Продолжаем гулять по небольшому украинскому городку, куда меня занесло неуёмное желание пройтись по всем местам, связанным с именем
Дельфины Потоцкой, т.е. посетить дворец, где она жила, выйдя замуж за богатейшего магната Мечислава Потоцкого. Но город Тульчин оказался настолько богат своей историей, что пройти мимо неё и узнать все подробности у меня не получилось.
В прошлый раз я как-то совсем
беспорядочно водила вас по Тульчину. Сейчас исправлюсь, будем идти четко по указателю маршрута, - по улице Гагарина к местному Краеведческому музею.
Найти музей оказалось очень просто.Что же еще могут охранять пушки в Тульчине, как не бесценные музейные экспонаты? Говорю это абсолютно без иронии.
Здание почти в прекрасном состоянии, хотя построено было в 1820 году. В те годы здесь находилось "Офицерское собрание" Второй российской армии. А тульчинцы этот дом по сей день называют "Дом декабристов".
Декабристы...Интересно, знают ли сейчас молодые люди что-нибудь о них? А для меня, в мои школьные годы, они стали кумирами на долгие годы. Казнь пятерых мучила меня, я выискивала везде что-нибудь о судьбе, отправленных на каторгу, женами декабристов восхищалась, в девичьих мечтаниях представляла себя Полиной Гебель, Пушкина полюбила еще больше за его "Во глубине Сибирских руд..." , а когда появился фильм "Звезда пленительного счастья" , смотрела его, наверное, раз десять...
Наверное, поэтому мне так легко было вообразить и почти что услышать здесь. в помещениях музея, живые голоса моих детско-юношеских героев о "сладкой вольности гражданства". Поэтому, вы уж меня простите, но перечислю эти имена поименно: (кто сейчас их поминает?!): "В Тульчине, когда я прибыл туда были П.И.Пестель, И.Г.Бурцев, князь С.Г. Волконский, П.Н.Комаров, А.П.Юшневский, М.А.Фонвизин, В.П.Ивашев, П.В.Аврамов, князь А.П.Барятинский, Ф.Б.Вольф. Впоследствии были приняты два брата Бобрищевых-Пушкиных, Черкасов, Аврамов 2-й, Лачинов и некоторые другие..." Из воспоминаний декабриста Н.В.Басаргина, поручика лейб-гвардии Егерского полка.
Моим самым, самым любимым декабристом был Павел Иванович Пестель.Здесь, в Тульчине он служил адъютантом фельдмаршала П.Х.Витгенштейна, о котором
очень интересно написал v_murza Не посетить дом, где Пестель жил и где встречался с Пушкиным и своими друзьями-декабристами, я конечно же, не могла.
Доброжелательная сотрудница музея рассказала, что найти дом Павла Пестеля и его памятник очень просто. Нужно идти сперва вниз, а потом вверх в, так называемый, Старый город, не сворачивая, по улице его имени. Сперва я должна буду увидеть памятник Пестелю, возле которого будет его дом.
Но я прошла мимо памятника, не заметив его, так как со стороны дороги он не был виден и скрыт в растительных зарослях, несмотря на свою пятиметровую высоту.
Пришлось вернуться. Хорошо присмотревшись, увидела у края дороги небольшую тропинку, которая привела меня к широкой, но немного "подзаросшей" каменно-ступенчатой тропе, окруженной измученными деревьями, склонившимися как будто бы в скорбном молчании. Мне подумалось - это как дань памяти природы тем пятерым и напоминание об их
страшной казни, когда троих пришлось дважды возвращать в петлю, а агония повешенного Пестеля растянулась на полчаса, потому что носки его ног доставали до досок.
Памятник был на самом верху. Местные "художники" уже оставили на нем свои автографы. Но его это не касалось. Он был хорош в своей простоте, неухожености, отдалении и в одиночестве.
Облака рассеялись и дождь прекратился. Потеплело. Здесь, на верху холма, было удивительно спокойно. Город виднелся где-то там, вдали. Хорошо был виден купол Храма Свято-Рождества Христова, бывшего католического собора Доминиканского монастыря. Предполагал ли тогда Пестель, расхаживая возле своего дома, думая свою тяжелую думу и периодически взглядывая на этот собор, что вскоре будет заключен под стражу в одной из монастырских келий.
Но где же дом Пестеля? Увы...С пушкинских времен остались только аутентичные столбики, а дом сгорел по неизвестной причине в 90-х годах прошлого века. Его пытались восстановить, даже возвели из кирпича одну стену, но дальше дело не пошло. Хотя, если разобраться, какой смысл делать исторические реплики, - возрождать то, что вернуть уже невозможно: звуки шагов, думы, отголоски чувств, - всё то. что хранили сгоревшие старые стены и что вместе с дымом унеслось туда, в вечность...
Пестель был арестован в 1825 году, а в 1827 году солдаты и офицеры Российской армии навсегда оставили Тульчин - нужно было завоевывать Кавказ.
Чтобы закрыть тему "Тульчин военный" хочу пару слов сказать еще об одном известном офицере, который служил в Тульчине - Иване Петровиче Котляревском, украинском поэте, переводчике и просветителе. Для меня было открытием, что автор "Энеиды" , которая у меня всегда под рукой для поднятия плохого настроения, был участником русско-турецкой войны, штурмовал Измаил, а во время войны с Наполеоном сформировал украинский казацкий полк, за что получил звание майора. Он служил в Тульчине совсем недолго и, по информации тульчинского музея, продолжал здесь писать главы своей Энеиды.
Ну очень рекомендую! Возвращамся в центр Тульчина. У нас на пути - Успенская церковь, построенная в конце 18 века тем же некоронованным королем Подолья - Станиславом Щенсным Потоцким. Здесь он венчался со своей третьей женой Софией Витт Глявоне (известной хозяйкой "Софиевки").
Сперва в храме мне не разрешили ничего фотографировать. Но когда я сказала, что мне известно о том, что здесь молились российские цари, а сам Суворов запевал на клиросе, то смилостивились, и даже показали мне самые ценные церковные реликвии.
Такой огромной "Тайной вечери" над иконостасом я нигде не видела. К сожалению, подробных сведений об этой церкви не нашла. Интересно, нашли ли вы Иуду?
Продолжаем идти к центру и останавливаемся на том перекрестке, который изображен на заглавной фотографии.
Смотрим на старинную фотографию примерно того же места. Меня на ней очень заинтересовал обелиск с пятиконечной звездой. Сейчас его на площади нет. Обелиск был сооружен еще в конце 18 века хозяином Тульчина Станиславом Щенсным Потоцким (который по сей день считается предателем польской нации) в честь
Тарговицкой конфедерации, которая была предтечей дележа Польши между Россией, Австро-Венгрией и Пруссией. Затруднять вас рассказами о ней не буду, но рекомендую прочитать. Интересен сам факт переделки магнатского обелиска после революции. Наверное, пожалели выбрасывать такую красивую колонну - сняли надвершие, водрузили звезду - и уже не конфедерация, а советская власть. Интересно, как его тогда называли? Хотя, что тут удивляться? Нечто подобное делали с османскими мечетями, когда, освободив город от турок, водружали на минарет скульптуру Божьей Матери. И, кстати, - в прошлый раз я показала вам памятник Пушкину в Тульчине. У него тоже история - бюст Пушкина поставлен на постамент, где раньше стоял Владимир Ильич.
Обращаем внимание на церковные купола.
Это Cвято-Рождества Христова Кафедральный собор, который строился на средства всё того же, ненавидимого поляками, Станислава Щенсного Потоцкого. Строительство началось в 1786 году, и задумана была эта грандиозная постройка, как католический Доминиканский костёл с монашескими кельями. Здесь, несомненно, магнат предполагал обрести вечный покой, т.е. сделать себе и своим близким усыпальницу. Но ничего из этой затеи не вышло. Финал Станислава Щенсного оказался более, чем трагическим и загадочным.
Подойдем к храму поближе и рассмотрим его как следует. Он того стОит. Фронтально сфотографировать невозможно, так как прямо по центру перед храмом стоит памятник полководцу Суворову, который, кстати, во время своего пребывания в Тульчине в этом храме не бывал, так как был другого вероисповедания и, как я говорила, пел на клиросе православного храма. Хотя с католиками дружил. Был вхож в семейство Потоцких и пишут, что частенько мирил ссорящихся супругов.
Да простят меня мои читатели, но очень люблю сравнивать старинные здания с их первоначальным видом. Тем более, что фотографий Тульчина в Интернете предостаточно.
Как видим, колокольни, которую можно увидеть на нижележащей открытке сейчас нет.
В 1832 году храм из католического стал православным, а монахов изгнали, так как высочайшим повелением были закрыты "излишние монастыри католические, несоответствовавшие своему назначению как по незначительному числу монахов, так и по недостатку средств для существования". Хотя основной причиной закрытия или переделки храмов было активное участие католического духовенства в польских восстаниях в Украине.
Храм был действующим до 1928 года, а потом его закрыли, публично объясняя это тем, что болшинство жителей Тульчина обратились к местному руководству с просьбой молитвы в храме прекратить, а вместо них устроить в нём городской театр и дом культуры, потому что религия - это опиум для народа.
В первую очередь, конечно же, сняли кресты. Очевидно, из-за плохой посещаемости театр вскоре закрыли, но не пропадать же такому огромному зданию. В 1955 году здесь уже располагалась детско-юношеская спортивная школа.
Так как храм располагался в самом центре города, его всячески старались украсить. И опять - всё та же пятиконечная звезда, как на обелиске, сооруженном всё тем же Потоцким.
Старые фотографии из буклета, приобретенного в храме.
И только в апреле 1991 года храм был передан в бессрочное пользование прихожанам. Представляю, сколько было вложено сил и средств на его реставрацию. Но храм бесподобен! Огромный, светлый, праздничный!
Щенсный задумывал его, как миниатюрная копия Храма Св.Петра в Риме, для чего были приглашены английские архитекторы.
А еще есть легенда, что он сюда приезжал в карете из своего дворца по подземному ходу. Я специально распрашивала служителя, - хочется же узнать о чем-то необычном. Но кроме слухов о том, что весь Тульчин в подземных ходах, он мне ничего стоящего не рассказал.
Я долго стояла в пустом храме, стараясь представить себе ту пышность и торжественность, какой были обставлены похороны хозяина Тульчина, которые состоялись в конце марте 1805 года.(О причинах его смерти не хочется говорить в таком почтенном месте, - расскажу в другой раз). Где-то здесь, в центре храма стоял гроб, где в мундире российского генерала-аншефа, обшитом роскошными позументами, украшенного орденами и драгоценностями, лежал Станислав Феликс Щенсный Потоцкий. Наверняка, говорились торжественные речи, сидела неутешная вдова, которая только что родила, или должна была родить его последнего сына, стояли многочисленные дети, родственники, близкие, друзья, враги и просто зеваки...
Потоцкий умер раньше того времени, когда здесь должна была быть построена его усыпальница. Поэтому, после прощальной церемонии в доминиканском костёле, гроб с телом был переложен на катафалк и церемония похорон продолжилась уже по улицам Тульчина. Траурная процессия двинулась к кладбищенской часовне, где усопшего оставили до утра, чтобы затем, выдержав какое-то время, совершить в ней погребение. Никто не мог предполагать, что здесь-то и настигнет его возмездие. Национальный трибунал Польши еще в 1794 году заочно приговорил Станислава Щенсного Потоцкого к смерти, с лишением всех титулов и почетных званий, за измену Родине. Но став верноподданным России и получив от императрицы Екатерины рескрипт с благодарностью, он решил, что теперь он стал недосягаемым для соотечественников.
Где-то здесь была кладбищенская часовня, куда прибыла траурная процессия, сопровождающая катафалк с телом покойного.
Так сегодня выглядит костёл, построенный на месте часовни. Конечно же, мне очень хотелось рассмотреть его не только снаружи, но и внутри. Сохранилось ли что-то от той кладбищенской часовни? Спросить было не у кого. Тем более, что весь костёл был огорожен всвязи с ремонтом и реставрацией, которая началась в 2015 году и которую обещали закончить через два года.
Итак, усопшего вечным сном Станислава Щенсного оставили до утра в кладбищенской часовне.
Стоя перед костёлом я представляла, как в эти сумрачные двери, которые оставили тогда открытыми, под покровом холодной и ветреной мартовской ночи, тихо прокралось несколько фигур, одетых в черное. Дальше особо нервным не читать!!!
Эти мрачные фигуры подошли к гробу, сняли с мёртвого Потоцкого всё его генеральское обмундирование, вместе со всеми наградами и регалиями. Затем подняли его закоченевшее и голое тело, приставили к стене костёла, и скрылись в темноте.
Можно представить себе ужас родственников, которые пришли следующим утром, чтобы по обычаю еще раз повидаться с покойным. Мёртвый Станислав Щенсный, совершенно обнаженный, стоял у стены, а рядом с ним была приколота записка с надписью "за измену Отчизне". Поиски злоумышленников, конечно же, не дали никаких результатов.
Останки покойника тревожили еще несколько раз. В 1817 году усыпальница в Доминиканском костёле была уже готова и Потоцкого торжественно туда перезахоронили из кладбищенской часовни. (Сейчас об этой усыпальнице почему-то молчок!). В 1837 году доминиканский костёл стал православным храмом, но Потоцкого не тревожили, наверное, потому, что у католиков, которых в 1853 году проживало в Тульчине более двух тысяч, не было своего храма. Когда было получено разрешение на постройку здания для католических молитвенных служб, разобрали верхнюю часть кладбищенской часовни и возвели костёл имени Станислава Костки с очередной усыпальницей для Потоцких, куда и перевезли в 1873 году, то, что осталось от бывшего хозяина Тульчина.
После ВОР костёл, естественно, закрыли, а красивую башню разрушили. Так и стоял он обезглавленным до 1944 года, когда в нём разместили госпиталь для красноармейцев. Вот что говорит настоятель костёла :"В 1953 году костел закрыли - думали, что навсегда. Здесь в свое время был спортзал, играли в баскетбол - высокий потолок способствовал. Был орган, есть свидетели, которые рассказывают, как в детстве, играя, бросались деталями музыкального инструмента. Потом здесь сделали банкетный зал, посреди помещения поставили монолитную бетонную стену, еще и обустроив два этажа. Башни замуровали, залили бетоном".
ОТСЮДА.
Очевидцы рассказывали, что когда в подвалах костёла обустраивали котельную, которая должна была отапливать общежитие техникума, то видели, как на грузовик грузили кости и черепа, которые доставали из подземелий и вывозили в неизвестном направлении. Там, наверное, и затерялся прах Станислава Щенсного Феликса Потоцкого - военного и политического деятеля Речи Посполитой, хорунжего великого коронного, воеводы русского, генерала-лейтенанта польской армии, генерала коронной артиллерии, старосты белзского, грубешовского, сокальского, гайсинского и звенигородского. Фактического руководителя пророссийской Тарговицкой конфедерации (1792). Владельца обширных имений на территории современной Украины, включавших Умань и Тульчин, годовая прибыль с которых составляла 3 млн злотых...И как пишет
WikipediA: "He died in ignominy".
Так как у нас пошла такая не очень веселая тема, то добавлю, что еще к достопримечательностям Тульчина относится Старое еврейское кладбище.
Увидев нижеследующую фотографию в Сети, я, конечно же, не могла пройти мимо такого печально-исторического места. И узнав, где оно находится, поплелась туда.Фото
ОТСЮДА.
Кладбище находилось на окраине Тульчина на самой вершине холма. Потому брела я туда довольно-таки долго, Я знала, что Тульчин во времена румыно-немецкой оккупации был центром печально известной "Транснистрии" и отсюда в лагерь смерти "Мертвая петля" в Печере были депортированы тысячи евреев. Мало кто из них остался в живых. И хотя я понимала, что иду на кладбище18-19 веков, все равно мне хотелось почтить память ушедших из жизни.
И я всё-таки туда дошла. Но взобраться на самый холм, где были основные захоронения уже не было сил. А тут еще вспомнила, как в прошлом году провалилась в склеп на католическом кладбище и решила, что нечего уже мне бродить по иноверческим местам вечного покоя. Хотя, если задуматься, все мы равны перед Вечностью...Евреи, русские, украинцы, поляки...Богатые, бедные...Магнаты, крепостные, военные, купцы, чиновники, просто люди... - сколько всех и вся перебывало на этой земле. "О, сколько их упало в эту бездну..." Но почему же так важно оставить памятку о себе, - хотя бы вот такой каменный столбик с непонятными для нас письменами. Или даже без них. Наверное, это всё-таки важно, потому что - ПАМЯТЬ.
Вот почему так по душе мне пришелся этот небольшой провинциальный городок, который очень старается беречь ИСТОРИЮ, потому что за каждым домом, за каждым памятником, за каждым камнем - ПАМЯТЬ о прошедших по этой земле.
ВСЁ! Больше не будем о грустном. Спускаемся с холма, выбираемся на свет Божий и переходим к предпоследней части моего столь длинного повествования. И хотя сейчас не преддверие Рождества и Нового года, обязательно смотрим и слушаем!
Click to view
Весь мир знает эту музыку, самую любимую песню Рождества. Её мотив стал мировым хитом. Но очень мало кто знает имя
Николая Дмитриевича Леонтовича, украинского композитора, хорового дирижера, и педагога, который самую большую часть своей жизни провел в Тульчине. И именно отсюда, в 1914 году вылетел его знаменитый "Щедрик".
Насколько трагична история гибели Леонтовича в 1921 году от руки сотрудника ЧеКа, настолько светла и радостна улица его имени. Пройдемся по ней. Тем более, что она ведет нас к заключительной части моего повествования о Тульчине - к бывшему "Подольскому Версалю" - Дворцу Потоцкого, который уже виднеется вдали.
Вдоль всей улицы - стилизованные музыкальные инструменты и скромные, но с большим вкусом выполненные клумбы. Заметьте, никаких новостроек, старые здания не разрушены, а отреставрированы. Некоторые из них раскрашены, но очень тактично и аккуратно. А еще обратите внимание на деревца, которые насажены вдоль аллеи - это, как пишет Википедия, ботанический памятник природы - софора японская.
Мимо моей любимой Лины Костенко, конечно же, пройти, не прочитав, не смогла. Цікаво, чи дочекався хазяїн (чи хазяйка) цієї хати свого кохання?
Оказывается, мы с вами прогуливаемся по арт-кварталу имени Леонтовича.
Вот вам и провинциальный городок!
Хотела, чтобы в конце нашей прогулки прозвучали аккорды замечательного аккордеона с не менее замечательного арт-квартала, но подумала, что надо бы еще показать, что не только пищей духовной и старинными историями богат Тульчин.
Наверное, многим жителям Украины хорошо известна "Тульчинка". Интересно, догадаются ли мои друзья россияне, что это за "фрукт" и с чем его едят!
На сегодня - THE END!