Храм святого Трифона в Напрудном, или откуда есть пошло Чудо "Скорой Помощи"

Feb 11, 2015 13:41



Всего 31 фото

Давно уже я собирался рассказать об этом удивительном, небольшом, но возвышенном храме святого Трифона в Напрудном, что в Москве на Рижской. В начале лета выложил в ЖЖ пост о святом Трифоне, где поведал об этом христианском и, практически, уже исконно русском святом. И поскольку поисковые запросы на ключевое слово «святой Трифон» по данным метрики у меня занимает самое высокое место из всех, я подумал, что рассказать о храме святого Трифона в Напрудном с легким погружением в исторический контекст будет для очень многих актуально, востребовано, да, и, просто, любопытно, с одновременной возможностью осмотреть его внимательно, со всех сторон.

Храм святого Трифона в Напрудном является интереснейшим архитектурным объектом и важнейшим памятником древнерусского зодчества в столице, поскольку это практически единственный уцелевший и древнейший русский храм XV-го века вне границ Московского Кремля, исключая, по всей видимости, Спасский собор Андроникова монастыря. Его история любопытна, таинственна, загадочна, как и сама историческая личность святого Трифона и связанные с ним чудеса. Не буду подробно останавливаться на истории этого святого - о нем можно прочитать в моем посте, ему посвященном. Здесь же мы узнаем о самом храме святого Трифона, истории его происхождения, строительства, многочисленных загадках и вопросах, которые во многом остались пока неразгаданными нашими современниками.

Поводом для появления этого храма стала известная легенда с обретением в этих исконно великокняжеских охотничьих угодьях утерянного царского кречета сокольничим Трифоном Патрикеевым, которому под страхом смерти была поставлена задача: отыскать любимую птицу великого князя. Во сне ему явился святой Трифон и вернул чудесным образом кречета своему тезке. Якобы сокольничий Трифон в благодарность святому дал обет построить в этом месте обретения дражайшей птицы храм в его честь, что, по всей видимости, и сделал вскоре.
02.



В этом мифе смешалось очень многое. Ранее считалось, что Трифон Патрикеев служил Ивану Грозному, но при археологических раскопках оказалось, что каменный храм уже существовал к 1492 году и к периоду его правления не имеет непосредственно прямого отношения. Есть соображения, что имелся ввиду не Иван Грозный, а Иван III, которого тоже звали «Грозный». Кстати, князь Иван Юрьевич Патрикеев был реальной исторической личностью и играл видную роль при дворе Ивана III… На печати Патрикеева был изображен как раз всадник с соколом, и этот образ соответствует русско-православному каноническому изображению святого Трифона (в том числе и на фреске, находившейся на алтарной апсиде церкви в Напрудном), - при том, что византийская традиция изображает Трифона стоящим в рост, и не с соколом, а с крестом в руке. Есть также сведения, что при Иване Васильевиче Грозном эту церковь, что являлась тогда каменной, уже перестраивали.
03.



Существует другое, очевидно, более достоверное предание, относящее чудодейственное вмешательство святого Трифона к XIV-му столетию. Однажды на охоте у Великого князя Московского Ивана Даниловича по прозвищу Калита (1325-1340 гг.) улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику, во что бы то ни стало разыскать его в три дня. Долгие поиски были тщетны. Измученный ловчий на третий день остановился около Напрудного села и заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно помолился  святому Трифону: «...Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте...». И предстал пред ним во сне благолепный юноша на белом коне, держа на руке великокняжескую птицу…
04.


Проснулся сокольник, а на руке у него действительно сидит пропавший сокол. А на том месте, где приснился ему чудный сон, и был построен  храм  во имя  Трифона, так как ловчая птица нашлась 1 февраля по старому стилю, в день памяти  святого. А в церкви был поставлен его образ, на котором  святой  изображен так, как предстал сокольничему в сновидении - на коне и с кречетом на руке.
05..



Однако, скорее всего, на этом месте уже существовала деревянная сельская церковь еще при Иване Калите (о чем есть письменные подтверждения) и, только, значительно позже появилась каменная, очевидно, построенная из-за явления в этих месах христианского святого, расцененного, естественно, как великое чудо. Наверняка великий князь поддержал идею строительства каменного храма, тем более это чудо произошло в его дворцовом селе.
06.



Легенда имеет еще один важный аспект: она показывает значимость села Напрудного. Еще со времен Ивана Калиты оно было великокняжеским. Сюда, на Великий пруд и в Сокольничий лес, любили приезжать великие князья и цари с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу. Эта традиция дожила до времен Алексея Михайловича.
07.



08.



Но и это все не главное, а главное то, что в конце пятнадцатого века в этом дворцовом селе Напрудном на невысоком холме близ пруда, существовавшего еще в конце прошлого столетия, был возведен этот небольшой, но удивительно одухотворенный явленным чудом белокаменный храм во имя святого Трифона.
09.



Загадками является само появление этой церкви как архитектурного сооружения, и по сути, имя зодчего, кто ее возводил, а также примененные новаторские приемы строительства для тех времен. Это был один из первых каменных храмов посадского типа, где бесстолпная конструкция обусловила появление крестчатого (крещатого) свода и как следствие этого - трехлопастного завершения фасадов. Сочетание двух строительных материалов (белого камня в стенах, цоколе,  порталах  и кирпича - в сводах, барабане и деталях), в Москве впервые примененное в Успенском соборе Кремля, вероятно, было особенно характерным для ранних построек этого типа.

В отсутствие точной летописной датировки ученые, прежде всего, сопоставляют архитектурные детали и приемы различных церквей подходящего периода. Трифоновская церковь и здесь дает пищу для размышлений. Главная ее загадка - т.н. «крещатый свод», сложный инженерный прием, который считается изобретением именно московских мастеров конца XV - начала XVI века.
10.


Но в пользу датировки церкви XV веком С.В. Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года - царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно… Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».
11.


При Иване III в Москве работали не только заграничные архитекторы и мастера из не менее далекого Пскова. У великого князя были и местные, московские зодчие. Но лучшие были заняты на «госзаказе» в Кремле, а в подмосковное великокняжеское село могли направить мастеров поскромнее. Что случилось во время планировки Трифоновского храма, почему его основание «кривое» - сейчас уже трудно сказать. Можно списать на недобросовестность подрядчиков… Или заказчиком и в самом деле выступил не лично великий князь, а его сокольничий?)

Никто, кроме великого князя или без его соизволения, не мог построить храм в великокняжеском селе. Получается странная ситуация: с одной стороны, в строительстве был применен сложный инженерный прием и новая для того времени строительная техника (белокаменные стены и кирпичные своды), с другой стороны - план церкви действительно «неаккуратный», стены в буквальном смысле не параллельны друг другу.
12.



Что касается даты постройки, с Заграевским также согласна Наталья Горбачева: «Доказательством истинности предания является изображение мученика Трифона на иконе в его московском храме именно таким, каким он явился сокольничему - на белом коне с соколом на руке. Для подобного изображения, названного в народе «русской иконой» св. Трифона, нет мотивов ни в житии этого угодника, где сказано, что он пас домашнюю птицу, ни в церковных молитвословиях, которые почитают его защитником полей и огородов от вредных насекомых. Греческая иконография знает образ Трифона, запечатленного пешим и с крестом в руке, а иногда еще и с ножом для обрезки виноградных лоз.
13.



В княжение Василия I (1389-1425 гг.) соколиная охота приобрела такой размах и значение, что изображение конного сокольника с птицей в руке получило даже статус государственного герба Москвы, он даже чеканился на монетах. Монеты Василия II Темного (1425-1462 гг.) тоже имеют изображение всадника с соколом в руке. Конный сокольник в правление Иоанна III (1462-1505 гг.) исчезает с московских монет, заменяясь постепенно Георгием Победоносцем, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Учитывая выводы профессора С.В.Заграевского о строительстве храма в 1470-1480 гг., к этому времени следует отнести и чудо с соколом, давшее повод к возведению храма мученика Трифона в Напрудном»...
14.



При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом. А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний и красивый храм.
15.



А вскоре в нем появилась безценная святыня - частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бока Которска. Произошло это вот как.

В 1800 году в Москву приезжал архимандрит из Черногории Стефан Вукотич. Узнав об этом, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил за свой счет соорудить раку для находящихся в черногорском городе Которе мощей мученика Трифона. Спустя время Петр Негош прислал Добрякову в благодарность за благодеяние три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 году Добряков поднес эту святыню Александру I, а в 1819-м она была передана в церковь Трифона в Напрудном и в дорогих ковчежцах «вделана» в икону св. Трифона с соколом в руке.
16.


Вскоре после этого храм стал центром прославившегося на всю Москву Трифоновского богомолья. Появились средства. В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная (к этому времени в храме были пробиты новые окна, надложены углы трифолия, устроена четырехскатная кровля, барабан получил высокую декоративную главку, храм был оштукатурен).

В 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский предел, в 1861 году - северный Филаретовский предел. В 1889-1895 годах с запада была пристроена еще одна колокольня, а на месте старой трапезной была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя пределами (также Никольским и Филаретовским). Древняя Трифоновская церковь визуально смотрелась как алтарная часть нового храма.

В 1889-1895 годах почти все пристройки XIX века разобрали, и по проекту архитектора П.П.Зыкова-младшего построили новую, с высокой колокольней и куполом церковь, вмещавшую три с половиной тысячи богомольцев. Древний храм примыкал к ней с востока. Новый Никольский предел освятили в 1896 году, Филаретовский - в 1898 году. Самый большой колокол весил 560 пудов (9 тонн). Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!

Вот так выглядела колокольня храма святого Трифона в 1901 году. Впечатляет, не правда ли!
17.

Но на этом «архитектурные приключения» храма не закончились. Наступило новое время - революционное и безбожное. Но некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон.

И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. Конечно, не обошлось без участия знаменитого спасителя московских архитектурных шедевров, Петра Барановского.
18.


Для верующих церковь была закрыта в 1931 году. Часть церковных ценностей и икон, в том числе и знаменитую чудотворную икону с частицами мощей мч. Трифона, перенесли в соседний храм Знамения иконы Божией Матери, что в Переяславской слободе (к которому сегодня приписан храм мученика Трифона). Остальное было разграблено. Написанную на апсиде храма древнюю фреску мч. Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею.

От полного разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов. Но все же предусмотрительно были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. В 1932 году была произведена радикальная реставрация: направленными взрывами были «отстрелены» пристройки XIX века. Церковь Трифона, одна из крупнейших церквей Москвы, вернулась к изначальным средневековым размерам. Работы проводились под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида.

В результате реставрации 1947-1948 годов его архитектурно-художественный облик восстановлен с достаточной полнотой. Фасады храма, завершенные трехлопастными кривыми, расчленены лопатками на три части. Средняя закомара имеет килевидную форму. Горизонтальная кирпичная тяга - пояс и цоколь «крепуется» на пересечении с лопатками, которые благодаря этому приобретают вид пилястр. Тяга, отделяющая трехлопастное завершение от главного объема, соответствует пятам крестчатого свода, перекрывающего внутреннее пространство.
19.


Храм  завершен глухим барабаном со шлемовидной главой и килевидными кокошниками в основании. Над юго-западным углом восстановлена однопролетная звонница (нижние части ее столбов сохранились изначально). Внутреннее помещение  храма  освещается двумя оконными проемами, расположенными над килевидными - западным и  южным  -  порталами, а также двумя щелевидными окнами в алтарной апсиде.
20.



21.



Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелюрированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. Форма завершений порталов перекликается с килевидными завершениями трифолиев и килевидными кокошниками под тонким и высоким барабаном, и благодаря этим архитектурным приемам Трифоновский храм производит впечатление очень «стройного» и устремленного вверх...
22.



А потом… Больше 40 лет церковь стояла в запустении и только в 1992 году начались эпизодические богослужения. Сейчас около храма возведен церковный домик и ведется строительство других служебных помещений, благоустраивается территория.
23.



24.



В 2000 году торжественно отмечалось 1750-летие со дня преставления святого мученика Трифона. К этой дате в храм было проведено отопление, территория была огорожена забором и благоустроена, была построена звонница. Теперь храм был открыт круглый год. На Светлой седмице 2000-го юбилейного года впервые за многие годы из дверей Трифоновского храма вышел крестный ход.
25.



26.



27.



28.



16 марта 2002 года возле храма святого мученика Трифона отмечены резными памятными столбами-знаками места разрушенных престолов - во имя святителя Николая...
29.



...и святого праведного Филарета Милостивого. Молебен с освящением этих столбов совершил настоятель храма протоиерей Феодор.
30.



В Трифоновском храме хранятся чтимые святыни: крест с частицей Животворящего Креста Господня, частицы мощей многих угодников Божиих. Значительную часть этих святынь передал храму протоиерей Михаил Нейгум († 2001), который любил молиться в храме мученика Трифона в последние годы своей жизни.

Храм произвел на меня очень сильное трогательное и возвышенное впечатление. Земля вокруг церкви наполнена умиротворением и какой-то особенной благостью. Как будто эта святая земля выдохнула с облегчением от мрака десятилетий безбожества и иконоборчества.

Очень хотелось снять церковь изнутри, однако все оказалось не так просто. Одинокая служительница проявив резвость и фанатичную непримиримость категорически запретила фотографировать в храме (а я попросил разрешения на съемку), объяснив свою позицию указом свыше и тем, что она на послушании... так, что ограничусь одной фотографией с сайта о храме и своими личными ощущениями.
31.


Внутри церковь кажется совсем маленькой и, в условиях Москвы, может показаться простой часовней. Однако воздушный безстолпный свод храма, его древняя энергетика ввела меня в глубокое исступленное чувственное состояние слияния с ним. Тихая радость возрождения, струящийся мерцающий сквозь мрак свет от узких окон храма, его намоленные стены, все это говорит с тобой, отзывается на молитвы... Несмотря на "сверлящий взгляд" послушницы в спину, мне удалось все же получить то, чего я и ожидал - отклик святого Трифона, его доброе пожелание и благословление пребывать на своем Пути...

Источники:

Сайт Церкви иконы Божьей матери Знамение на Рижской
Материалы РусАрх
Интернет-журнал Сретенского монастыря
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы, место где я впервые узнал ближе Святого Трифона

© Vladimir d’Ar

храм святого трифона в москве, трифоновская церковь, святой трифон

Previous post Next post
Up