Если вы помните
по предыдущим постам, в небольшой украинский город
Тульчин я поехала, чтобы лично увидеть места, связанные с героиней моего текущего года -
Дельфиной Потоцкой. Но так уж получилось, что я не только "увязла" в интересностях этого провинциального городка, но и вас за собою потащила. Вот уже третий пост - а я практически ничего не написала о Дельфине, - всё кружусь вокруг да около. Вот и сейчас - не могу не показать вам, как следует, великолепный Тульчинский дворец, который сумел пережить и революции, и войны, и всяческие природные и человеческие катаклизмы. И что самое удивительное - даже огромная площадь перед ним сохранилась в первозданном виде, - её не застроили приватными особняками или же уродливыми многоэтажками. Конечно, содержимое дворца давным-давно увезено, разграблено и растащено, но до сих пор многим местным "археологам" не дают покоя его подземелья, а легенд о припрятанных несметных богатствах Потоцкого появляется всё больше и больше.
Вообще-то, этот пост имеет прямое отношение к моей Дельфине - в 1825 году после её свадьба с Мечиславом Потоцким, которому по наследству достался этот великолепный ансамбль, она несколько лет жила здесь. Да и в последующие годы появлялась в этих местах неоднократно.
Предлагаю вам для начала увидеть, как выглядит с высоты птичьего полета то архитектурное чудо, о котором я буду вам рассказывать. На мой взгляд, редко можно увидеть, особенно в провинции, подобное великолепие. Да и музыка соответствующая...
Посетивший Тульчин польский мемуарист Ян Охоцкий писал: "Я даже не имел представления о той пышности, которая окружала этого магната; это был двор короля, а не приватной особы".
Click to view
А теперь рассмотрим, как следует, портрет того, который являлся создателем одного из самых монументальных комплексов на территории Украины.
Итак, Станислав Феликс Щенсный Потоцкий (Stanisław Szczęsny Feliks Potocкi) 1752 - 14/15 марта 1805) - некоронованный король "Тульчинского королевства". Его имения занимали около 1.5 млн га (на территории современной Украины), на него работало 130 000 крепостных, а его годовой доход превышал 3 млн польских злотых.
Я просто обомлела, когда, прогуливаясь по залам Национального музея в Варшаве, увидела портрет, давно знакомый мне по фотографиям в Интернете. Как будто бы приятеля встретила...
На семейном портрете Станислав Феликс Щенсный изображен с двумя сыновьями Феликсом Щенсным Ежи и Станиславом. А было у него в это время уже одиннадцать (!) детей, которых родила ему вторая жена Жозефина Амалия.
История его первого брака с Гертрудой Комаровской, которая "пропала" при трагических обстояиельствах, закончилась долгими судебными разбирательствами и стоила Потоцкому 700 тысяч злотых. Правда, второй брак с Жозефиной Мнишек (1775 год) компенсировал ему эти расходы. Третий брак обошелся ему уже в 2 млн злотых, которые пришлось заплатить мужу его избранницы, которой стала известная красавица в высокопоставленных кругах София Глявоне Витт, впоследствии родившая ему еще 9 детей.
Мог ли предполагать Станислав Щенсный (кстати, Щенсный - Счастливый) когда позировал для портрета, что его сын Ежи (крайний слева), через десяток лет станет любовником его горячо любимой жены, которая была старше пасынка на 16 лет. Обманутый муж получил такое нервное потрясение, что уединился. предался мистицизму, попал под влияние польских "иллюминатов" и умер. А о том, что было после похорон, я уже рассказывала.
Портрет написан между 1789 и 1790 годами Иоанном-Баптистом Лампи, любимым художником сильных мира того. В эти годы Потоцкий живет в своей Тульчинской резиденции в огромном, недавно построенном, дворце и пока еще считает себя горячим патриотом Речи Посполитой, о чем и свидетельствуют его рыцарские доспехи.
Известно три авторские копии этого портрета. Они находятся, кроме Варшавы, в Лувре и в Эрмитаже. Интересно, по заказу кого они были написаны в таком количестве? И какими путями они попали из Тульчина в эти известнейшие музеи?
В жизни Станислава Щенсного было всё: кипели политические и любовные страсти, его награждали, лишали наград, его имя было у всех на слуху, он уезжал за границу, возвращался, его приговаривали заочно к казни и исполняли приговор, подвесив на виселице его портрет, он предавал и его предавали, он устраивал заговоры, строил дворцы и благоустраивал свои владения, был вхож в царские палаты, умел наращивать свой баснословный капитал и писать стихи. После отречения короля Польши и уничтожения Речи Посполитой он сказал: " "About past Poland and Poles [I don't want to talk anymore]. Gone is this country, and this name, as many others have perished in the world's history. I am now a Russian forever." «О прошлом Польши и поляков [я больше не хочу говорить]. Ушли эта страна, и это имя, как и многие другие, погибли в мировой истории. Я теперь русский навсегда".
ОТСЮДА.Но тем не менее его бурная политическая и не менее активная любвеобильная жизнь почему-то не заинтересовала ни писателей, ни сценаристов, что чрезвычайно меня удивляет. Тем более, что Станислав Щенсный Потоцкий сыграл определенную историческую роль в 1784-1793 годах.
Думаю, хватит о Потоцком, - ведь цель моего поста - показ Дворца, о котором, вообще-то, вы спокойно, без моей помощи, можете почитать в Сети. Но мне очень хочется еще раз прогуляться по нему, теперь уже вместе с вами.
Первым делом сравниваем фотографии с рисунком, так любимого мной,
Наполеона Орды, который, если вы помните, в середине 19 века путешествовал по Подолью и зарисовывал все имения, которые встречались на его пути. Конечно же, проехать мимо Тульчинского имения он не мог. Огромный дворцовый ансамбль состоял из трёх двухэтажных корпусов, которые соединялись между собой полукруглыми галереями с большими окнами. Жаль, что Наполеон Орда не зарисовал весь комплекс хозяйственных и прочих построек: конюшни, манеж, дом управляющего. Здесь при Потоцких были также торговые ряды, где продавались изделия тульчинских мануфактур, построенных также Потоцким.
Сразу же видим, что центральное здание сохранилось почти что в первозданном виде. Нет только правого (от дворца) крыла. И сразу же у меня вопрос - кто же является архитектором этого красивейшего ансамбля? Везде в Сети "гуляет" одно и то же имя - "архитектор Лакруа", но погуглив, я такого архитектора не обнаружила. Буду благодарна всем, кто прояснит для меня этот вопрос.
Сфотографировать в нормальном ракурсе центральный корпус не удалось, так как вся, близлежащая к нему, территория была перерыта и покрыта большими кучами с гравием и песком, а также глубокими канавами. Капитальная реставрация продолжается уже несколько десятилетий. Но и так на фотографии видно, как здание легко и прекрасно с его ритмичным расчленением фасада стройными колоннами ионического ордера. Маленький ликбез (для себя, чтобы не забыть): капители ионического ордера оформлены двумя противоположными волютами. Немного удивило то, что над портиком не было традиционного треугольного фронтона. Но такова была задумка замечательного архитектора. Тругольный фронтон есть с обратной стороны здания. Мы его еще посмотрим.
А теперь обращаемся к моему переводу. Не напрасно же я уже более, чем полгода корплю над польским изданием.
"Сохранилось два описания Тульчинского дворца, в котором было собрано множество предметов искусства и исторических памяток. Двухэтажная резиденция Пилавитов (Потоцкие принадлежали к гербу «Пилява») - в рассказах Станислава К., опубликованных в «Czasie» - находилась в конце городка, на дороге, ведущей к Брацлаву. Резиденция была построена в итальянском стиле конца 18 века. Её строение выбегало вперед стройным перистилем на десяти колоннах и восьми полюстрах. На белом фризе была надпись золотыми буквами: «By zawze wolnych I cnontliwych byl mieszkaniem 1782 wystawiony”.( «Чтобы дом этот, построенный в 1782 году всегда был для свободных и добродетельных».
Буквы были, конечно, не золотые, а медные. Но их, действительно, как и крышу, периодически начищали так, что они под блеском на солнце казались восхищенным гостям золотыми. Когда эти буквы ободрали (дату точную не знаю, но, наверняка, после ВОСР), то "реконструкторы" проверив на зуб, были, конечно, разочарованы, что это всего навсего медь. Но не пропадать же добру! Буквы расплавили и покрыли медью купола Успенской церкви в Тульчине ( в которой пел на клиросе Суворов) и которую вам показываю.
Теперь рассматриваем боковые корпуса. Как видим, на месте левой галереи, где была раньше оранжерея, в которой летом накрывали столы для многочисленных гостей, а зимой был летний сад, теперь зияет пустота. "Стол на 50 персон накрыт в оранжерее: в центре мраморного пола - водопад с многочисленными струями, которые освежают атмосферу и оживляют пейзаж; вдоль стен залы - статуи утонченной красоты рядом с деревьями всевозможного происхождения, они напоминают тут, на севере Европы, ароматные сады Прованса или Италии. Мы прохаживаемся по этой прекрасной галерее, ожидая, когда подадут обед..." (Из воспоминаний французского писателя Огюст-Луи-Шарля де Лагарда, который в 1811 году был приглашен в Тульчин)
Когда была разобрана бывшая оранжерея-столовая и зачем - не известно. Возможно, она исчезла тогда, когда и буквы. Говорят, что галерея была в аварийном состоянии.
А вот корпус, который слева от дворца сперва показался мне прекрасно сохранившимся. Присмотревшись, я поняла, что это декорация. Всё здание было покрыто огромной тканью с нарисованными окнами.
Я, конечно, попыталась заглянуть под "покрывало", рискуя получить свалившимся кирпичом по голове. Но мне это не удалось. Обнаружила только остатки колонн. Вот интересно - куда делось все остальное? Неужели их "спилили" местные дачники?
Теперь смотрим на правую часть дворца.
Вот здесь хорошо видно, в каких сложных условиях мне пришлось "скакать" вокруг дворца в поисках лучшего ракурса.
Сейчас во дворце находится дирекция Тульчинского колледжа культуры. Возможно, это его и спасло от разрушения. Ведь всё-таки - КУЛЬТУРА! Уточнить как следует, что располагалось в этих зданиях до того, как сюда заселился колледж культуры мне не удалось. Узнала только, что до революции здесь было офицерское казино, а после революции - лечебница для больных тифом (!). В 1928 году случился пожар, выгорел весь второй этаж. Потом расквартировали воинскую часть, которая до 70-х годов тут кое-что ремонтировала..
Теперь отправимся смотреть дворец с обратной стороны. Это тот корпус, который на предыдущей фотографии. Его состояние более менее приличное.
Здесь, под аркой находился главный вход во дворец.
Перед нами портик дорического ордера с высоким треугольным фронтоном. Опять ликбез для себя: отличие от ионического ордера в оформлении капители. Дорический ордер более строг, - что мы и видим на этой фотографии.
А вот как выглядел главный вход до реставрации. Неужели не восстановят то, что было изображено раньше на фронтоне?Фото
ОТСЮДА Просматривается слева от центра Пилява - герб Потоцких .А справа - страусовые перья, которые всегда есть на гербе Мнишеков. Помните, как Марина Мнишек хотела стать царицей? А Мнишеки тут при том, что вторая жена Станислава Щенсного была из этого известного магнатского рода. Но не очень долго пришлось ей в этом дворце царствовать. А во герб её здесь пережил, потому что строили-то на века. Жаль, что теперь всю красоту фронтона зареставрировали и гербов этих уже нет...Фото позаимствовала у
v1snyk ОТСЮДА. Спасибо!
Напротив - отдельно стоящее здание - здесь была библиотека Потоцких. Кстати, там и сейчас студенческая библиотека, Вот только там нет ни одной книги из тех 17 тысяч томов, которые когда-то были гордостью Станислава Щенсного. Собирать книги начали еще его родители, резиденцией которых был Кристинопольский дворец. (Сейчас - это город Червоноград, который еще называют городом-призраком). Когда Потоцкий избрал Тульчин местом своего постоянного проживания и начал строить дворец, он перевез сюда родительскую библиотеку, которая и стала началом его коллекции книг и нумизматики. Он оказался заядлым коллекционером, и его нумизматическая коллекция входила в тройку самых лучших в Польше. Здесь же, Потоцкий организовал типографию.
После его женитьбы на Жозефине-Амалии из Мнишеков (1752-1798), Тульчинская библиотека пополнилась книгами из её коллекции. Хочется несколько слов сказать об этой женщине, ведь все-таки она также была хозяйкой Тульчинского дворца. Жозефина была высокообразованной женщиной, библиофилом, художницей. Для своей коллекции она сама выполняла экслибрисы. Сейчас книги с её экслибрисом считаются библиофильными раритетами. После развода с Потоцким (1798 год) Жозефина вывезла свои книги в Петербург, но после её смерти они вновь вернулись в Тульчинский замок.
Портрет Жозефины-Амалии Потоцкой-Мнишек кисти всё того же Иоанна Баптиста Лампи.
Третья жена Потоцого София Глявоне-Витт также внесла свой вклад в создание Тульчинской библиотеки. Она привезла сюда книжную коллекцию своего бывшего свекра Яна Витта, среди которых было много старопечатных книг, инкабул и раритетных изданий, которые он собирал на протяжении 40 лет. Куда же делись все эти ценнейшие книги? После того, как в 1860 году дворец был сдан в аренду, часть книг и архивных документов вывез в Париж Мечислав Потоцкий. А потом дворец оказался никому не нужным и его начали перепродавать из рук в руки, пока он не перешел в государственную казну. Дальше было всё грустнее и грустнее. Библиотека, в которой содержалось много тысяч томов научных изданий на многих европейских языках, прекрасные российские издания по истории искусства, архивные документы и многое-многое другое, была распотрошена по всей Европе. Как писал поэт и собиратель памяток национальной культуры Адам Мелешко-Малишкевич, который посетил Тульчин в 1864 году, из фондов архива "кто хотел, тот и брал". Кое-что, конечно, осело в Научных библиотеках, но по сей день тульчинские старопечатные книги появляются в букинистических магазинах и на книжных аукционах за границей.
Будем считать этот грустный экскурс, навеянный зданием бывшей библиотеки, лирическим отступлением и пойдем дальше вдоль дворцового комплекса с его тыльной стороны. Нас интересует полукруглая галерея, в которой во времена Потоцких находилась художественная галерея.
Станислав Щенсный Потоцкий был не только библиофилом и нумизматом, он собирал также произведения искусства:
« В салонах висели картины разных школ, времен и направлений. Висела там «Мадонна» Рафаэля, которую одни авторы считали копией, а другие - оригиналом. «Охота на оленей» Рубенса. Два портрета кисти Ван Дейка, портрет Щенсного и его жены, исполненные Лампи, Пелагеи Сапеги из Потоцких, исполненной Лебреном,«Портрет рыцаря» Тициана. Были также голландские картины 16 века и копия картины «Прогулка Людовика 14 на лошади». Кроме того висели старинные гобелены, собрания монет и медалей всех веков и народов"
Вот, за этими окнами находились все те Рубенсы, Ван-Дейки и Лебрены...
За Дворцовыми зданиями начинался парк, получивший название "La Roshe", которое почему-то переводится. как "Хороше". Фотография 1900 года.
Водная система парка была создана под руководством Людвига Метцеля, который приехал в Тульчин уже в 1786 году. Позднее он прославился, как создатель парка "Софиевка". Возможно, кто-то не знает, что знаменитую "Софиевку" мы имеем благодаря Станиславу Щенсному, безумно влюбленному в свою третью жену - Софию ( которая так замечательно его "отблагодарила"). По распоряжению Потоцкого в Тульчинский парк из Италии привезли тысячи саженцев пирамидального тополя. Он же организовывал выращивание этих саженцев в растительных питомниках, которые потом рассаживали по всем его имениям. По сей день растут у нас потомки тех пирамидальных тополей, которые выписывал Станислав Щенсный из Италии. И ругать их за тополиный пух не стоит. Пирамидальный тополь не цветет.
Подходим к тыльной стороне центрального дворца, которую видим на фотографии 1900 года. Перед ним начинается парк "La Roshe".
Как же мне хотелось прогуляться по этому парку! Но увиденное настолько меня расстроило, что я не сделала ни одного фотоснимка. Хотя и фотографировать, кроме зарослей, было нечего. Никаких водоемов с островками, тропинок, альтанок, фонтанов, экзотичных деревьев...Все водоемы давно засыпаны, экзотика вырублена , мраморные скульптуры разбиты или сожжены для получения извести. Теперь в бывшем парке хозяйничают дачники, которые, наверняка, сперва перерыли весь парк в поисках, закопанных Потоцкими, драгоценностях и золота, а потом понастроили свои "курятники". " Тульчин - это настоящее польское Эльдорадо...Сегодня вечером приготовили полдник в альтанке на краю парка. Капелла спряталась в зарослях, и звуки музыки, что плыли оттуда, создавали восхитительное впечатление. Подали фрукты и пирожные. Лучи солнца искрились среди листвы; красивые дамы за сельским столом, покой вечера, целебная свежесть воздуха - всё это, казалось, оживляет вокруг нас сады Артемиды. Мы развлекались здесь до вечернего часа, а потом медленно пошли в сторону дворца". (Из воспоминаний всё того же французского писателя Огюст-Луи-Шарля де Лагарда)
Рассматриваем развалины. Судя по всем описаниям, это остатки турецкой бани, которую Станислав Щенсный соорудил для своей возлюбленной гречанки. Жизнеописании Софии Глявоне-Витт-Потоцкой требует не одного поста. Очень советую немного погуглить и ознакомиться с историей о том, как девочка греческого происхождения, торгующая своим телом в Константинопольских подворотнях, сумела стать "завсегдатайкой европейских аристократических салонов, одной из самых колоритных фигур в истории Польши, почитаемой современниками как женщина исключительной красоты и обаяния, прозванная современниками «прекрасной фанариоткой» или «прекрасной гречанкой» и - женой Станислава Щенсного Потоцкого.
Станислав Щенсный делал всё, что только позволяли его миллионы, чтобы ублажить свою третью супругу. Зная, что она, будучи в своем далёком прошлом любовницей польского посла в Константинополе , привыкла наслаждаться в турецких банях, заказал для неё нечто подобное на территории парка. Пишут, что баня была окружена колоннами с художественной резьбой в мавританском стиле. Оборудование для бани было выписано из Константинополя. У входа в баню висела "Леда и лебедь". Возможно, Леду поместил здесь наследник Станислава Щенсного - Мечислав (супруг моей Дельфины), который в этой бане содержал гарем. Девиц для своего гарема он набирал из окружающих Тульчин сёл, куда Мечислав регулярно наведывался в поисках новеньких и молоденьких наложниц. Так что, наверное, правильно, что это "гнездо разврата" так безжалостно разворотили. Пишут, что виновниками уничтожения парка были какие-то "комсомольцы".
Вообще-то от парковых МАФов (малые архитектурные формы) кое-что всё-таки осталось. В Тульчинском музее сохраняется пара уцелевших мраморных скульптур с отбитыми носами
и вот эта милая собачка, вернее, мраморное собачье надгробие. Станислав Щенсный, как оказалось, так трогательно любил животных, что на одном из островков в парке велел соорудить собачье кладбище, где для каждой почившей любимицы заказывалась мраморная скульптура.
Думаю, что на сегодня хватит. Опять я не уложилась в один пост. Ведь хочется еще спокойно, без спешки, погулять по внутренним дворцовым покоям. Мне удалось туда пробраться, хотя, как правило, туда пускают только по особому разрешению директора колледжа. И про дворцовый театр хотелось бы вам рассказать. Так что - пока не прощаюсь с вами надолго...
Черно-белые фотографии из буклета "Палац Потоцьких в Тульчині".
Внимательно читала: Єжи Лоєк "Історія прекрасной бітинки" и материалы из Интернета.
Тульчин-1 Тульчин-2