Я давно мечтала попасть сюда. Манила к себе личность скульптора и философа Алексея Михайловича Алёшкина. Хотелось поближе познакомиться с его женой - скульптором и художницей Людмилой Викторовной Алёшкиной (Сафо). По предыдущим встречам в Буше, я знала, насколько это неординарные личности, но попасть в Букатинку, где они живут уже около 40 лет, мне никак не удавалось. И вот - свершилось!
Мой рассказ будет долгим, потому что уложить в один пост всю многогранность этой творческой семьи просто невозможно. И хотя не знаю, удастся ли мне передать те впечатления и чувства, которыми я наполнена по сегодняшний день, - всё равно - начинаю своё повествование.
Село Букатинка, Чернивецкого района, Винницкой области Украины находится в 15 км от села Буши, где я в очередной раз остановилась в
Усадьбе на скалах. Был прекрасный позднеоктябрьский день, когда мы выехали из Буши на трассу Могилёв-Подольский - Ямполь. Дорога была почти пустынна и сравнительно проезжа. Справа-слева мелькали лиственно-орехово-яблочные посадки, тронутые первыми ночными заморозками. Автотрасса то взбиралась наверх, то спускалась с пригорка. Я знала, что меня ожидает интереснейшая встреча и мысленно перелистывала прочитанную книгу "Обереги над Мурафою", написанную талантливым семейством Алёшкиных. В наше прагматичное время очень трудно понять, как можно променять квартиру, мастерскую и карьеру в столице на жизнь в глухом селе, которое даже не всегда обозначается на карте Украины.
Что двигало молодожёнами, только-только окончившими художественные ВУЗы в Минске и в Киеве, в далёком 1978 году, когда они решили навсегда поселиться в Букатинке? Романтика? Желание превратить село в центр народного творчества? Поиски Свободы? Жизнь в полном единении с Природой? Или уверенность в том, что смогут нести людям мудрое, доброе, вечное? Прошло почти 40 лет. И ведь всё это сбылось! Да еще и вырастили пятеро (!) детей, которые, выпорхнув из Букатинского гнезда и разлетевшись по Украине, стали художниками и скульпторами.
Асфальто-бетон сменился на брусчатку. Когда-то эти земли принадлежали польским и украинским помещикам, которые здесь жили, и нещадно эксплуатируя местное население,(что вызывало постоянные сельские волнения), всё же заботились и о благоустройстве дорог, и о культуре земледелия, и о народном просвещении.
(Вообще-то нужно отметить, что если сельские дороги заставляют желать лучшего, то поля, мимо которых мы проезжали, вспаханы, ухожены или же засажены молодыми садами. То есть есть надежда, что сельская жизнь в Украине возрождается).
Вскоре брусчатка закончилась и начались сёла: Бандышивка, Оленивка, Грушка...
Между прочим, в 18-19 веках село Бандышивка постоянно перекупалось состоятельными помещиками, среди которых был князь Евгений Витгенштейн. Он даже выписал в 1835 году для местной церкви из Петербурга иконостас. Очевидно, он был родственником известного военачальника, генерала -фельдмаршала Петра Христиановича Витгенштейна, который, выйдя в отставку, жил недалеко, в селе Каменка. Разводил там виноград, из которого изготавливал свой фирменный коньяк. А еще в этом селе жила родственница Михаила Юрьевича Лермонтова. Ходили слухи, что в её альбоме хранились неизвестные стихи поэта. Прослышав об этом, сюда приезжал Ираклий Андронников, которого я очень уважаю. Нашел он стихи, или нет - история умалчивает, но к Алёшкиным она имеет прямое отношение, так как эти сведения я почерпнула из их книги, т.е. они являются еще историками и краеведами.
В селе Грушка, которое названо так из-за обилия груш, растущих в местном лесу, пришлось остановиться. Так как невозможно было проехать мимо несказанной архитектурной красоты. Церковь начали строить в 1905 году по проекту архитектора Иванова, который жил в этом селе. Строили местные умельцы из местного камня. Камень шлифовали и обрабатывали так, что при строительстве не применялся раствор. Рядом стояла 40-метровая колокольня, взобравшись на которую можно было увидеть Могилёв-Подольский. Но увы...Теперь можно только представить, какой она была красоты. В 20-х годах колокольня была разобрана, и из неё построили сарай....
Я долго припоминала, где я могла видеть эту церквушку. Потом вспомнила - это была графика Людмилы Алёшкиной всё в той же книге "Обереги над Мурафою".
А потом начался лес. Когда-то здесь, в этом лесу, размещался известный пионерский лагерь, который, похоже, сейчас постепенно разрушается и приходит в полное запустение из-за отсутствия пионеров, а также желания и средств сохранить то, где когда-то дети отдыхали и учились уму- разуму Теперь автобусы везут детей к Алёшкину, который с удовольствием и за просто так занимается воспитанием подрастающего поколения.
Лес сменился кустарниковыми зарослями. Дорога становилась всё уже и уже. Хуже и хуже. Колёса видавшего виды "Мерседеса" "Москвича", периодически пробуксовывали. Но я была абсолютно спокойна, так как за рулём сидел опытный водитель - Виктор Михайлович, хороший знакомый Алёшкиных. В его усадьбе я впервые и познакомилась с их творчеством.
Попав в очередную яму, Виктор Михайлович сердечно произносил одну и ту же фразу:"Чтоб наши депутаты на работу и с работы ездили по таким дорогам..."
И вот, наконец-то мы подъехали к капитальному мосту, построенному всё из того же местного камня, всё теми же местными умельцами.
Мост был построен в 1928 году. Проектировал его прапрадед Людмилы Викторовны инженер Поплавский.
Речка Мурафа. За ней наша цель - село Букатинка. Но не сказать несколько слов об одной из самых живописных речек Приднестровья, просто не могу. В её красоте я убедилась еще в Буше, неоднократно любуясь её, то быстрым, то медленным течением; живописными берегами, порогами и "джакузи", окруженными островками с зарослями речной мяты. Мурафа - самый большой левый приток Днестра, её длина - 163 км. С одной стороны реки - лес, с другой - степные участки на гранитах, песчаниках, известняках и меловых отложениях. А еще мне рассказал Виктор Михайлович, что на реке Мурафе была построена, одна из первых в дореволюционной России, гидроэлектростанция.
Переходим через мост. И - сомнений нет! Мы в Букатинке!Чувствуется рука Алёшкина.
1604 год - первое упоминание о поселении с названием "Бокотинцы". Но этот край был заселен очень давно. "Здесь находят множественные природные, архитектурные, культурные памятки эпохи палеолита, мезолита, Буго-Днестровской, Трипольской культур, неолита, времен славян, древнерусского периода, казацкой славы."
"В 1985 году здесь проходил Всемирный съезд геологов. Съехались ученые со всего мира: из Америки, Австралии, Африки, Азии, Европы, чтобы посмотреть уникальное явление - как образовывалась окаменелая земная кора поверхности нашей планеты и изучить слои, которые не были перемещены катастрофами и катаклизмами, как на других материках"."Обереги над Мурафою".
Вот в какое уникальное место мы приехали!
Въезжаем в село. Читаем черным по белому - Букатинка. Осматриваемся. Дорога из камня, каменные дома, каменные сараи, каменные заборы перед домом - везде камень. Именно этот уникальный камень-песчанник оказался тем "краеугольным камнем", который стал судьбой старших Алёшкиных.
Когда-то Букатинка была одним из центров каменотёсного искусства. Здесь существовала артель каменотёсов высокого профессионального уровня. В 1916 году этим промыслом в Букатинке занималось до 350 человек. Издавался каталог изделий из камня, которые возили по окрестным сёлам, городам, в Бессарабию, на Волынь, в Киев, в Южнобережную Украину и даже в Вену. В основном это были изделия, необходимые в повседневной жизни: точила, жернова, поилки для скота, корыта, столы, столбы-слупы, . кресты, надмогильные плиты, заказные памятники, обрабатывали камни для строительства домов...Но пришёл "научно-технический прогресс", появился цемент, началось массовое производства по шаблону, и постепенно каменотесный промысел, как уникальное промышленное и народное творчество, пришёл в полный упадок.
Сохранение бесценных каменнотёсных традиций и оставшихся предметов этого древнего промысла и искусства было одной из причин того, что Алёшкины избрали местом своего постоянного жительства именно Букатинку.
Вот такими они были, Алексей и Людмила, в те далёкие восьмидесятые, когда начали свой совместный путь, усыпанный не розами, а самыми настоящими терниями в том райском шалаше, вернее, полуземлянке с соломенной крышей, которая была их первым домом, качая люльку, собственноручно сплетенную из лозы, в которой росло их будущее; на той стежке к реке Мурафе, по которой приходилось в любое время года несколько раз в день спускаться и подниматься с полными вёдрами воды;...Но, наверное, это был, действительно, рай в шалаше, потому что была ЛЮБОВЬ и была СВОБОДА творчества, и было прекрасное будущее, полное надежд на мудрое, доброе, вечное...
Фотографии из архива Алёшкиных.
И прошло много-много лет...
И Алексей Михайлович, всё такой же бодрый, целеустремлённый, полный всевозможных задумок и творческих планов, уже бежит навстречу, доброжелательно приветствуя наш приезд!
Я знала, что мне предстоит сейчас увидеть. Шесть музеев украинской традиционной культуры, размалёванные хаты, парк скульптур, театр теней, кукольный театр, гончарную мастерскую, подземные ходы и еще множество всяческих диковинок и интересностей, созданных и сохранённых любовью и умелыми руками этого удивительного человека и его верной спутницей, родившей здесь троих сыновей и двух дочерей.
На груди у Алёшкина знак - Рыбы. Знаю, насколько символично его творчество. Не знак ли это для меня, что лучше, как та обратная рыбка, повернуть назад? Ведь я понимаю, а сейчас особенно ясно чувствую, что сюда нужно приходить не с праздным любопытством, а только с чистыми помыслами, не замутнёнными собственной гордыней и всяческими суетными и меркантильными мыслями; с душой, свободной от тревог и неурядиц личной жизни.
Словно читая мои мысли и сомнения, Алёшкин обнимает меня, и я, уже переполненная любовью к тому, что сейчас увижу, захожу на Территорию Любви и Свободы.
Передо мной - большое поле, обрамлённое с одной стороны зубчатой кромкой дальнего леса. Вдали - дом Алёшкиных, который они построили собственноручно. Дом расположен на четыре стороны света и разрисован соответствующими картинами. К нему мы подойдём попозже. А пока - осматриваюсь. Недалеко круг из столбов, чем-то напоминающий Стоунхэндж. Это Букахэндж - потому что - БУКАтинка. Алёшкин увлеченно рассказывает о его назначении, но я растеряна, и не знаю, на что смотреть в первую очередь.
И вот - первый Музей народного украинского творчества и быта. Напомню, у Алёшкиных - шесть хат. Некоторые из них были подарены односельчанами. Что сделали бы из них предпринимательные особы? Конечно же, помещения для туристов, как это делается в соседней Буше. Ведь Зелёный туризм становится всё более и более популярным и "денежным" в этих местах. А Алёшкины превращают эти покосившиеся хаты в арт-объекты и делают из них Музеи.
До недавнего времени Алексей Михайлович преподавал в местной школе историю, право и физкультуру, а Людмила Викторовна вела рукодельный кружок и учила школьников рисованию и труду. Но за неимением необходимого количества детей, школу в Букатинке закрыли со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями для Алёшкиных. Но тем не менее - посещение этих Музеев абсолютно бесплатное.
Всё стены собственных хат Алексей Михайлович расписывает, характерным для его творчества орнаментом. Здесь прослеживаются Трипольские, Подольские и Древнеславянские мотивы.
"Мы ленивы и не любопытны"... - сказал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, путешествуя в Арзрум. А разве эта крылатая фраза не актуальна и по сей день? Согласитесь, вот вы сейчас скользнули взглядом по этой размальованной хате и даже не задумались о том, что могут означать эти странные, на первый взгляд, рисунки. А ведь это - целый мир символики, который предлагает нам Алёшкин, чтобы мы заглянули в души наших предков. Ведь разве не интересно понять, - чем жили они, чем дорожили, чего боялись, к чему стремились. Яйцо, круг, змей, крест, свастика...Всё это - приветы нам из глубины тысячелетий. Поищите в Интернете, в литературе - и вы сможете читать эту полуразвалившуюся, но сохраненную хату, как открытую книгу. И мир для вас станет шире и интереснее. Ведь познание - это тоже один из смыслов нашей жизни на этой Земле.
Зайдём в первый Музей.
Мои постоянные читатели знают, как я люблю музеи. Сколько же их я перевидала за всё время моих путешествий. Но здесь, у Алёшкиных, музеи особенные. Это не простое нагромождение артобъектов, которые и экспонатами назвать язык не поворачивается. Здесь - тепло и просто. И каждая вещь просит - посмотри на меня, возьми меня в руки, разгляди меня как следует, подумай - я ведь так много могу тебе рассказать.
В этой комнате собраны в основном работы Людмилы и её талантливых детей. Напомню, что здесь много символики, которая предполагает включение воображения и душевную работу, о которой мы совершенно забываем в нашем современном, компьютерном мире, где всё так легко и просто даётся, стоит только освоить, где, что и какую клавишу нужно нажать.
Эх, хотелось бы мне показать всё, что есть в этом Музее, ведь фотографировать у Алёшкиных можно абсолютно всё. И вам за это еще будут благодарны. Но понимаю, что на этот раз пора закругляться. Хотелось бы, чтобы вы немного "переварили" всё, что сейчас увидели. Потому заглянем еще в соседнюю комнату и закончим на сегодняшний день.
Доброжелательный хозяин уже сидит у порога и наигрывает нам на окарине, изготовленной собственноручно.
А знаете ли вы, что такое окарина? Это древнейший духовой музыкальный инструмент, появившийся около 12тыс.лет назад. Окарину также называют глиняной флейтой. А в Украине ласково зовут зозулькой.
Алёшкины изготавливают керамические окарины всевозможных форм и расцветок. У каждой окарины своё собственное звучание. И всё это можно проверить своими собственными "духовыми" силами.
Назначение прочих серых предметов не знаю. Вижу змейку, свернувшуюся в клубочек. А рядом - может быть, её гнездо с отложенным яйцом. Представляете, как здесь интересно детям, как могут здесь они развивать своё воображение, и какие сказки они могут нафантазировать под руководством мудрого Алексея Михайловича.
Да и не только дети приезжают сюда. На днях из города Бар волонтёры привозили 27 человек из дома престарелых. Восторг дедушек и бабушек был неописуем. Экскурсия закончилась чаепитием с песнями под гармошку. А Музей музыкальных инструментов, который у Алёшкиных также имеется, я вам обязательно еще покажу.
А как хороши всевозможные расписные кувшины-глечики, которые изготавливаются в гончарной мастерской. Для всех желающих Алёшкины проводят мастер-классы. Многие экспонаты музея выполнены детскими ручками в кружке, который вела Людмила.
.
Последнее ноу-хау Людмилы - роспись черепов животных.
Череп животных - это древний славянский оберег. Согласитесь, что создание подобного требует большого художественного вкуса, мастерства и знания . А если учесть, что на расписном черепе много древнеславянских символов, то по нему можно изучать быт и верования тысячелетнего прошлого.
В Музее, который мы осматриваем, сохраняются вытынанки, сделанные Дарьей Алёшкиной, - талантливой дочерью талантливых родителей.
Посмотрите на эту очаровательную женщину с букетом цветов, представляющую свои работы на Выставке вытынанки во Львове. Разве можно поверить, что Дарья Алёшкина еще и талантливый скульптор. И руководитель известного театра теней "Див"..
И при всем при этом они с мужем воспитывают троих детей - Росаву, Вакулу и Энея - внуков Алёшкиных..
Фотографии
ОТСЮДА. Все дети Алёшкиных очень талантливы. О них и о многом другом я вам расскажу в следующий раз. И уверяю, что вы увидите и узнаете еще много-много интересного о жизни и творчестве удивительной семьи Алёшкиных, живущих в маленьком украинском селе Букатинка на скалистом берегу речки Мурафа, где они творят и приносят радость познания людям.
Использовала собственные фотографии и внимательно читала книгу Алёшкиных "Обереги над Мурафою, або душа Букатинського каменю".