Какие элементы будут наполнять гардероб Наставника? 3
Apr 25, 2016 09:00
В прошлом посте было рассмотрен вариант, в котором сфера интересов Наставника ≠ сфере моды + нет необходимости приводить визуальный образ в соответствие с образом, сложившимся в социуме (Бинго 2). В этом посте попробую подробнее раскрыть ту часть, в которой сфера интересов Наставника ≠ сфере моды + но есть необходимость приводить визуальный образ в соответствие с образом, сложившимся в социуме (Бинго 1).
[Краткий конспект первой части] Архетип Наставника отлично цепляется к другим архетипам. Место в социальное иерархии - средний класс; нижняя граница - представители рабоче-крестьянских слоев (Славные Малые); верхняя граница не дотягивает до старших архетипов Правитель, Маг, Мудрец, им нечему учиться у Наставника, Наставник мало что может предложить им; вектор на повышение социального статуса от Славных Малых к старшим архетипам, в первую очередь к Правителю.
Авторитет и власть - высокие личные моральные качества предполагаются, но не значит, что имеются в наличии у представителей архетипа Наставника.
Тяготение к фигуре Родителя (Берн).
[Краткий конспект первой части] Архетип Наставника и индустрия моды 1. Сфера интересов Наставника = сфере моды → трендсеттер, основоположник стилевого направления; выход из архетипа, история Творца 2. Сфера интересов Наставника ≠ сфере моды + необходимость приводить визуальный образ в соответствие с образом, сложившимся в социуме (морально-этическое); история не только про Наставника, но и про диктат человеческого общества и текущих этических норм → Бинго 1 3. Сфера интересов Наставника ≠ сфере моды + нет необходимости приводить визуальный образ в соответствие с образом, сложившимся в социуме → Бинго 2
Подробнее про пункт 3
Возраст, опят, зрелость, вектор в прошлое; не трендсеттер
Размежевание сферы интересов Наставника и его знаний о модных веяниях → Остановка в развитии, закостенение, воспроизведение однажды усвоенной формулы → (вилка 1) → Неосознаваемое воспроизведение устаревшего → Автоматизм, регресс → Пренебрежение, безразличие к внешнему виду → Вид, транслирующий безденежье; визуальное выпадение из архетипа Наставника
Размежевание сферы интересов Наставника и его знаний о модных веяниях → Остановка в развитии, закостенение, воспроизведение однажды усвоенной формулы → (вилка 2) → Сознаваемое воспроизведение устаревшего + демонстрация сферы интересов в визуальном образе (намек) + вектор в прошлое →
1. Винтажность 2. Антикварность Эти два пункта про то, что вещи старше владельца 3. Реконструкция высококачественная
4. Стилизация под ретро/старину с переосмысливанием наследия в тенденциях современности
Франц Ксавьер Винтергальтер; Семья королевы Виктории и принца-консорта Альберта; 1846 год
В понимании визуального образа, присущего типичному представителю архетипа Наставника, поможет порядок проживания архетипов, в которой Наставник идет за архетипом Воина и перед архетипом Искателя. У всех трех одежда удобна. Причем Воин получает готовый комплект. Его одежда максимально стандартизирована и регламентирована. Она не предполагает внесения индивидуальных отличий (не персонализирована) и рассчитана на минимальное число операций по адаптацию под себя (брюки подшить, например). Воины должны выглядеть одинаково, у них униформа. А одежда Искателя индивидуальна и подбирается самим Искателем под свои нужды, то есть носитель архетипа впервые поворачивается от требований, выдвинутых сообществом, к самому себе.
Наставник, расположившийся между этими двумя архетипами, фактически становится переходной фазой от, обезличивающей Воинов, униформы к одежде, подбираемой индивидуально. Эдакий вариант униформы, но гражданской для служащего с расширенной воронкой выбора из стандартных вариаций. Это с одной стороны.
С другой стороны, Наставник - один из младших архетипов, направленных вовне и от себя. У младших архетипов фактически всей полноты самостоятельного выбора одежды нет, за них выбирают (родители, социум, обстоятельства, государство и прочие). И Наставник попадает сюда же. Для него проще соответствовать неписанным нормам, выдвигаемым сообществом к его внешнему виду. Диктуемые нормы еще не оспариваются, в них нет сомнения, они - ненарушаемые правила, законы. Опыта средних архетипов, осознающих себя, у Наставника нет.
Вспомните, что Наставник фактически - оберегает Простодушного/Сироту в себе и - «лечится» о своих подопечных, давая им то, что не смогли дать ему, когда он сам был Простодушным/Сиротой. И его одежда получается двойной броней, защищающей раненое внутри (Простодушный и Сирота) и отделяющей его от враждебного мира (почти как Воина). Конечно, это не бронежилет или кираса Воина, это защитный панцирь, способ держать дистанцию, герметичный футляр. Присмотритесь к фотографиям людей в униформе прошлых лет, много обнаженного тела? Верхняя одежда, если расстегнута по какой-то причине, да и застегнутая тоже, сдублирована еще одним слоем - жилетом. Он-то точно будет застегнут на все пуговицы. Из незакрытого видна только голова (про шляпу помним) и кисти рук. Не шея, ни даже яремная впадинка; ни запястье. Обувь и та с закрытием щиколотки. Высокие ботинки, носки, нет даже узенькой полоски голой кожи между брюками и обувью. Потому, что нельзя. Любое оголение - брешь в защите, нарушение герметичности.
На выходе получается вариация футляра, надетого по собственной инициативе, но с дизайном, созданным в соответствии с моральными установками и требованиями окружения.
Вот так плавненько подошли к вопросу о морали. Кем, представителем какого архетипа, был моральный ориентир для широких слоев народа? Шут, Мудрец и Маг не сильно понятны для Славных Малых. А Правитель уже и понятнее, и привычнее. Он расположен выше в социальной иерархии, чем подданные (Капитан Очевидность). С него начинается четверка старших архетипов. Чем не кандидат на роль морального ориентира :) В этом месте нужно вспомнить самые ужасные штампы про королей и государей: чрезмерное богатство и транжирство на себя и свои развлечения денег из государственной казны; утопание в роскоши, противопоставленной бедности людей в подопечных им странах; сексуальную распущенность, неверность, развратность и прочее, логично становящееся в эту линию; и далее в том же духе... Хорош эталонный пример :)
Тогда с другой стороны. Когда главы государств задумались о необходимости формировать положительный имидж в глазах народа на постоянной основе, а не разовыми акциями? Когда моральный облик реальных глав государств хотя бы внешне приблизился к «правильному»?
И когда была препоследняя редакция морали, та, что до XX века с его нестабильностью? Перемены в ближайшем прошлом всегда кажутся масштабнее (это я про весь XX про начало XXI), чем перемены в прошлом, которое ставшем «седыми веками».
Да еще и так, чтобы вышеназванное совпало со стабильностью окружающего мира. Архетип Наставника, вместе Творцом и Правителем входят в группу «Стабильность». Это период достаточно длительного спокойствия, отсутствие угрозы для народа, будь то эпидемии или войны с революциями. Период, когда нет нужны спасать себя самого как физическое тело и окружающих, которых мелют жернова истории. А можно направить созидательное начало во вне и попробовать задуматься о себе внутреннем. Всем трем (Наставник, Творец и Правитель) стабильность очень нужна, чтобы развернуть свою деятельность; чтобы плоды этой деятельности были собраны и смогли дальше работать на общество и да и на человечество.
И нет ничего удивительного в том, что указанные выше факторы совпали с периодом правления королевы Британской империи Виктории (1837-1901; 64 года). Статья в Википедии про Викторианскую эпоху и Викторианскую мораль.
В обществе стали преобладать ценности, исповедуемые средним классом и поддерживаемые как англиканской церковью, так и мнением буржуазирующейся верхушки общества. Ценности и энергия среднего класса легли в основу всех достижений викторианской эпохи. Трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в её эпоху эти качества стали доминирующей нормой. Пример подала сама королева: ее жизнь, до конца подчиненная долгу и семье, разительно отличалась от жизни двух ее предшественников. Большая часть аристократии последовала ее примеру, отказавшись от броского образа жизни предыдущего поколения. Так же поступила и квалифицированная часть рабочего класса. Представители среднего класса обладали уверенностью в том, что процветание - это вознаграждение за добродетель... Спасибо Википедии.
Конечно, без перекосов не обошлось: тяжкие телесные наказания в семьях и учебных заведениях; труд детей из низших слоев общества в шахтах и на фабриках и оберегание от внешнего мира невинных детей среднего и высшего общества; двуличность в отношении сексуальных тем (распространение порнографических рисунков и проституции и идеализация семейных ценностей; осуждение гомосексуальности) и прочее. Но речь не о том.
Здесь стоит упомянуть о ловушке, в которую многие попадают, начиная приписывать архетипу Наставника черты, присущие архетипу Правителя с этого временного отрезка и до современности. Я имею ввиду не самих монархов во всем блеске великосветские балов, приемов и прочие яркие примеры. Я про ту часть жизни аристократии, которая связана с загородом, отдыхом. Подобное отождествление не верно. Хотя примеры, связанные с расслабленной обстановкой, можно использовать как один из источников для вдохновения. Но знак равенства ставить не стоит, хотя бы потому, что Наставник принадлежит к сословию, располагающемуся ниже знати. Но, кажется про это я уже писала.
Итак, Викторианская эпоха будет первой точкой, с которой можно начинать говорить о формировании визуального образа Наставника. Все, что раньше - не подходит, ни Древняя Греция с философами-преподавателями (Мудрецы), ни Средневековье с гильдиями и обучением в них (Славные Малые + Творцы), ни последующие периоды, потому, что процесс формирования образовательных институтов только начался. Конечно, замыкать архетип Наставника только на учителей по профессии не хочется, но игнорировать никак не получается :)
Но повседневные костюмы викторианской эпохи и современные каждодневные образы очень сильно отличаются. Ни у мужчин, ни у женщин линии, формирующие одежду, в тот период не соотносятся с современными понятиями об удобстве (оно важно для Наставников, я выше писала). Что же можно почерпнуть? Аксессуары, чаще мужские. Что еще?
Есть замечательный пример :) Но сначала пару слов про гувернанток и гувернеров (фр. gouverner - управитель). Это нанятый воспитатель для детей в семье, который в отличие от няни, занимается детьми более старшего возраста, преподает им предметы. Гувернера предпочитали брать немолодого и женатого, среди гувернанток более всего ценились немолодые, а из молодых - некрасивые (что должно было гарантировать серьезность и отсутствие сексуальных связей с членами семьи)... В 1834 году в России было издано Положение о домашних наставниках и учителях, согласно которому они должны были быть непременно христианами и российскими подданными. Обязательными стало «Удостоверение о нравственных качествах», выдававшееся учебным заведением, где наставник или гувернер получил образование, а также отзыв с места его жительства... Гувернеры и, особенно, гувернантки, были обычным явлением в Российской империи вплоть до 1917 г. Спасибо Википедии. Лояльность к правительству, соответствие текущим представлениям о морали и нравственности, отсутствие даже намека на архетип Любовника.
Пример - Джейн Эйр (англ. Jane Eyre), главный персонаж одноименного романа (1847) британской писательницы Шарлотты Бронте. Думаю, нет нужды пересказывать сам роман. В разрезе рассматриваемой темы достаточно подчеркнуть, что роман написан в начале Викторианской эпохи, а Джейн - положительный персонаж, обладающий многими добродетелями (какой штамп!), но при этом в ней нет фальши высшего сословия, двуличности. Важно и то, что Джейн работает гувернанткой и учительницей.
Роман много раз экранизировали.
киноадаптация романа, снятая режиссером Робертом Стивенсоном в 1943 году, в роли Джейн актриса Джоан Фонтейн; Википедия о фильме
художественный фильм режиссера Франко Дзеффирелли по мотивам книги (1996), в роли Джейн актриса Шарлотта Генсбур; Википедия о фильме
британский сериал, режиссера Сюзанна Уайт (2006), в роли Джейн актриса Рут Уилсон; Википедия о фильме
художественный фильм режиссера Кэри Фукунага (2011), в роли Джейн актриса Миа Васиковска; Википедия о фильме
Конечно, костюмы, кроме того, что попадают в историческую эпоху, характеризуют именно Джейн. Они созданы, чтобы отражать ее характер.
Но на фоне одежды подопечной Джейн Адели и гостей мистера Эдварда Рочестера видно неброскость, скромность, лаконичность, закрытость одежды Джейн; отсутствие соблазняющих деталей (нет ничего от архетипа Любовника). Платья чаще всего серого или темного неброского цвета или однотонные или в малозаметную полоску, клетку. Почти полностью глухие. В рамках одного фильма смена платьев не акцентируется (за исключением свадебного), идет в фоновом режиме. Да и сами платья выглядят как сестры-близнецы, вариабельность низкая. Все вместе очень похоже на визуальные приемы архетипа Наставника.
Мода 1890-х годов, конца Викторианской эпохи, Википедия (спортивные платья, с лифом или блузой, сшитыми на мужской манер и с высоким воротником, стали неформальной повседневной одеждой и униформой для работающих женщин; норфолкский мужской костюм).
Следующая за Викторианской Эдвардианская эпоха в Англии (1901-1910) - тоже хороший источник для вдохновения. Период перед Первой Мировой войной. Статья в Википедии про Эдвардианскую эпоху. Мода 1900-х годов, Википедия (женская блузка покроя мужской рубашки с высоким воротником, стала повседневной дневной одеждой и униформой работающих женщин; блузки и платья закрывались спереди наглухо и имели напуск впереди - «голубиную грудку»; появились классические оксфорды - закрытые мужские туфли на шнурках).