Маг + немного Воина + чуть-чуть Любовника = Эльф-Фея-Пикси
Feb 04, 2016 16:00
В прошлом посте по этой теме я остановилась на списке этносов и исторических эпох, у которых в источниках (народный эпос, легенды, мифы, сказания и авторская литература) есть упоминания о Феях, Эльфах и других, похожих на них мифических существ. [Напоминаю его] - скандинавы, очень давно - кельты (доримская Британия), очень давно - англо-саксы, раннее Средневековье - западно-германские народы, раннее Средневековье - средневековые легенды и литература, Средние века - романтизм в западной литературе и викторианская эпоха XVIII-XIX век - современные трактовки (Толкиен)
Прежде, чем двигаться дальше, нужно поставить себе стилистические рамки, чтобы образ Эльфа-Феи-Пикси получился цельным и более убедительным. Цветовая гамма леса: оттенки зеленого, коричневого, серого и голубого (небо), металл. От мысли использовать одежду ушедших эпох отказываться не будем. Да и есть уже готовое решение, ничего придумывать не надо. Эпохой-донором будет раннее Средневековье, чуть-чуть от англо-саксов и западных германских племен и чуть-чуть от расцвета Средних веков.
Итак в эпоху раннего Средневековья, ткани были достаточно грубые, окрашенные растительными красителями: шерсть, лен, полушерсть на пеньковой основе. Постепенно с развитием отношений между первыми феодальными странами (военные походы и торговля) качество ткани улучшилось. Западноевропейский мужской костюм состоял из штанов различной длины (до середины икры), короткой рубашки-туники (выше колен), теплого плаща из шерстяной ткани или меха, кожаной мягкой обуви или плотных чулок из мягкой кожи, перетянутых сверху кожаными ремнями. В XII веке во Франции у обуви появляются длинные носки «пигаш» остроконечной формы, позднее эта форма распространилась и в других западно-европейских феодальных странах. Головные уборы не имели жесткой формы. Наибольшее распространение получил «куаф» - род капюшона, с удлиненным мысом сзади.
современная трактовка капюшонов; слева: мастер с etsy; справа: мастер с Ярмарки Мастеров
подборка невысокой исторической обуви
Женский костюм в некоторых областях Европы находился под влиянием рыцарских доспехов. Это видно в решениях головных уборов и в крое платьев, где лиф близок к доспехам воинов, плотно сидит по фигуре, а нижняя часть просторна и длинна, юбка А-силуэта в пол. Пара слов о крое: в описываемую эпоху умение закройщиков было сильно далеко от виртуозности их современных коллег. Это видно в несовершенстве и примитивности выкроек, в подрезах для сгибов в локтях и коленях (хотя для штанов предпочитали кожу), по оставленными не зашитыми участками швов, применении шнуровки в тех местах, где посадки по фигуре можно было бы добиться кроем. Но у средневековых закройщиков и портных не было тонкого трикотажного полотна :) да и большая часть тканей была груба и не эластична.
стилизации исторического средневекового женского костюма; слева: мастер с Ярмарки Мастеров; справа: ?, не помню откуда утащила фото
стилизации исторического средневекового женского костюма; слева: источник фото был на eBay; по середине: источник фото; справа: источник фото, здесь только на крой внимание
С историческими прототипами для воплощения образа Эльфа-Феи-Пикси и современными их трактовками пока закончим. Следующий вопрос: что будет влиять на реализацию архетипа Мага?
Одна из основных отличительных черт архетипа Мага-Волшебника - его нездешность, непринадлежность человеческому миру. Наверное, это единственный из архетипов, которому можно так сильно выпадать из привычных для людей городских и загородных пейзажей. И это несовпадение образа Мага и окружающего его «ландшафта» будет только усиливать образ, будет играть на него. Можно пейзажную вписываемость Магов сравнить, например, со снайперами (архетип Воина), что в городе, что на природе; с нищими (архетип Изгоя) в трущобах, стоящих обычно на границе города и природы; с любовницами в будуарах и прочее. Непринадлежность и невписываемость нужно будет всячески усиливать и подчеркивать, чтобы тщательнее прорисовать, акцентировать архетип Мага. То есть Мага нужно одеть, но так, чтобы его одежда казалась нерукотворной.
В реализации образа Эльфа-Феи-Пикси сделать это проще не за счет футуристичности материалов или изящности выделки, а за счет подчеркивания слияния с природой. Понятно, что на это будет работать цветовая гамма одежды (зеленые + коричневые оттенки). А что еще? Решение «в лоб» - прямое цитирование природных форм. Этим путем пошли художники в викторианскую эпоху; крылья как у бабочек и стрекоз, одежда из лепестков цветов и листьев. Вполне возможное для реализации решение, но для Мага какое-то уж слишком очевидное. Нужно действовать потоньше, поизящнее, поволшебнее. Превратить ткань в неткань и сохранить ее похожесть с природными фактурами и текстурами (не будет регулярного, ритмичного рисунка для принтов). Лучшая неткань для одежды - матовая кожа, замша и войлочное полотно. Хорошими ассоциациями с природой будут несимметричность, отсутствие ровных краев (как по линейке), дырочки, похожие на просветы и повреждения в листьях, тонкие шнурки и завязки как отсылка к стеблям, сочетание различных плотностей в одном изделии и нерегулярность, неровность окраски. Да и сами растения должны быть «магическими» по форме, а не банальными ромашками, одуванчиками и лютиками, уж точно не садовыми розами. Еще прекрасней, если ассоциативная связь пройдет рядом с природой, но не совсем по растениям, а по мхам, лишайникам, росянкам, грибам и прочим «фу, это что растение?» более близким к Магу.
природные текстуры, слева: мастер с etsy; по середине: лазерная резка по шерсти, 3D печатный текстиль, источник фото Francis Bitonti Studio; справа: платье из шерсти, дизайн и воплощение Andrea Zittel, фото Kentaro Takioka
Учитывая непонятность Мага для обычных людей, все, что остается, попытаться понять его и выразить через гендер, через типично «женский» и типично «мужской» архетипы, через Любовника и Воина. От Любовника нам достанется не много: средневековое платье, очень читаемого и узнаваемого силуэта. Учитывая, что он сам частично опирался на средневековые доспехи; вспоминая, что жить в лесу среди деревьев удобнее в мужских штанах, а не в длинной юбке, от архетипа Любовника остается совсем чуть-чуть. Но у нас остаются корсетный жесткий лиф, шнуровки и драпируемая ткань. От Воина в образе будет больше элементов, о них напишу ниже.
Сплавляем Мага и средневековый костюм?
одежда мастера с Ярмарки Мастеров, там много похожего и в других цветовых решениях
слева: топ мастера с etsy; справа: платье мастера с etsy
Тонкий, хорошо драпируемый трикотаж в нужной цветовой гамме соединяем со шнуровками и завязками-стебельками, убираем ровность подолов, добавляем капюшон. Получилось! Только нужно не забыть, что длина до колена в данной трактовке, будет мужским вариантом, а никак не женским. Значит необходимо дополнение в виде облегающих штанов, современных легинсов.
Более жесткий, корсетный лиф, напоминающий кожаные доспехи тоже нуждается в дополнении - облегающими легинсами сочетающимися с нижней юбкой или рубахой из тонкой ткани, - юбкой в пол А-силуэта.
Обувь, форму и материалы можно позаимствовать из раннего средневековья. Выше есть фото для невысоких вариантов. Исторические кожаные чулки могут превратиться в плотно сидящие на ноге ботфорты с округлым или острым носом и плоской подошвой. Иллюстрации у меня нет.
слева: фото взято с сайта revolveclothing.ru производитель, Ninja, модель Muzina; в середине: аналог; справа: экологичная обувь TOMS, хлопок
обе пары обуви мастера с etsy, только шнуровку не атласную
Возможен и вариант со шнуровками, здесь не стоит попадать в современные реализации ассоциаций с римскими и греческими сандалиями. Я имею ввиду сандалии, получившие название «гладиатор». Среди них есть те, что совсем мимо (с толстыми жестко закрепленными ремнями), есть и те, что могут подойти, особенно, если есть возможность замены ремешков шнуровки. Еще один ход - обувь с трикотажным эластичным верхом, имеющая сходства с природными мотивами. Можно подумать в направлении доспехов и поискать обувь со швами, повторяющими стыковки металла на стопе у рыцарей.
Я не совсем понимаю каким образом, но Эльфы-Феи-Пикси часто связываются с воинами-лучниками. У них, кроме лука со стрелами и колчаном для стрел отличительной деталью являются наручи или краги. Их можно взять не изменяя, можно превратить в широкие кожаные браслеты.
наручи, слева: мастерская «Чёрная Белка» с Ярмарки Мастеров; в середине: фото с сайта aradanicostumes.com; справа: мастер с Ярмарки Мастеров
Что еще может пригодиться ниже:
слева: шарф мастера с etsy; по середине: источник фото; справа: шляпа мастера с etsy
слева: легинсы мастера с etsy; по середине: сумка ?; справа: сумка мастера с etsy
Традиционное деление на «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих» есть и у архетипа Мага. Причем выражено оно очень четко: хорошие Белые Маги и плохие Темные Маги. С этой точки зрения Эльф-Фея-Пикси может попасть в любую из категорий. Для усиления образа Темного используется более мрачная цветовая гамма и, как это ни странно, мех. Добрые ипостаси мех используют значительно меньше, разве что в откровенно утепленных вариантах. Но это не мешает им использовать кожу и замшу :) Как промежуточный вариант выступает использование перьев птиц (феи используют птиц для передвижения в пространстве). Это вполне можно взять на вооружение, только предпочтение нужно отдать не цесаркам (одомашненные птицы) и павлинам (очень узнаваемы), а перьям диких птиц, можно с мистическим налетом (радужный отлив на перьях). Причем близость образа Эльф-Фея-Пикси к природе исключает стилизацию перьев, не подойдут фотопринты текстуры перьев, графические изображения перьев на ткани, металлические детали в виде перьев.
слева: ? ; справа: Burberry Prorsum, Spring Summer 2013
юбки из перьев; слева: товар с сайта; справа: юбка мастера с etsy
Стоит точно попасть в архетип Мага, а то юбка из пуха светлых цветов принадлежит уже архетипу Любовника.