Черногория. Котор. Собор Святого Трипуна.

Oct 18, 2013 17:16




Продолжаем нашу экскурсию по Котору - Черногорскому городу, который так меня заинтересовал.
Если мы внимательно рассмотрим  старинную гравюру, на котором изображен Каттаро (так раньше называли Котор), то в центре можем увидеть высокий храм с двумя колокольнями. Это Кафедральный собор, построенный в начале 12 века и посвященный Святому Трипуну Фригийскому. (У нас его называют - Святой Трифон). Должна заметить, что понимаю ваше недоумение - какой смысл посвятить целый пост церкви  в неизвестном городе и в малоизвестной стране. Кому это может быть интересно? А интересно в первую очередь то, как же могло сохраниться не только здание, но и всевозможные сакральные ценности в малюсенькой стране "диких горцев", переходившей из рук в руки, пережившей накал межэтнических отношений, войны, и прочие народные и природные катаклизмы.

Сведений об этом интереснейшем соборе в Интернете очень мало, а мне несказанно повезло. Удалось пристроиться к паломникам, которых сопровождал русскоговорящий гид. Поэтому  с удовольствием делюсь с вами всем тем, что услышала и что увидела.
Еще раз полюбуемся на Котор с высоты птичьего полёта. Похоже, что не напрасно выстроили эти крепостные стены, окружающие город со всех сторон. Возможно, благодаря этому, то есть надежной защите, и были доставлены мощи Св.Трипуна, именно сюда, в начале 9 века.



Сразу же оговорюсь, - Святой Трипун - не вымышленное лицо. Почитается не только католиками, но и православными. И мало того - под именем Святой Трифон он известен всем, кто читал роман "Князь Серебрянный" А.К.Толстого и помнит эпизод с сокольничим. Из Википедии "Народное московское предание говорит о том, что некогда государев (Ивана Грозного) сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь".

Для установления прочных связей Константинополь начал "делиться" имеющимися святыми останками с городами восточно-адриатического побережья. Таким образом мощи Святого Трипуна попали в город Котор. Привезли их венецианские купцы, но конечно же не безвозмездно. Богатая Которская семья Сарацинисов выкупила у них святые останки и мало того, построила на свои средства небольшую церковь, в которой и хранились они долгое время. Произошло это в 809 году.
В соборе хранится мраморный саркофаг, доставивший святые реликвии в Котор. Жутко сказать, но именно в нём перевезли голову Святого Трипуна.



Очевидно, вера в помощь и целителую силу святых останков была так велика, что почитателей Святого Трипуна становилось всё больше и больше. Небольшая церковь уже не вмещала всех прихожан, поэтому жители Котора в 1124 году начали строить новую церковь. Через 42 года храм был освящен. Его мы и можем теперь увидеть и внимательно рассмотреть. Как видим, храмовая площадь совсем небольшая. А ведь это одна из главных площадей Котора. В средние века здесь собирался весь народ и на церковные церемонии и для того, чтобы прослушать главные новости, решения суда и всё прочее. что было так важно в те далекие времена.
(Не обошлось  и без марципана. Почему-то у которчан возникла традиция накануне празднования Дня Св.Трипуна дарить епископу марципановый торт).
Мне очень нравится эта фотография. Она, как нельзя лучше, передаёт атмосферу древнего Которского городка. Теснота, толпы туристов, многочисленные современные кафешки рядом со старинными зданиями, жара, духота, много развевающихся флагов. А вокруг - горы, которые, как гигантский страж охраняют всё это.


<

Частые землетрясения постоянно  разрушали храм, но жители Котора каждый раз восстанавливали своё любимое святое место, причем делалось всё это только за собственные средства. Правда, после катастрофического землетрясения в 1667 году, когда был почти разрушен фасад и колокольни, придать первоначальный облик собору не удалось. Одна колокольня так и осталась ниже другой, что мы можем и видеть на фотографии. Но собор всё равно очень красив и является не только древнейшим  на восточно-адриатическом побережьи, но и шедевром романо-готической архитектуры.



Заходим внутрь. Главный неф собора. Вся суета и шум площади остается за порогом храма. Тишина, прохлада, покой. Простота убранства и отсутствие позолоты и пышных барочных форм впечатляют настолько, что забываешь о времени и о том, кто ты, и где  находишься.



В центре собора - Главный алтарь, который был освящен еще в 1362 году. Он абсолютно необычен и заслуживает того, чтбы рассмотреть его поподробнее.



На четырех каменных колоннах находится интересное сооружение, которое называется киворий. Оно завершается ангелом с золотыми крыльями. По низу, очевидно, сцены из жизни Святого Трипуна.



Самое главное в алтаре - позолоченная плита, которую изготовили которские  мастера - это тоже шедевр ювелирного искусства. Одна из редчайших позолоченных плит, полностью сохранившейся на Средиземноморье.
Говорила ли я о том, что средневековый Котор славился своими ювелирными изделиями? И это совсем не удивительно. Недалеко от Котора находились рудники, где добывали серебро, медь и олово.
(Фотография из буклета "Святой Трипун и его кафедральный собор").



В центре - Святой Трипун. В правой руке у него, как пишут, макет Котора, а в левой - что-то типа пальмовой ветви. Вокруг  - фигуры Святых. Каждый Святой со своим узнаваемым атрибутом. Выучить бы эту атрибутику - можно было бы читать все сакральные произведения искусства, как книгу...



Рассмотрим сам храм.  Место для проповедника. Изготовлено в Венеции в 17 веке.



В храме еще несколько алтарей. Один из них посвящен Блаженной Деве Марии. Икона обрамлена серебром.  Венецианская школа, 17 век.



Рядом с иконой коллекция серебрянных и золотых заветных даров. У нас их называют - вотивы. Кто не знает - повторю. Эти изделия приносились в дар церкви за исцеление, за избавление от чего- либо, за исполнение заветных желаний. Может быть изображена рука, нога, очень часто - сердце, которые были излечены. Обратите внимание на изображение запеленутого младенца. Значит, был рожден долгожданный ребеночек. За каждым вотивом - чья-то судьба.
Этот обычай есть и в наших православных храмах. Но это, как правило, золотые цепочки, крестики, которые помещают на икону, перед которой молились о своём самом заветном.



Собор был расписан греческими живописцами. От фресок остались только малочисленные фрагменты, которые мне не удалось сфотографировать. Но могу показать несколько картин, выполненных знаменитыми венецианскими художниками.
В центре - Св.Варфоломей (держит в руках свою кожу, которую с него сняли живьем), справа от него  - Св. Юрий (Георгий Победоносец), попирающий дракона, слева - Святой Антоний. 16 век.



Святой Николай. Хорошо нам известный. Здесь Св.Николай изображен в епископском облачении, что характерно для католических храмов Западной Европы. Кроме того, на Священной книге у него лежат яблоки, что вы не увидите на православных иконах. По преданию в ночь перед Рождеством бедняки находили у своих дверей золотые яблоки.



И еще покажу вам интересную каменную скульптуру 15 века. Пиета - Оплакивание Христа.



Здесь же, в храме, есть погребения. Надгробный памятник, который вызвал у меня какое-то жутковатое чувство, епископу Трипо Бизантия. 16 век. Находится на вертикальной стене. И такое живое впечатление, что епископ вот-вот скатится вниз...
Обращаем внимание - везде всё те же венецианские львы.



А теперь переходим в Святая Святых - Capella Reliquiarium, где с 1413 года хранятся ценные реликвии, и куда ведут нас 40 ступеней, изготовленнные в Венеции. На стенах каменные скульптуры: древнехристианского, дороманского, романского и готического периодов 5-15 в.в.



Капеллу разделяет на два помещения железная решетка, изготовленная в Венеции в 17 веке. Решетка очень красива. Её украшает деревянное распятие 13 века. У подножия Распятия - икона Богородицы Здоровья с серебрянным обрамлением - 16 век.
А за решеткой - святилище, в которое, конечно же, туристу не попасть. Но...



Хоть и ни к месту сказано, но - "Турист всегда тропу найдет...". Тем более, что делается это не корысти ради, а чтобы хоть краешком глаза прикоснуться к святыням, Возможно, кому-то это нужно в духовном смысле, а кто-то хочет восхититься творениями человеческих рук. Все мы разные...
Рассматриваем святилище. Здесь в мраморных нишах размещены реликварии, изготовленнные которскими мастерами-ювелирами. Что же такое реликварий? Обращаемся к БСЭ. "РЕЛИКВАРИЙ (ср.-век. лат. reliquarium), вместилище для хранения реликвий". В нашем случае, в реликварии  хранятся частицы мощей различных святых.



В средней нише - мраморный саркофаг, который держат два ангела. На саркофаге на облаке изображен Святой Трипун. Пора рассказать о нём поподробнее.Родился в 232 году во Фригии- древней стране в северо западной части Малой Азии. Воспитан матерью, как христианин, несмотря на гонения. От своих убеждений и веры в Иисуса Христа не отрекся, за что и был подвергнут мучительныи истязаниям, после которых ему отрубили голову.
В Википедии есть довольно-таки большая статья об этом Святом, который почитается, повторяю, и православной церковью под именем Святой Трифон.
В саркофаге хранятся серебрянный ковчег на котором  изображены сцены мученичества Св.Трипуна с его мощами и самая ценная которская реликвия - голова Святого Трипуна,



которая хранится вот в этом реликварии, изготовленном в 13-17 в.в. которскими ювелирами.
Не удержалась и перефотографировала этот реликварий из буклета, чтобы вы могли восхитититься работой местных ювелиров.



А теперь переходим в галереи собора, где находится музей сакрального искусства. Думаю, что никто из вас не будет возражать, что именно религиозный культ был предтечей изобразительного искусства.
Галереи сообщаются с соборным залом. Можем сверху через стекло рассмотреть ангела, который возвышается на удивительном кивории.



В первом зале находятся экспонаты, датируемые с третьего по пятнадцатый век. Этот саркофаг, в котором 13 января 908 года доставили мощи Св.Трипуна, вы уже видели. Рядом с ним икона "Богородица с младенцем" , школа Ловро Добричевича, 15 век. Фамилия иконописца вам уже должна быть известна. Вспомните остров Богородицы на Рифе.



Икона двойная. С обратной стороны произведение Ивана Батисты из Удин - 15 век.  Рядом с ним - скульптура дубровицкой школы. Изображен Св.Винко Ферерский. 15 век.



Деревянное готическое распятие 15 века.



И опять множество серебрянных реликвариев. Их было бы гораздо больше, если бы не вывоз ценнейших экспонатов в Венецию. А 1813 году, когда Котор был оккупирован французами, по распоряжению генерала Готье, из серебрянных реликвариев ковали "осадные" которские франки.
В центре - дароносица - "переносная дарохранительница для ношения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма". (Из Википедии). Эта дароносица - дар австрийского императора Франца Иосифа Которскому собору.



Реликварий Св.Креста.  16 век. В нём хранятся не мощи, а частички креста, на котором был распят Иисус Христос.



Хочу показать вам еще одну интереснейшую реликвию, которая меня очень впечатлила, так как оказалась связанной с историческим событием, в котором принимали участие и мои соотечественники.  Это деревянный, частично окованный серебром крест-реликварий, который принадлежал блаженному Марку Авианскому. Этим крестом Марк Авианский благословлял войско польского короля Яна Собесского, которое пришло на помощь австрийцам, когда турки напали на Вену. (1683 год). Кстати, в церкви Богородицы на Рифе есть заветная серебрянная пластинка, на которой изображен бокельский парусник "Собесский".
(Фотография из буклета "Святой Трипун и его кафедральный собор").



Много всего интересного можно увидеть в этом  музее. Разве всё покажешь? Есть здесь и обычные, не церковные реликвии. Например,  Устав братства кнутобоев (1298г.) и мясников (1491г.). Очень долго в Которе существовали многочисленные братства. То есть была абсолютно упорядоченная жизнь, в которую так хотелось бы заглянуть хотя бы чуть-чуть. Куда и почему исчезли эти братства? Почему такое значимое в средневековье слово "ремесленник" у нас ассоциируется только с ПТУ. Хотя, похоже, оно уже совсем исчезло из нашего обращения.
Не знаю, как вы, а я получила огромнейшее удовольствие разглядывая ювелирные шедевры, картины, иконы - свидетелей, ушедшей в безвозвратное прошлое, жизни обычных горожан.



Посмотрим еще раз на картину с изображением Святого Трипуна (17 век), который сподвиг меня на создание этого, мало кому интересного, поста.
Кстати, на всякий случай - Святому Трипуну молятся, чтобы избавил от душевных болезней. А так как у меня в друзьях есть психиатры, то, думаю, этот мой рассказ может быть им полезен.
И еще. Православная церковь отмечает День Святого Мученика Трифона 14 февраля, т.е. тогда, когда вся мировая общественность отмечает День Влюбленных. Проскальзывают сообщение, о переименовании  Влюбленного Дня в День Святого Трифона. Так что если это случится, то вы будете в курсе - кто же такой, этот Святой Трифон.



В заключение - картина современного черногорского художника Войо Станича "Голгофа", которая также размещена в   удивительном музее маленького города небольшой страны, которая так бережно хранит страницы своего далекого прошлого.



С Черногорией не прощаемся. Нас ждёт город Цетинье.
До скорой встречи!

Благодарю библиотеке "Культурно-историческое наследие" №4 и экскурсоводу неизвестной мне паломнической группы, который провел замечательно-познавательную экскурсию в этом храме.

Рекомендую очень интересный пост о Храме Святого Трифона в Москве.

Музеи, Симфония Балкан, Балканы, Котор, Черногория

Previous post Next post
Up