михельсон, помощник директора института
источник заведение: Санкт-Петербургский императорский электротехнический институт Александра III, 1913;
слева: Холодовский, преподаватель высшей математики
справа: Станевич, преподаватель математики
источник заведение: Санкт-Петербургский императорский электротехнический институт Александра III, 1913;
слева: Дмитриев, преподаватель
справа: Ляронд, преподаватель французского языка
источник заведение: Санкт-Петербургский императорский электротехнический институт Александра III, 1913; преподаватели;
источник заведение: Санкт-Петербургский императорский электротехнический институт Александра III, 1913;
слева: Корнилов, преподаватель
справа: Пестрецов, преподаватель
источник заведение: Санкт-Петербургский женский медицинский институт, улица Архиерейская, д. 6-8
слева: Вартанов, профессор, заведующий кафедрой физиологии
справа: Верховский, директор и ординарный профессор
источник заведение: гимназия им. Григория Шелапутина в Большом Трубецком переулке; педагогический Совет; 1910-1911;
источник заведение: гимназия им. Григория Шелапутина в Большом Трубецком переулке; служащие; 1910-1911;
источник Здесь пока остановимся.
Если хочется больше красоты, чтобы проникнуться атмосферой, - походите по указанным в подписях источникам, да и по тегу «образование» у автора, там больше фотографий. Да и размером они чуть крупнее, я их для этого поста кадрировала, чтобы оставить только одежду.
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 1, между Славным Малым и Правителем, буржуазия; Родительская фигура
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 2, винтажность, антикварность, высококачественная реконструкция, стилизация под ретро/старину с переосмысливанием наследия в тенденциях современности
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 3, период: Викторианская Англия, Джейн Эйр
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 4
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 5, период: перед революцией в России 1917 года, женщины
Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 6, период: от «Хрущевской оттепели» (от 1950-е) до Перестройки (до второй половины 1980-х)