Еще недавно я был довольно равнодушен к этому фильму - кроме детских воспоминаний о ночной погоне и падении грузовика в реку с ним ничего не связывало. Признаюсь, картины брежневского времени (за очень редким исключением) вызывают у меня скорее отторжение, чем интерес и сочувствие.
В "Месте встречи изменить нельзя" так и сквозят семидесятые, спокойные, немного наивные и достаточно благополучные. Больше половины типажей явно оттуда, а отнюдь не из победного, но голодного и сурового сорок пятого. И все же фильм сделан на редкость добротно и крепко, без столь частого в те годы разгильдяйства, пренебрежения деталями и увлечения разного рода дешевыми эффектами.
Планов сделать разбор этой картины у меня поначалу не было. С одной стороны, мне казалось, что этот вопрос уже достаточно изучен, с другой - несколько смешно разбирать фильм, специально маскирующий пейзажи под другую эпоху. С "Операцией Ы" - киногимном шестидесятых - в этом смысле было гораздо проще.
Краеведческая мысль заработала только тогда, когда я неожиданно для себя опознал место, где снималась сцена поимки Кирпича. Трамвай с героями и массовкой ездил точно там же, где катались и влюбленные Шурик с Лидой - то есть на 1-м Сельскохозяйственном проезде, у трамвайного депо имени Баумана.
Жеглов и Шарапов уже не в первый раз проезжают мимо домика у трамвайного депо имени Баумана. В кадре видна красно-белая телефонная будка семидесятых годов.
Заинтересовавшись, я залез на
сайт, посвященный фильму (в настоящий момент, кстати, он почему-то не фурычит), и понял, что опознано и разобрано в этой картине далеко не все. В частности недостаточно тщательно разобрана даже одна из самых знаменитых сцен фильма - погоня за Фоксом. Итогом моих краеведческих штудий стала длинная подборка скриншотов с комментариями:
Трамвай
На экране
трамвай КМ №2170. Роль Сокольников играют служебные пути у депо имени Баумана на ВДНХ.
Трамвайный маршрут №29 не ходил в Сокольниках с 1919 года. В 1945 году он курсировал от Михалково до Марьиной рощи.
Газета "Московский большевик" с 1950 года и по наше время называется "Московская правда".
Жеглов и Шарапов в трамвае. За окном домик у депо, в переделанном виде сохранившийся и по сей день.
Домик в наши дни. В 1990-е годы здесь размещался замечательный музей московского городского транспорта, угробленный лужковским монорельсом -
http://museum.ruz.net/.
За окном виден еще один путь слева от трамвая - на пассажирских линиях Москвы такого нет.
Когда Кирпича схватили, трамвай снова проехал мимо домика у депо.
Кирпича выводят из трамвая. На заднем плане - построенная в начале 1960-х типовая хрущевская пятиэтажка, хорошо заметная на кадрах "Операции Ы".
Она же в наши дни.
Это же место в "Операции Ы".
1-й Сельскохозяйственный проезд в 2007 году.
"Нет у вас методов против Кости Сапрыкина!". В милицию Кирпича вели 7 километров пешком до Садовой-Сухаревской улицы. Столько же пришлось пройти и потерпевшей…
Садовая-Сухаревская ул., 5. Отделение милиции помещается в прекрасном памятнике стиля модерн -
особняке Правдиной.
Ошибки и недочеты:
Театральный проезд. Киношный прожектор в стекле машины в самом начале первой серии. Приглядевшись к дальнейшим кадрам можно заметить, что лицо Шарапова немного подсвечено.
Хоть режьте меня, но этот плакат - киношная халтура. У настоящих послевоенных плакатов манера изображения не была такой условной. Снято это у
памятника первопечатнику Ивану Федорову, чуть позже Шарапов будет встречаться там с "фальшивой Аней".
vadimych_m_k Насчет халтурности плаката - верно подмечено, в такой манере оформлялись воинские части силами самодеятельных художников-срочников (да и до сих пор, по-моему, оформляются). Американский флаг из глубокой древности - 24 звездочки всего:)))
Портрет Сталина на лестнице тоже какой-то липовый.
Шарапов смотрит моду. На заднем плане - характерный для 1970-х ларек мороженного с пластиковой облицовкой стен.
Не соображу, что это за место - может не Москва, а Одесса. На заднем плане отчетливо виден "Уазик".
mr_fix Прудов в Одессе в те года было два. И это ни один из ниx, точно. :)
lyama а может это в Лефортово? там раньше был какой-то мостик на остров с танцплощадкой. А за оградой - Яуза. впрочем, не уверен (не помню этого места в фильме).
la_rochelle_ Кстати, о прудах. Моя мама, выросшая в Лефортове, говорит, что на Лефортовском пруду был такой настил. и забор вдали похож на ограду Лефортовского парка.
zabyg17 Скорее всего, это действительно
пруды в Лефортовском парке.
mitia_baban Это на 100 проц Лефортово. Я там рядом жил и помню это место.
Одна из самых "семидесятнических" сцен в фильме.
За спиной у Шарапова типичная розетка 1970-х годов, в моей родной чертановской 12-этажке именно такие устанавливали.
Анонимно Не уверен насчет 70-х, точно такие же стояли "от рождения" в нашей пятиэтажке 1964 года постройки, а аналогичные розетки, но для открытой проводки, встречались мне и 1955 г.в.
Станция "Лосиноостровская" - вообще полный аут. Надпись поздняя, подвижной состав - довольно современные на тот момент электрички Эр-2. Уж лучше б за колоритом хотя бы в соседние Мытищи съездили.
borisson С Лосинкой и в самом деле халтура вышла: уж прямо нельзя было составы отогнать. И потом: там на заднем плане в какой-то момент (если всё правильно помню) мелькало здание диспетческой (1970-е гг.), а допотопная башня красного кирпича явно заброшена, хотя после войны наверняка довольно активно использовалась.
Вагоны-холодильники с пугающей достоверностью воссоздают атмосферу железнодорожной станции первых послевоенных лет.
Шарапов у живорыбного вагона. "Теплушка" с кондукторской площадкой тоже будет поздняя…
Разные пейзажи
"Фердинанд" во дворе Петровки, 38, выходящем во 2-й Колобовский переулок. Конструктивистского корпуса на заднем плане больше не существует - сейчас на его месте
автостоянка. Здесь же видна кабина какого-то "Студебеккера" - уж не Фокс ли на нем ездил?
trolleybassist С точки зрения ляпов самый большой, на мой взгляд, автобус "Фердинанд". В фильме снимался мосфильмовский новодел на шасси ЗиС-5, имитировавший автобус ЗиС-8 (строился на удлиненном шасси). Настоящий "Фердинанд" должен быть на шасси армейского грузовика Опель Блитц (молния) и должен был выглядеть вот так:
http://www.ljplus.ru/img4/t/r/trolleybassist/Resize-of-opel-blitz.jpg Сцена поимки Маньки-Облигации снималась у ресторана "Поплавок" на Якиманской набережной. На заднем плане видна вывеска "Ремонт пишущих машин" на доме №10, появившаяся здесь в шестидесятые-семидесятые годы.
В 1990-е годы рядом с этим местом построит свою резиденцию олигарх Александр Смоленский (банк "СБС-Агро"). В 2000 году тут разместится предвыборный штаб Путина.
Шарапов ждет Варю. Не уверен на 100 процентов - кино ведь хитрая штука :) - но похоже что это старая застройка на площади у метро "Сокольники". Кусок вывески в левой части кадра действительно 1940-х или 1950-х годов.
conservateur Плакат папирос "Дели" Ленинградского Табактреста - копия рекламы не 40-х, а 20-х годов. В 40-х и стилистика была другой, и табактреста не стало (были Наркомпищепром или Министерство пищевой промышленности).
Вывеска "Хозяйственный" на стене одноэтажного домика явно поздняя, хотя сами дома очень колоритные.
morskaya_swinka А я ещё застала эти дома старые в Сокольниках, которые были на месте всех этих домов справа и слева от метро, что сейчас стоят. В них ещё были в полуподвалах магазины.
Павильон метро "Сокольники", украшенный флагами. Двери в метро уже не "родные", а брежневские.
Чего-то я не соображу, какой был в сентябре-октябре советский праздник. Или победу над Японией праздновали, или киношники перестарались…
pasifico Может 1 сентября? Там, вроде бы, дети с шариками…
Варина квартира находилась в доме №12 по Суворовскому (ныне Никитскому) бульвару, построенному в 1910-е годы. Слева видна желтая стена усадьбы Луниных (кон. XVII - нач. XVIII вв., арх. Д.И. Жилярди) - нынешнего Музея народов востока.
Дворы-колодцы соединенные арками - это тоже дом №12 по Никитскому бульвару.
Шарапов встречается с "фальшивой Аней". Снова памятник Ивану Федорову, в одном из окошек виден кондиционер.
sdobry Это не кондиционер, а оконный осевой вентилятор, насколько я рассмотрел на приведённом стоп-кадре. Такой легко мог быть в окне какой-нибудь мастерской или прачечной.
Скамейки тоже уж никак не тридцатых-сороковых годов.
Ступени кинотеатра, построенного в 1950-е годы по типовому проекту арх. И. Жолтовского. В Москве их три: давно закрытый "Буревесник" на Добрынинский"; сожженная минувшей весной "Слава" на шоссе Энтузиастов и благополучно действующая "Победа" на Абельмановской улице.
Кинотеатр "Победа" на Абельмановской улице в наши дни.
Булочная. Судя по рассказам, эта сцена действительно снималась у настоящей булочной в Сокольниках. Увы, я оказался в этом районе уже после волны сносов и этого дома не застал.
cema: Прекрасно помню булочную в Сокольниках. Снимали там, подтверждаю.
stray_cat_mary Наша бывшая булочная в Сокольниках :)
Я её почти не помню, но бабушка ещё говорила, что мы с ней туда ходили (и про кино говорила - снимали, она видела).
vovagreek В детстве (с 4 до 6 лет) я жил на улице Короленко в старом надстроенном доме. Булочную на углу помню крайне отчетливо - там мне сладости покупали, особенно дефицитную 40 лет назад соломку к чаю в синих коробках.
vvagr Последняя память осталась. Там ещё боковой вид, его хватают около подвального разгрузочного люка. Как оттуда хлебом пахло!
Какая-то живописная подворотня. Может кто-то опознает?
Еще одно непонятное место: мощенная брусчаткой дорога, какие-то руины и брежневский подъезд с козырьком. Роль бандитского хлебного фургона исполняет типичная хлебовозка семидесятых годов на шасси ГАЗа-53.
trolleybassist Часть эпизодов в погоне во дворах снималась в Одессе.
nicolya Мне это место ужасно напоминает какой-то из спусков, ведущих к одесскому порту - Польский или Деволановский. Там точно так же фонари висят на протянутых наискось растяжках:-)
maks1777 Это Деволановский спуск, никак не Польский.
(Анонимно) Хлебовозка была взята из города Ромны Сумской области Украины. Она стояла на постаменте перед автобазой на Засулье. Мой папа работал тогда на той автобазе.
trolleybassist Я больше доверяю этой информации из статьи:
"Я взял машину нашей съемочной группы и отправился на ней колесить по Москве: вдруг попадется на улицах подходящий агрегат... Ездили-ездили, наш водитель наконец не выдержал и спрашивает: «Валентин Олегович, что же мы все-таки ищем?». Объясняю ему про хлебовозку, а парень вдруг вспоминает: «Я раньше работал на хлебозаводе №1, там во дворе была как раз такая машина - ее в качестве памятника на пьедестал взгромоздили...». Ну давай, говорю ему, скорее вези на хлебозавод!
"Приехали. Смотрю: действительно стоит старенький «газик»-хлебовозка на постаменте, и табличка приделана: «Этот автомобиль в годы войны развозил хлеб в прифронтовой Москве». Я к директору, но секретарша говорит, что шеф в отъезде. Пришлось вести переговоры с заместителем. Объяснил ему ситуацию, попросил разрешения взять фургончик на несколько дней для съемок. Замдиректора - в нерешительности: ну как же вы будете его в кино снимать, если ГАЗ не на ходу, у него даже двери кабины заварены! Да и спустить машину вниз с постамента сложно будет... Пришлось продолжить уговоры, а своего водителя я уже на улицу послал - поймать какой-нибудь проезжающий автокран. Когда это удалось и кран уже у ворот стоял, заместителю директора деваться было некуда - разрешил забрать хлебовозку".
zabyg17 А может это два разных фургона были? Один для московских съемок, другой для одесских.
trolleybassist Ты же сам написал, что в Одессе был ГАЗ-53. А то, что при аврале везли в Москву машину с Украины, мало верится. Кроме того, я видел фото московской машины на постаменте. Например, оно есть в книге Шугурова.
Магазин на углу Малой Полянке и Бродникова переулка. Вывеска "Продмаг" киношная - на самом деле здесь был хозяйственный. Сейчас весь квартал снесен, на его месте сооружается какой-то дешевый новодел.
trolleybassist Это в корне неверно. Хозяйственный там открыли в 90-е годы. До этого всегда был овощной, состоящий из двух отделений. Уж поверь мне, как старожилу! сам там неоднократно овощи покупал, и школьники из нашей школы там одно время практику проходили на подсобных работах.
Зады магазина снимались
во дворе дома №5 по Яузской улице. На заднем плане видна прекрасная барочная колокольня церкви Троицы в Серебряниках.
Сейчас на этом месте автостоянка
retromoscow Не столько автостоянка, сколько шиномантаж.
"Фердинанд" с Шараповым выезжает из района фабрики "Красный Октябрь" - с Берсеневского переулка на Болотную набережную.
Болотная набережная и "трамвайная" электростанция.
Якиманская набережная. Грустный Шарапов на фоне стрелки Москва-реки и Водоотводного канала. Между тем ему радоваться нужно - там еще нет церетелиного "Петра-Колумба".
Болотная набережная. Из роддома Шарапова снова повезли на "Красный Октябрь" и уж только потом на Суворовский бульвар к Варе.
Болотная набережная. Сейчас на этом месте построили пешеходный мост.
Погоня за Фоксом.
Честно говоря, никак не соображу, где это снималось. Похоже на переулки в районе между Мясницкой и Покровкой или на окрестности Сретенки.
boddhi Это Малая Ордынка. Знаю, потому что окна дома выходили на эту улицу, и мы всей семьей наблюдали за съемками фильма. А сейчас большинства этих домов нет - на их месте здание СУАЛа.
На домике слева видна вывеска "Прием в стирку".
Большой Черкасский переулок в Китай-городе. Вид в сторону Ильинки.
Трубная улица: вид от Большого Сухаревского переулка. На заднем плане видны белые 12-этажки на Троицкой улице.
Во дворах в Большом Черкасском переулке.
Выезд в Большой Черкасский переулок из арки дома №7.
Какая-то арка. По переулку едет грузовик ЗИЛ-157 - дублер "Студебеккера". Подробнее об автомобилях-участниках съемок можно прочитать
здесь.
ordnas Позволю себе высказать одно сомнение. "Двойник" Студера - это разве не ЗиС-151? Для 157-го колеса как будто бы маловаты:
http://www.gruzovikpress.ru/article/history/2006_02_A_2006_04_19-12_40_37/img/tab2.gif Андроньевская набережная. На заднем плане - обезглавленная церковь Сергия в Рогожской.
Золоторожская набережная. Жеглов-Высоцкий целится в "Студебеккер" Фокса. На заднем плане завод "Манометр" на Сыромятнической набережной с новым бетонным корпусом.
air_jamaica На заднем плане не "МАНОМЕТР", но "ПЛУТОН". Хотя это не принципиально.
Андроньевская набережная. Оба автомобиля неведомым образом перенеслись на полкилометра назад - в аккурат под стены древнего Андроникова монастыря. На заднем плане снова церковь Сергия в Рогожской.
"Студебеккер" с застреленным водителем проколесил по городу еще четыре с половиной километра и бросился в Яузу на Рубцовской набережной между Электрозаводским мостом и мостом Казанской железной дороги.
trolleybassist Кстати, еще одна нестыковка: светофор на ЖД современного типа. В 45-м году это должен быть семафор, ну, в крайнем случае, светофор совершенно другого типа. Да и электрификация ЖД под вопросом, особенно, на современных опорах и изоляторах.
raznoyx Как позавчера вспомнила моя бабушка, она видела, как вытаскивали рано утром сей автомобиль рядом с Электрозаводским мостом из Яузы, когда она шла на работу.
Итогом же этого разбора деталей может быть единственный вывод: применительно к "Месту встречи" цепляться к мелочам - занятие пустое и никчемное. Где-то получилось воспроизвести атмосферу сороковых годов, где-то нет - не все ли равно? Несмотря на помарки, фильм смотрится как единое целое и по праву входит в золотой фонд нашего кино.
Ссылки по теме:
http://privratnik.livejournal.com/291035.html - еще один подробный разбор "Места встречи".
http://ru.wikipedia.org/wiki/Место_встречи_изменить_нельзя_(фильм) - Статья в Википедии о "Месте встречи"
hitch_hiker Еще один подробный разбор фильма (там, правда, больше о моде, чем об архитектуре) -
http://zina-korzina.livejournal.com/224816.html http://zabyg17.livejournal.com/116339.html - Разбор деталей "Операции Ы" (часть I).
http://zabyg17.livejournal.com/116666.html - Разбор деталей "Операции Ы" (часть II).