Начало
ЗДЕСЬ.
Одним из самых сильных впечатлений от посещения семейства Алёшкиных в селе Букатинка, были скульптуры.
Я помнила разговор с Алексеем Михайловичем о том, что произведения монументального искусства очень сложно фотографировать. Одно из самых главных условий - соответствующее освещение и правильно выбранный ракурс съемки. Ну и, конечно же, обязательный штатив и хорошая фотокамера. Что уж говорить о моём маломощном "фотике", не имеющем даже зумма. Поэтому считайте мой рассказ - предварительным ознакомлением с творчеством талантливых скульпторов. Ведь я очень надеюсь, что у вас появится желание посетить Букатинку, и вы сможете тогда в полной мере рассмотреть всё то, что вам уже будет знакомо по моим рассказам.
Сколько себя помню, где бы ни жила, всегда обращала внимание на скульптуры. По мере старения взросления, мои вкусы менялись. Если раньше я с интересом разглядывала скульптуры-памятники-портреты известных личностей, девушек с веслами и даже фонтанных лебедей, то со временем они мне стали неинтересны. Стали обращать на себя моё внимание скульптуры, не совсем понятные с первого взгляда, возле которых нужно было остановиться, рассмотреть со всех сторон, прислушаться к себе, что-то почувствовать, или же - наоборот; но ни в коем случае не пройти мимо равнодушной. Наверное, поэтому я так прониклась парком скульптур, по которому нас провёл Алексей Михайлович.
Начнём с несколько неожиданного для меня памятника.
2015 год был объявлен ЮНЕСКО годом Казимира Малевича (1879-1935), так как исполнилось 100 лет созданию знаменитого "Черного квадрата" - самого известного произведения известного художника-авангардиста. Но оказалось, что в Букатинке также есть "Черный квадрат Малевича". Конечно же, я заинтересовалась, какое отношение Малевич имеет к Украине.
Оказалось, что родился Казимир Малевич в Киеве, в украинско-польской семье, а до 12 лет жил совсем недалеко от Букатинки, в селе Моевке, Ямпольского уезда, Подольской губернии. Сейчас это Чернивецкий район Винницкой области. Его отец был директором сахарных заводов, которых было много по всему Подолью. Поэтому семья часто переезжала с места на место.
Но думаю, что не только землячество было причиной создания Алексеем Михайловичем этой скульптуры. Вот что писал Малевич в своей "Автобиографии":"Село занималось искусством (этого слова я тогда не знал). Словом, оно делало такие вещи, которые мне очень нравились. В этих вот вещах и крылась тайна моих симпатий к селянам. Я с большим волнением смотрел, как делают селянки росписи, и помогал им мазать глиной пол хат и делать узоры на печах. Селянки прекрасно изображали петухов, лошадок и цветы. Все краски изготавливались на месте из разных глин и синьки ...."
Кроме того, Казимир Малевич был единственным художником, который изобразил голодомор 1932-1933 г.г.
Известна его картина "Где серп и молот, там смерть и голод". И точно так же один из первых памятников голодомору и репрессиям в Украине был выполнен по проекту Людмилы Алёшкиной и установлен в Ямполе еще в далеком 1990 году.
Осматриваемся и слушаем рассказ Алексея Михайловича о скульптуре, посвященной Казимиру Малевичу.
Во-первых, доминирует изображение квадратов. Во-вторых, сама скульптура - это несколько портретов Казимира Малевича. Нужно только включить своё воображение и внимательно смотреть. На месте большого квадрата когда-то, по замыслу скульптора, был вставлен отшлифованный черный квадрат из гранита. Но, конечно же, кому-то он так понравился, что не устояли перед искушением - украли. Но Скульптор нашёл выход - теперь в этом пустующем квадрате лежат дополнительные каменные квадраты. А что сие означает - каждый может домыслить своё предположение.
А еще в этот квадрат можно заглянуть. Кто-то увидит небо, кто-то стоящий вдали дом, а кто-то - деревья. И каждый из нас будет прав. Все мы разные, и все мы по-разному воспринимаем окружающий нас огромный Мир. Согласитесь - как просто, но какой мудрый урок от Алексея Михайловича.
В Могилёве-Подольском стоит памятник Джону Леннону, также работы Алёшкина.
О судьбе этого многострадального памятника я писала. И вот в Букатинском парке скульптур еще одно напоминание о нашей молодости - памятник, посвященный кумиру Алексея Михайловича - Джорджу Харрисону (1943-2001). Знает ли молодое поколение имя соло-гитариста группы "Битлс", - найпопулярнейшей группы середины - конца прошлого века?
Памятник лаконичен, но как же много он рассказывает о музыканте! Перед нами сам Харрисон, с любовью прижимающий к себе гитару, над ним - звезда на Голливудской аллее славы;
еще одна звезда с обратной стороны. В 1984 году в честь Харрисона была названа малая планета. Фигура, сидящая в позе лотоса - намёк на то, что Джон Харрисон интересовался индийской культурой и в конце жизни принял индуизм. Но самое главное -надпись, выполненная очень красиво узорными буквами - его жизненное кредо: "Зачекати може все, окрім пошуків Бога та Любові один до одного".
Недалеко от Харрисона - скульптура, посвященная памяти Владимира Высоцкого.
Нужны ли какие-либо объяснения?..
"Мы все витали в облаках,
Следя за тем исподтишка,
Как к пропасти стремится он...
Считали - лезет на рожон,
И упадет наверняка.
И ждали. Ну а он все лез
Всем мнениям наперерез
Вперед и вниз по ледникам...
И непонятно было нам,
Зачем он выбрал этот путь,
Рискуя голову свернуть?
Что он хотел увидеть там?"..
Гитара, выпавшая из рук...она теперь лежит, окаменевшая, рядом. Гитарное отверстие всегда заполнено влагой - камень плачет. Но иногда сюда прилетают птицы, вольные птицы. Наверное те, о которых пел Высоцкий, те - которые летят на север... И пьют эту воду. А еще народная мудрость говорит о том, что вода, которая скопилась в каменной ложбинке - целебная. Ею можно лечить больные глаза. Не были ли песни Высоцкого той целебной водой, которая могла раскрыть наши затуманенные глаза?
И еще - добавленная Алёшкиным, оптимистичная каменная нота - образовавшуюся пустоту от выпавшей гитары можно заполнить новой гитарой, новыми стихами и новыми песнями. Где тот, кто заполнит эту пустоту? И будет ли он?
Обратная сторона скульптуры. Три профиля лошадиных голов - "коней привередливых", домчавших поэта к краю пропасти и вознесшего его к Солнцу. Ведь теперь между орбитами Марса и Юпитера вечно вращается астероид Владвысоцкий.
Сильнейший памятник - посвященный погибшим селянам окрестных сёл в 1920-30г.г. Говорить громко об этом событии стало возможным только тогда, когда Украина стала независимой.
В феврале 1921 года на Винничине - в Ямполе и его окрестностях, вспыхнуло антибольшевистское восстание под призывов "За Советскую власть без комунны и коммунистов". Началось оно в селе Бабчинцы 3 февраля 1921 года. Штабы повстанцев были в Ямполе и в Бабчинцах. Но длилось восстание совсем недолго, так как силы были неравными. Против повстанцев были направлены военизированные отряды. По приказу красного командования село Оленивка было полностью сожжено. В остальных селах проходили выездные заседания трибуналов, по решению которых участников восстания прилюдно расстреливали. Погибло более трёхсот селян.
Камень кровоточит - перед нами трагедия борцов за волю. Немые рыбы, которые вдруг заговорили на своём родном языке. Змеи, змеи. Много птиц. И безмолвные лица безвестных убиенных, которые хотели только одного - свободно жить на своей родной земле.
А как же трогательна эта небольшая скульптура! Как-то совсем забыли мы о том, что мы - люди. И у нас одна земля - маленький шарик, который несется среди множества других миров. И наша жизнь - один миг среди этой Бесконечности. Почему же мы не можем понять друг друга? У нас одинаковые лица, одинаковые глаза - ну и что, если они разного цвета? Мы дышим одним воздухом. Мы плачем и смеёмся одинаково. Но почему мы ищем то, что нас разъединяет, а не то, что объединяет? Почему мы так глухи? Почему не слышим душевный крик великого сына и пророка Украины:
"...Обніміться ж, брати мої.
Молю вас, благаю!.."
Еще один камень, но как много он может сказать нам. Мне, например, сразу же вспомнилась легенда, рассказанная Алёшкиными в книге "Обереги над Мурафою". Жил в этих местах славный казак-характерник. Нёс службу в Бушанской крепости. Никакие пули и сабли вражеские его не брали. А зрение имел острое-преострое, поэтому всегда сидел на страже - не подпускал турок-басурман на свою землю. Но проведали басурмане тайну о том, что теряет казак свою силу на новый месяц, когда становится он, как серп турецкий. Перевожу несколько строк из книги: " В одну такую ночь напали на него янычары проклятые, но лишь дотронулись своими ятаганами до тела казацкого, как встрепенулось оно, закричало криком вольным, и полегли с перепугу янычары, а казак куда-то исчез. Только увидели они, как в рассветное небо взлетела душа казацкая, которая соколом стала. Вот так он и летает над нами, над сёлами Сокол, Букатинка, Буша и по сей час, следит, чтобы на нашу землю чужеземцы не пришли".
Я долго вглядывалась в ясно-синее букатинское небо. Впечатления от всего увиденного и услышанное были настолько сильными, что казалось - вот-вот я увижу в небе ясного сокола, в которого превратился казак, охраняющий покой этого удивительного места.
А потом внизу заблестела река Мурафа. Стоя у задумчивой скульптуры, погруженной в своё прошлое, я думала о том, что эти изваяния из камня могут не только украсить нашу жизнь и ответить на многие наши вопросы. Они могут помочь нам любить и ценить настоящую красоту. Они могут быть толчком к узнаванию истории своего края. Они могут просто-напросто своим присутствием внести покой в наши суетные мысли и чувства. Но только в том случае, если они выполнены чистыми руками, руками Мастера с чистым сердцем, который сумел почувствовать душу камня и выпустить её на волю.
Кроме того, рассматривая и стараясь понять скульптуру мы вместе с Мастером участвуем в творческом процессе."Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться, - и день и ночь. И день и ночь"...- завещал нам большой поэт - Николай Заболоцкий. И вот такое желание понять и раскрыть для себя скульптуру - это и есть работа души.
Мне было легко и свободно ходить по некошеной, местами высохшей осенней траве. Монолиты, каменные обломки, законченные и незаконченные скульптуры встречались везде. На некоторые из них я неожиданно натыкалась в буквальном смысле этого слова, как например, на каменную голову, которая представилась мне Дядькой Черномором. И сразу же подумалось, что где-то здесь должен был быть Кот учёный, "который ходит по цепи кругом." И оказалось, что Кот, действительно, был
и изваян он был Людмилой Алёшкиной. Но видела я его несколько лет назад, в Приморском парке города Ильичевск, который сейчас Черноморск.(Сколько сразу же ассоциаций!). Это была моя первая встреча с творчеством семейства Алёшкиных, как скульпторов. В 1996 году в Ильичевске проходил пленер скульпторов, где принимала участие самья Алёшкиных. Мало того, именно Алексей Михайлович и Людмила Викторовна были основоположниками всеукраинских пленеров "Подольский оберег", которые вот уже более 30 лет стали традиционными. А ведь первый такой семинар-практикум должен был проходить именно в Букатинке, вот на этом поле. Но к сожалению, местное начальство тогда не поддержало эту идею. А в соседней Буше откликнулись. И сейчас там - Национально-исторический заповедник , чему немало способствовали последующие ежегодные скульптурные пленеры, активными участниками которых по сей день является семья Алёшкиных. Отсюда и внимание к Буше, и средства, и финансирование, и ухоженные дорожки в скульптурном парке, и проезжие дороги. А Букатинка, к сожалению, осталась в стороне от нормальных дорог и должного внимания со стороны руководящих лиц, ведающих культурой и национальным искусством нашей Украины .
Скульптуры ходили по полю, сидели, лежали, оглядывались, разговаривали друг с другом. Они жили здесь своей жизнью. И все они были очень талантливы. Как оказалось, это были начальные работы старших и младших Алёшкиных.
А начиналось всё так.
Загляните на
страничку Алёшкиных в ФБ, где они так открыто и откровенно делятся событиями своей "отшельнической", но такой насыщенной жизни, своими творческими успехами и творческими успехами своих пятерых детей, своими фотографиями из прошлого.Фотография из архива Алёшкиных.
К сожалению, всех скульптур не охватить и не перечислить, но очень надеюсь, что побываю в Букатинке еще не один раз, потому что очень хочется увидеть, как Алексей Михайлович воплотит свой замысел создать большую скульптурную композицию под названием "Солнечные часы", основным действующим лицом которой будет огромный монолит.
Когда-то этот камень-песчаник стоял или лежал тяжелой, грубой, бесформенной массой. Он жил своей каменной жизнью, - обрастал мхом, ловил лучи жаркого солнца, радовался дождям, которые смывали с него пыль, занесённую ветром из далёких пустынь, грелся под снежной шубой, давал иногда приют птицам, которые распевали на нём свои песни. Но в нём была тайна - тайна времени. Эта тайна распирала его, он знал, что она кому-то очень нужна, но не понимал, как можно её высказать. И вот пришёл человек, положил на него свою большую, натруженную руку, и камень почувствовал, что сейчас он будет освобожден, что у него начнётся новая жизнь. Ведь в нём были и уходящие в небытие века, и гул океана, и шум ветра, и музыка дождя, и щебет птиц, и еще какие-то неясные для него волнения, которые выйдя наружу под умелым и всё понимающим резцом скульптора, создали прекрасную мелодию, которую Мастер назвал "Музыкой вдохновения".
И я почувствовала эту мелодию - мелодию камня. А вы?
Продолжение следует...