«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Занятие 9. Конспект

Jan 14, 2016 03:18

Доработанный и расширенный конспект к 9 занятию курса «Adobe Photoshop. Базовый уровень».
Это занятие целиком посвящено отдельной теме - работе с путями. Тема это важная, но стоит немного особняком, поскольку пути - это включение векторной графики в растровую картинку. То есть, по сути своей, вешь довольно чужеродная. Но очень полезная в работе в качестве вспомогательного элемента


Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.
Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов  Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.
Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.
Скачать разбираемые на занятии изображения.

Задачи на занятие
1. Познакомиться с путями (Path)
2. Освоить методику быстрого построения контура
3. Научиться создавать при помощи путей векторные и растровые маски

Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Работа с путями (Path) в Photoshop»

Для самостоятельного изучения:
МК «Paths. Пути в Adobe Photoshop»

Работа с путями (Path)

Что такое пути (Path) и для чего они нужны
  • Пути - это элементы векторной графики, или, как их еще называют «Кривые Безье»
  • Кривая Безье - это математически заданная кривая, поэтому она остается гладкой при любом увеличении
  • Специализированной программой для работы с векторной является Adobe Illustrator, в Photoshop пути применяются как вспомогательные элементы
  • Пути не являются частью изображения и представляют собой просто набор лекал, используемых при решении различных задач
  • Чаще всего с помощью путей строится точная граница объектов для их последующего вырезания или выборочной корекции
  • Этот процесс называют по-разному: «обтравить», «оконтурить», «обойти путем»
  • Таким образом обтравливаются объекты с четкими плавными границами, маски для волос делаются на основе контрастов, содержащихся в каналах изображения
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Создание выделение с помощью "Пера" Pen Tool»
Википедия. «Кривые Безье»
Инструкция по улучшению видимости путей



Операции с путями в палитре Paths (Контуры)
  • В командном меню работа с путями не представлена, поэтому все операции с ними выполняются через палитру Paths (Контуры) и выпадающее меню этой палитры
  • Чтобы создать новый путь кликните по второй справа кнопке Create new path (Создать новый контур) в нижней части палитры Paths (Контуры)
  • Путь в палитре Paths (Контуры) является органайзером, аналогом прозрачной папки, в которую будут складываться отдельные векторные контуры
  • Активный в данный момент путь подсвечивается синим цветом, чтобы переключиться на другой путь достаточно кликнуть по нему
  • Чтобы выделить несколько путей идущих по порядку, необходимо выделить крайний из них, зажать клавишу «Shift» и выделит крайний с друго конца
  • Добавить или убрать из выделения любой из контуров можно зажав клавишу «Cmd» и кликнув рядом с его пиктограммой
  • Деактивировать все пути можно кликнув по пустому пространству в палитре Paths (Контуры), или нажав клавишу «Enter», когда в палитре Tools (Инструменты) выбран любой инструмент по работе с путями
  • Новый контур всегда будет строиться в активном пути, а если активных путей несколько, то в самом верхнем из них
  • Если на момент построения нового контура ни один из путей не активен, программа создаст временный путь Work Path (Рабочий контур) и контур будет строится в нем
  • ВАЖНО!!! Временный путь Work Path (Рабочий контур) может быть только один, если он уже существует и не активен, при создании нового временного пути программа уничтожит старый со всем его содержимым
  • Если в процессе работы появился временный путь Work Path (Рабочий контур), просто кликните по его названию в палитре Paths (Контуры) и переименуйте, он превратиться в обычный путь
Анатомия контура
  • Путь состоит из опорных точек и соединяющих их отрезков кривой (прямой)
  • Если из крайних точек не выходят направляющие (усы) они соединяются отрезком прямой
  • Если хотя бы из одной опорной точки выходит направляющая (ус), эти точки будут соединяться кривой
  • Направление уса является касательной к кривой на входе в опорную точку, длина уса задает степень ее кривизны
  • Если усы выходящие из точки связаны (образуют развернутый угол), контур проходит через это точку плавно, без излома
Инструмент Pen Tool (Перо) и основы построения пути
  • Основным инструментом при работе с путями является Pen Tool (Перо)
  • Чтобы перо строило путь, а не Shape Layer (Фигуру) в первом выпадающем меню палитры Options (Параметры) выбрать настройку Path (Контур)
  • Простой клик пером ставит в соответствующем месте опорную точку без усов
  • Если нажать клавишу мышки и не отпуская ее потянуть курсор в сторону, из вновь созданной опорной точки будут сразу вытянуты усы
  • В процессе создания усы связаны как по направлению, так и по длине
  • Чтобы замкнуть контур, нужно кликнуть пером по первой опорной точке
  • Чтобы оставить контур не замкнутым, нужно прервать его построение, сделав не активным путь в котором строился контур, или кликнув за пределами контура любым инструментом кроме перышка
  • Для продолжения построения прерванного ранее контура кликните пером по его крайней точке
  • Таким же образом можно соединить строящийся контур с уже имеющимся
Дополнительные инструменты для работы с путями
  • Freeform Pen Tool (Свободное перо) - строит путь по траектории движения курсора,
  • При обтравке Freeform Pen Tool (Свободное перо) бесполезен в силу низкой точности повторения реального контура объекта и низкого качества получающегося пути
  • Add/Delete Anchor Point Tool (Перо (добавить/удалить опорную точку)) - перья предназначенные для добавления опорных точек на уже построенных контурах и удаления уже существующих на них опорных точек без разрыва контура
  • Path Selection Tool (Выделение контура) или «черная стрелка» - выделяет весь контур целиком и позволяет его двигать и копировать
  • Если черной стрелкой обвести прямоугольник, будут выделены все контуры, элементы которых попали в это прямоугольник
  • Direct Selection Tool (Выделение узла) или «белая стрелка» - инструмент для работы с отдельными элементами контура: позволяет опорные точки и изменять направляющие
  • Чтобы изменить направляющую нужно переместить ее крайнюю точку, при этом связь с противоположной направляющей сохраняется только по направлению
  • Если белой стрелкой обвести прямоугольник, будут выделены все элементы контуров, которых попали в это прямоугольник. Добавлять или исключать элементы из выделения можно кликая по ним с зажатой клавишей «Shift»
  • Convert Point Tool (Угол) или «галочка» - инструмент для раздельной работы с направляющими
  • Если галочкой подхватить ус за крайнюю точку, он отвяжется от противоположного уса (станет не зависимым по направлению). В результате в данном месте возникнет излом контура
  • Теоритичеки, связать однажды развязанные усы невозможно, однако, на практике эта задача успешно решается: достаточно кликнуть галочкой по опорной точки (усы будут удалены) и не отпускаю клавишу мышки растянуть из нее новую пару связанных усов
Быстрое переключение между инструментами
  • В процессе работы активным должен быть только инструмент Pen Tool (Перо), быстрый доступ к остальным инструментам организуется за счет специальных настроек и нажатия клавиш-модификаторов
  • Чтобы обычное перо автоматически добавляло/удаляло опорные точки достаточно активировать в палитре Options (Параметры) настройку Auto Add/Delete (Оптимизация)
  • Чтобы на время превратить обычное перо в Path Selection Tool (Выделение контура) нужно зажать клавиши «Alt»+«Cmd»
  • Чтобы на время превратить обычное перо в Direct Selection Tool (Выделение узла) нужно зажать клавиши «Cmd»
  • Чтобы на время превратить обычное перо в Convert Point Tool (Угол) нужно зажать клавиши «Alt»
Инструменты построения стандартных форм
  • Данный инструменты бесполезны при обтравке, но широко применются в качестве вспомогательных построений и в дизайне
  • Rectangle Tool (Прямоугольник), Rounded Rectangle Tool (Прямоугольник со скругленными углами) и Elipse Tool (Элипс) создают не просто контуры соответствующей формы, а так называемы Live Shape (Интерактивную форму)
  • При работе этих инструментов модификаторы «Alt» и «Shift» работают аналогично созданию выделений
  • Настройки Live Shape (Интерактивную форму) могут быть в дальнейшем изменены через палитру Properties (Свойства)
  • Любое ручное редактирование превращает Live Shape (Интерактивную форму) в обычный векторный контур
  • Polygon Tool (Многоугольник) создает многоугольники или звезды, при растягивании фигуры опирается на последние настройки (многоугольник/звезда, количество сторон/лучей и т.д.)
  • Если не растягивать с помощью Polygon Tool (Многоугольник) фигуру, а просто кликнуть по картинке, появится дополнительная палитра с настройками инструмента
  • Line Tool (Линия) - строит прямоугольник шириной в один пиксель
  • Custom Shape Tool (Произвольная фигура) - строит одну из стандартных векторных фигур, которая выбирается в разделе Shape (Фигура) палитры Options (Параметры)
  • Добавить свою фигуру в эту коллекцию можно при помощи команды Edit > Define Custom Shape (Редактирование > Определить произвольную фигуру)
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Векторный инструмент Photoshop. Произвольная Фигура»

Порядок операций для быстрого построения пути
  • Для быстрого и эффективного построения контура нужно работать циклически, как швейная машинка: каждый следующий стежок делается на чистовую и весь построенный участок контура является качественным
  • Операция 1: ставим новую точку контура и сразу вытягиваем из нее усы так, чтобы предыдущая часть контура точно повторила границу объекта
  • Операция 2: поправляем выходной ус так, чтобы можно было построить следующий участок контура
  • Обязательно вытягивайте из точки усы и не развязывайте их, если не хотите переломить в этом месте контур
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Работа с путями (Path) в Photoshop»



Самостоятельная работа
  • Взять файл 01_Type.psd
  • При помощи путей оконтурить букву «O»
  • Отключить слой с изображением букв и проверить плавность и чистоту контура
  • Посчитать количество опорных точек, использованных при построении контура


Принципы выбора местоположения опорных точек
  • Мысленно разбивайте контур на участки более-менее постоянной кривизны. Стыки между ними и будут оптимальным положением опорных точек
  • Старайтесь мыслить на 2-3 точки вперед, это защитит от неприятных тупиков в поисках следующей позиции
  • Любой контур можно представить как последовательность сильно исковерканных четвертинок окружности
  • Не ставьте лишних точек. Это замедляет работу из-за избыточных операций и делает контур менее гладким и управляемым
  • Не жадничайте и ставьте точки там, где они необходимы. В противном случае подгонка контура под форму границы займет слишком много времени, а некоторые тонкие особенности формы вообще не получится повторить
Векторная маска (Vector Mask)
  • Vector Mask (Векторная маска) - это маска слоя, сделанная на основе векторного контура
  • Чтобы ее создать нужно активировать слой, к которому она будет применяться, путь, из которого она будет создана, и отдать команду Layer > Vector Mask > Current Path (Слои > Векторная маска > Активный контур)
  • Или, произведя те же предварительные действия, кликнуть по кнопке быстрого создания маски в нижней части палитры Layers (Слои) с зажатой клавишей «Cmd»
  • При активном слое его векторная маска появляется как временный путь в палитре Paths (Контуры)
  • В дальнейшем векторная маска редактируется так же, как обычный путь
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Вырезаем фигуру человека из фотографии. Применение векторной маски»



Проверка качества вырезания и дорабтка маски
  • После обтравки ее качество проверяют создав векторную маску и подставляя объект на разные фона: белый, средне-серый, черный, красный, синий и зеленый
  • Ни на одном новом фоне на границе объекта не должны просматриваться следы старого фона
  • Чтобы избежать эффекта вырезания ножницами границу маски слегка растушевывают при помощи настройки Feather (Растушевка) в палитре Properties (Свойства)
  • После размытия вдоль контура может появиться тонкое свечение от старого фона. Проще всего можно побороть этот эффект равномерно сдвинув границы маски вовнутрь, но сделать это с векторной маской невозможно
Создание растровой маски при помощи путей
  • Основная причина, по которой на базе путей создают растровую маску слоя - это более широкие возможности по доработке растровой маски
  • Заготовку для растровой маску удобно создать на слоях как обычную черно/белую картинку, а потом загрузить ее как выделение и превратить в маску слоя
  • Основой для маску служит слой Solid Color (Заливка цветом) черного цвета
  • Над ним на отдельных слоях белым цветом прорисовываются элементы объекта
  • Если элемент был оконтурен путем, границы контура загружаются в качестве выделения («Cmd» + клик по пиктограмме пути) и через это выдение делается заливка
  • Для протяженных объектов примерно постоянной ширины пути можно построить вдоль осевой (средней) линии, а потом при помощи команды Stroke Path (Выполнить обводку контура) из выпадающего меню палитры Paths (Контуры) прорисовать вдоль них белой кистью заранее настроенного размера
  • Если элемент имеет смазанные границы, отрисованную для него маску можно растущевать командой Filter > Blur > Gaussian Blur (Фильтр > Размытие > Размытие по Гауссу)
Для самостоятельного изучения:
pskurs.ru «Обводка контура в Фотошоп»



Слой Shape Layer (Фигура)
  • Shape Layer (Фигура) - это слой в котором форма объектов задается векторными контурами, а заливка и обводка присваивается им как атрибут
  • Чтобы получить Shape Layer (Фигура) нужно применить векторную маску к любому слою-заливке
  • Настройка параметров заливки и обводки Shape Layer (Фигура) производится через палитру Options (Параметры) инструментов Path Selection Tool (Выделение контура) или Direct Selection Tool (Выделение узла)
  • Все эффекты и стили слоя применяются к Shape Layer (Фигура) так же, как и к обычным слоям
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Пунктирная рамка и линия в Photoshop CS6»



Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com

© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция вторая (январь 2016 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикация: http://zhur74.livejournal.com/83812.html

Инструменты Photoshop, Конспект, Школа

Previous post Next post
Up