Скорость, хаос и отношения между высшими ценностями

Mar 04, 2019 13:24

В 20 веке было сделано два величайших открытия, каких, согласно имеющимся у нас сведениям, не делалось чуть менее двух тысяч лет. Эти открытия никак не связаны ни с медициной, ни с полётами в космос, ни с ядерной энергией, ни с военной техникой, ни с сельским хозяйством, ни с транспортом или связью. Они связаны с тем, ради чего всё это делается. Применимость этих открытий, конечно же, может вызвать самые яростные споры, но само их наличие внушает колоссальную надежду.



Roman Bahr, Cosmic Whirl
Скорость и хаос были открыты как конечные цели (высшие ценности) человеческой жизни. Разумеется, человечество знало об этих эйдосах давным-давно. Скорость в применении к человеческой жизни, например, фигурирует уже в некоторых версиях знаменитого выбора Геракла. Но они выступали в качестве просто ценностей или даже антиценностей, как, например, хаос, а тут возникло осознание, что они могут быть именно высшими, предельными ценностями, ради которых всё.

Такой путь - из промежуточных целей (инструментальных ценностей) в конечные (высшие) - осуществлялся и ранее. Например, дхарма (исполнение долга) рассматривалась как средство или ступень для осуществления мокши (единения с сущим). И только Иисус Христос своей жизнью и проповедью показал, что помощь ближнему может быть осмыслена как деятельная любовь, являющаяся самоценным смыслом человеческой жизни и вообще всего бытия.

Напомню, что первооткрывателем скорости как смысла жизни стал Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выразивший всё в “Манифесте футуризма” (Manifesto del Futurismo) 1909 года (это уже потом, через 10 лет, он присоединился к фашистам). Что такое скорость в приложении к человеческой жизни? Это насыщенность жизни событиями. “Жить быстрее” значит жить более бурно и ярко, пережить множество как можно более масштабных событий, неважно каких по знаку. "Live fast, die young, and have a good-looking corpse” - фраза из книги американского писателя Уилларда Мотли (1909-1965) “Стучись в любую дверь” 1947 года и одноимённого фильма 1949 года стала девизом всей молодёжной культуры нескольких последующих десятилетий, включая панк- и рок-движение.

Хаос как смысл жизни впервые задан в книге Грега Хилла (Макалипса Младшего) и Кэрри Венделла Торнли (Лорда Омара Хайама Равенхурста) Principia Discordia (1963), что положило начало дискордианству. На основе этой ценности примерно в 1974 году возникло и другое движение - “магия хаоса”, развивающая идеи оккультиста Остина Османа Спейра (1886-1956). Что такое хаос в приложении к человеческой жизни? Это её непредсказуемость, насыщенность неожиданностями, сюрпризами, опять-таки любого знака.

Любые высшие ценности (конечные цели) могут тактически противоречить друг другу - просто потому, что они разные. Собственно, возможность столкнуть ценности является признаком, благодаря которому мы можем понять, что они различаются. Например, порой можно услышать, что между самореализацией и социальной гармонией нет разницы. Но благодаря тому, что мы можем представить ситуацию, когда человек должен сделать выбор - интересы дела или карьера, мы легко можем понять все различия. В любой момент своей жизни человек может оказаться перед выбором между высшими ценностями - свобода или жизнь, семья или работа, удовольствие или достоинство. Это плохой выбор, зачастую он связан со злодеями, которые его организуют, но такой выбор принципиально возможен. Поэтому показательными являются не тактические, или временные, отношения между высшими ценностями, а стратегические, охватывающие жизнь как целое.

Сразу очевидно, что скорость и хаос как ценности очень близки. Вместе они отражают беспрецедентный авантюрный дух прошлого столетия. Не являются ли они вообще одной ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе ситуацию, когда человек поставлен перед выбором - насыщенность жизни событиями или непредсказуемость. Ваша жизнь может быть полна всяческих событий, но все они будут идти по заранее утверждённому плану, или события в ней будут случаться редко, но всякий раз они будут совершенно неожиданными и кардинально менять вашу судьбу. Может быть, это будет вообще одно событие, а может, их будет несколько. Таким образом, насыщенность и непредсказуемость жизни - это разные ценности.

Чтобы рассмотреть возможные отношения между высшими ценностями на примере скорости и хаоса, зафиксируем их каталожные признаки.

Скорость
Общее определение: частота всевозможных приключений.
Семантическое поле: насыщенность, богатство событиями, интенсивность, бурность, кипучесть, яркость, энергия.
Противоположность: затишье.
Крайние точки шкалы: полнота жизни - пустота.
Психологическое соответствие: ажитация.

Хаос
Общее определение: непредсказуемость текущих и предстоящих событий.
Семантическое поле: неожиданность, спонтанность, произвол, случайность, неопределённость, неразбериха, анархия.
Противоположность: скука.
Крайние точки шкалы: фейерверк сюрпризов - безысходность.
Психологическое соответствие: антиципация.

Друг с другом скорость и хаос находятся в отношениях одностороннего дополнения: скорость дополнительна для хаоса, хаос безразличен для скорости. Бурная жизнь в целом более непредсказуема, чем спокойная, но хаотичная жизнь в целом может быть как богаче, так и беднее событиями, чем упорядоченная. Экзистенциальная сингулярность не предполагает обязательно полный хаос, но полный хаос непременно предполагает экзистенциальную сингулярность. Под экзистенциальной сингулярностью имеется в виду предельная плотность событий в жизни ("десять тысяч революций в секунду"). Любопытный был бы опыт.

В точно таких же отношениях находится скорость и самореализация. Бурная жизнь в целом может быть как более, так и менее плодотворной, чем спокойная, а вдохновенная и деятельная жизнь в целом более насыщенна, чем безучастная. Экзистенциальная сингулярность непременно предполагает полную самореализацию, но полная самореализация не предполагает обязательно экзистенциальную сингулярность.

Что касается прочих высших ценностей комплементарного круга, то скорость находится в отношениях нейтральности (безразличия, когда может быть и так, и этак) с большинством из них, а именно с удовольствием, здоровьем, социальной гармонией, благоденствием рода, свободой от зависимостей и достоинством. Единственная высшая ценность, с которой скорость находится в отношениях взаимного дополнения, это познание. Насыщенная жизнь в целом позволяет больше познать, чем спокойная, а познающая жизнь в целом более насыщенна, чем невежественная. Экзистенциальная сингулярность и полнота знаний непременно предполагают друг друга.

Хаос находится в более напряжённых отношениях с высшими ценностями комплементарного круга. С пятью из них (удовольствие, самореализация, благоденствие рода, свобода от зависимостей, достоинство) также в отношениях нейтральности, а с четырьмя - в отношениях взаимного отрицания (здоровьем, контролем, познанием, социальной гармонией).

Как видим, скорость и хаос относятся к радикальной телеонавтике - они находятся вне комплементарного круга. Вопрос о том, чтобы расширить круг взаимного дополнения, остаётся открытым.

PS. "Скорость и хаос пугают лишь тогда, когда вы пытаетесь все контролировать. Нужно отказаться от идеи контроля и быть уверенным в своей способности всё наладить по ходу дела". Дзёити Ито.

комплементаризм, телеософия, конструктивная этология, сравнительная этология

Previous post Next post
Up