Начало
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ.
Сижу в тепле и в уюте городской квартиры и думаю о том, как же сейчас поживает моя милая Букатинка, которую я всей душой полюбила, хотя пробыла там всего-навсего один день. Наверное, подули буйные западные ветры, завьюжило, заметелило и занесло Алёшкинские домики снегом, замело скульптурное поле, покрыло белыми шапками рукотворные и нерукотворные каменные творения.
А тогда был ясный октябрьский день, синело небо, светило неяркое, но всё еще ласковое солнышко, и доброжелательный хозяин умело извлекал звуки из эксклюзивного шаровидного гонга, приглашая нас в музыкально-кукольно-теневой музей-театр.
Итак - переступаем порог музыкально-кукольного театра.
Увиденное ошеломило. Какое же нужно иметь воображение и музыкальный слух, чтобы сперва прочувствовать, а затем "дать жизнь" самой элементарной кастрюльной крышке, казанку, полуказанку, плафону и прочим металлическим изделиям. Да еще и сделать солисткой этого оркестра пластмассовую бочку.
Взяв в руки и поднося к губам трубу странной формы, которая оказалась старинным музыкальным инструментом - сурмой, Алексей Михайлович моментально преобразился и стал похож на грозного языческого Бога. И извлекаемые им трубные звуки соответствовали этому облику, перенося нас в другое, - суровое и тревожное время.
Трубные звуки сменились на ударно-металлические, задевающие другие душевные струны и вызывающие совсем другие ассоциации. Это зазвучали "там-тамы" и "гонги". И это не было какофонией звуков. Это была самая настоящая музыка, которую можно было сравнить, разве что, с разноголосицей колокольного набата, но совсем-совсем другой тональности и другого настроения.
Предвижу ваше пожимание плечами и некоторое недоумение. Потому оставляю при себе мои размышления по поводу музыки и звука. Но добавлю, что совсем недавно к Алёшкиным приезжала группа кинооператоров из Украинской студии хронико-документальній фильмов, которые снимали кинофильм "Первісний авангард" о самых древних украинских музыкальных инструментах. Этот фильм, кстати, уже вышел на экраны кинотеатров. Думаю, что вскоре он появится в Сети.
Алексей Михайлович с Олегом Володкевичем - автором и режиссером картины "Первісний авангард".
Фото
ОТСЮДА В этой же музыкальной комнате когда-то проходили спектакли Театра теней. Меня очень заинтересовал этот Театр. Но, к сожалению, увидеть его в Букатинке не пришлось. Сейчас Театр продолжает свои успешные выступления во Львове под названием
"Театр Теней "DYV" , и руководит им дочка Алёшкиных - Дарья Алёшкина.
В 1982 году молодое семейство Алёшкиных создали в селе Букатинка необычный, даже для города,театр. Назывался он "Театр тени и света "Оберег Мурафы". Артистами были сами Алёшкины и сельские дети. Постановщиками, режиссерами и художественными оформителями, конечно же, были создатели театра. А зрителями - жители окрестных сёл - Бандышивки, Грушки, Вил-Ярузских. Первоначально, конечно же, как всё новое и неизвестное, театр был воспринят с недоумением, но вскоре покорил сердца зрителей и вышел на большую сцену. Выступали в селах, в районных центрах, на фестивалях.Театру было присвоено звание Народного. А затем он переехал во Львов, где является очень востребованным и с триумфом выступает не только в Украине, но и на зарубежных сценах.
А начиналось всё здесь - в Букатинке, вот в этой расписанной хате, с самодельным реквизитом, но с большим желанием знакомить сельских детей с прекрасным сказочным миром. Напомню, что в те времена супружеская пара Алёшкиных работали учителями в местной школе.
Но Театра теней сельским учителям было мало. Они посчитали, что для детей необходимо создать еще и Театр кукол. И он был создан. И также как театр Тени и Света пользовался большой популярностью. Куклы были так оригинальны и неповторимы, что в Киеве, во время фестиваля, неизвестные "поклонники" украли два чемодана кукол.
Но Театра теней сельским учителям было мало. Они посчитали, что для детей необходимо создать еще и Театр кукол. И он был создан. И также как театр Тени и Света пользовался большой популярностью. Куклы были так оригинальны и неповторимы, что в Киеве, во время фестиваля, неизвестные "поклонники" украли два чемодана кукол.
Главным кукловодом и режиссером-постановщиком был, конечно же, Алексей Михайлович. Что он нам немедленно и продемонстрировал. В его руках оказалась кукла "Біда", которая с чувством произнесла свой "бидовый" монолог.
Потом были еще и другие куклы. О чём они рассказывали я совсем забыла, потому что разглядывала их наряды, присматривалась, как Алёшкин-кукловод мастерски двигал руками-ногами своих актёров с помощью обыкновенных палочек и думала - сколько же еще талантов имеет этот энергичный, неистощимый в выдумках и рассказах, человек.
"...Оживить камень, глину или дерево, перенести красоту на бумагу, ткань. Своим движением тел, танцем, пантомимой или игрой кукольного театра показать, что чувствует сердце и какие мысли рождает мозг. Научить ребенка быть счастливым, не погубить улыбку, радоваться, что имеем руки, ноги, глаза, уши...". Из "Обереги над Мурафою".
Музейная хата оказалась с историей. Здесь, в подвале, во времена гитлеровской оккупации прятался еврейский мальчик Рахиль Гутман, которому удалось убежать от немцев, которые гнали еврейские семьи в Ямполь.
Территория, где находится Букатинка, с 1941 по 1944 г.г. входила в состав Транснистрии. Об этом вы можете прочитать в моём
рассказе о селе Яруга, которая находится недалеко отсюда.
Обследуя подвал и подземелья, Алексей Михайлович обнаружил страшные артефакты более давнего времени. Но, думаю, что гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" давным-давно решён букатинским философом и "пустынником".
Если я вам сейчас скажу, что у Алексея Михайловича под собственным домом есть 18-метровый колодец, пробитый в скале и вырытый им собственноручно, то вы мне не поверите. Мало того, в этом колодце есть ниши, в которых Алексей Михайлович медитирует(!). Я сама в это не верила, пока не была приглашена в другой подземный туннель, который начинался в соседнем доме. Пройдя Полупроползя несколько метров, я очутилась в кромешной тьме, и хотя неизведанный мрак манил меня всё дальше и дальше, мне стало ясно, что хочется вернуться назад, чтобы при свете дня осмотреть следующие музеи. Потому прогулка по подземным туннелям была завершена. Но для себя решила, что, даст Бог, еще раз попаду сюда. Ведь очень хочется увидеть звёздное небо, сидя под землёй. А это возможно только здесь, в Алёшкинских подземельях.
Не успев отдышаться от всего увиденного и услышанного, стоим у порога следующего Музея. Судя по нарисованному глечику (кувшину), нам предстоит знакомство с гончарными изделиями.
Обереги, обереги...Но, как оказалось, даже эти обереги не смогли уберечь старинные иконы, которые когда-то были собраны в этом доме-музее. "Любители старины" постарались, - тем более, что двери Музеев всегда были широко распахнуты для всех желающих.
Потому вместо украденных старинных икон поместились иконы-иллюстрации, а дом был превращен в музей керамики и старожитностей. Всё, что мы здесь видим из гончарных изделий, подарено местными жителями и собрано Алёшкиными вместе с учениками во времена экспедиций по родному краю. Сейчас подобные глечики днём с огнём не найдешь. Опомнился народ,- поняли, наконец, какую ценность представляет собой прабабушкина посуда, которая до сих пор сохраняет тепло гончарных рук.
Если у вас будет желание, то Людмила Викторовна и Алексей Михайлович с удовольствием обучат вас всем тонкостям гончарного мастерства. Здесь есть всё,- начиная от гончарного круга и до гончарной печи.
Фотография из архива Алёшкиных. Вся, тогда еще небольшпя семья, занята гончарным творчеством.
Слушаем рассказ Алексея Михайловича. Как оказалось, я совершенно ничего не знала о том, как важна форма гончарной посуды. Например, посуда для воды изготавливалась в форме яйца, с узким горлышком и с ручкой. Для того, чтобы вода в такой посуде всегда была прохладной, в глину добавляли крупный песок. В этом случае стенки готового изделия имели поры, которые давали возможность воде испаряться. А как известно, по законам термодинамики, при испарении, вода охлаждает стенки сосуда. Остаётся спросить - как древние гончары, не зная законов физики, смогли додуматься до этого?...
Для молочного кувшина форма совсем иная. При таком широком горлышке молоко не скисает. Как же я пожалела, что со мной не было блокнота! Сколько интересностей было мной услышано в тот незабываемый день.
Комната напротив - и здесь масса интересного!
Казалось бы, что тут необычного? Подумаешь, плетеные корзинки, деревянные корыта, прялки и прочие, вроде бы, никому теперь не нужные изделия...А так ли это?
В этой плетеной люльке когда-то лежал младенец. Где он сейчас? Кто качал эту подвешенную к потолку люльку? Какие песни при этом пели? Ниточка ассоциаций ведет очень-очень далеко. Работает воображение. Мы видим картины прошлого. И вся обстановка хаты с низким потолком и размалёванной печью способствует этому.
Старинные раритеты... Кто-то давным -давно порубил их на дрова и спалил в собственной печи. А Алексей Михайлович сохранил эту деревянную старину. Потому что она многое может рассказать нам. Тот что слева назывался "зильница", или прощк -"вошебойкой". Сейчас мы даже и не вспоминаем о тех живых спутниках наших предков, которые доставляли им немало дискомфорта. Как же с ними боролись? Ведь кроме головных (пардон!) вшей, были еще и платяные вши. В подобную деревянную ёмкость заливали воду, перемешанную с золой, куда помещали одежду. Говорят, что эффект был на 100%. Просто, но очень действенно.
А следующее "изделие" - старинный улей.
И тут же следует интереснейший рассказ о бортничестве. О том, что каждый пчеловод помечал свои ульи определенными метками и деревянными узорами. Самым большим грехом считалось украсть улей. Подобные же метки давали возможность незамедлительно обнаружить злодия.
А сейчас - вопрос на засыпку. Что означает вот этот старинный предмет, который висит на выключателе? Уточняю - выключатель не при чём!
Любуемся еще раз гостеприимным домиком. Сколько же тепла и позитива в этой росписи!
На территории Алёшкиных есть и живописные развалины. Не сомневаюсь, что в скором времени им тоже найдется применение!
Подходим к следующему Дому-музею.
У входа в комнату - шок. На песчаном полу - две большие змеи и несколько маленьких змеек. В Букатинке к змеям отношение несколько особое. Очевидно, поэтому они и появились в этой хате. Согласно легендам, которые я вычитала в книжке Алёшкиных "Обереги над Мурафою", змеи здесь жили вместе с предками местных жителей испокон веков. Убить змею, а тем более, ужа, считалось преступлением. Потому местные жители обходили их острожно стороной. А змеи их не трогали.
Но самое главное - в "змеиной " комнате можно рисовать песком. Когда-то читала, что психологи в США рекомендовали это занятие для выхода из депрессивных состояний. Не знаю, известно ли Алексею Михайловичу об этом, - да это его и мало волнует. Всё дело в том, что пройдя по всей территории Алёшкиных и заглядывая в каждый Музей, самый-самый большой депрессивный пессимист превратится в самого большого весёлого оптимиста. Потому что превратится в ребёнка и будет с удовольствием выводить песочные узоры, кататься на всевозможных лесенках-канатах, которые нависают под каждым деревом и с удовольствием осваивать практику изготовления керамических горшков.
А вернувшись в место своего жительства, будет искать малейшую возможность вырваться за город, чтобы поискать там какие-либо лесные диковинки, в которых с удовольствием начнёт видеть то, что никогда раньше не замечал. А что может быть лучше и чище такого детского восприятия мира и чистого детского взгляда, не затуманенного нашими взрослыми меркантильными соображениями, И я твердо знаю, что любой человек, побывав в этом удивительном мире, уезжает отсюда со счастливой детской улыбкой, но с вполне определенными взрослыми вопросами, которые будет он теперь задавать себе еще очень и очень долго, - правильно ли мы живём и для чего...
Ах, как много я еще вам не показала и не рассказала. Не повела вас вслед за Алексеем Михайловичем за скалы и на скалы, не заглянула в скальный храм, не послушала, о чем говорит речка Мурафа, не побывала в карьерах, не спустилась в подземелья, не погуляла по селу...
Всё это я оставляю на лето. Потому что теперь у меня есть МЕЧТА, о которой, надеюсь, вы уже догадались.
Уезжала я из Букатинки вся переполненная разнообразными впечатлениями. Мне казалось, что я побывала не в глухом, вымирающем селе, а в Культурном центре. Но почему казалось? Я, действительно, побывала в центре Искусств. Здесь были и Живопись, и Скульптура, и Народное творчество, здесь были Театры, здесь я узнала много нового об истории моей Украины, здесь я получила ответ на многие вопросы, которые меня волновали. И всё это благодаря семейной паре, которая всем своим долгим жизненным путём доказала, что жить полноценной жизнью, растить талантливых детей и творить мудрое, доброе, вечное можно везде и при любых условиях.
Но дано это не всем. ЛЮБОВЬ и СВОБОДА. А еще - большая работа ДУШИ, и ВЕРА в то, что избран правильный путь.
Счастливого вам пути, уважаемые Алёшкины!