Социальная гармония и слава

Mar 09, 2019 08:38

Что слава и социальная гармония одно и то же, в нашей теперешней культуре далеко не очевидно. Почему-то там и тут мелькает убеждённость, будто можно прославиться безотносительно к тому, как к вам относятся другие и главное - как вы сами относитесь к другим. Что при этом достигается только дурная слава среди людей, мнение которых вас не интересует, то есть слава глубоко ущербная, неполноценная, почему-то упускают. Развернём всю последовательность ступеней славы.



Многие люди просто незаметны. Не только в масштабах общества, а даже в ближнем кругу. О них не говорят и не думают. Это настоящая трагедия для личности и травма для психики, особенно если человек только формируется. Когда вы не отражаетесь в отношении других к вам, вы как бы не существуете. В сообществах, где не принято выражать друг другу своё отношение или принято как-либо маскировать его, возникает своего рода социальный голод. У человека развивается естественная потребность утолить этот голод, желание хотя бы просто “существовать” для других, то есть знать, что о нём вообще знают и думают.

Если человек не был изначально таким незначительным в сообществе, ему можно устроить это в качестве наказания за что-то. В русском языке даже нет слова для такого мероприятия. Слово “замалчивать” всё-таки слабовато и не совсем об этом, а в английском есть очень красноречивое словцо “stonewall” - буквально “окружать каменной стеной”, глушить намертво.

Вот такой незамеченный или заглушенный человек, измученный социальным голодом, жаждет, чтобы о нём просто кто-то что-то думал и говорил - неважно кто и неважно что. Синдром Герострата - это по сути болезненное следствие социального голода, желание насытиться хотя бы помоями и объедками, хотя бы отравой. Проявляется такое состояние как раз в желании, чтобы о тебе думали и говорили как можно больше людей, кто бы ни были эти люди и каков бы ни был окрас их мыслей и слов. Рискну предположить, что наше общество сегодня подвержено этой болезни. Культуры отношения к другому и его выражения у нас нет, зато имеют место тупое либо злонамеренное замалчивание и глушение*. Поэтому скандал считается чуть ли не единственным путём к славе.

Однако в действительности это самая низкая ступень социальной реализации. Когда вы получили минимальное признание - признание самого факта, что вы существуете - вам нужно больше. Теперь вы хотите, чтобы о вас знали и думали не просто что-нибудь, а именно хорошее. Никому не нравится, чтобы его ненавидели или презирали, тем более массы людей. Вообще-то это неприлично и стыдно, а добрая слава есть нечто противоположное стыду и позору. Поэтому о ней можно говорить как о благопристойности (ли, 礼). И поэтому многие готовы предпочесть хорошее отношение малого круга - тех, кого мы называем близкими - плохому или хотя бы двусмысленному отношению масс. Многие же иные уверены, будто легче изменить знак с отрицательного на положительный, когда уже многие вас знают, чем добиваться доброго имени с нуля.

Но даже хорошее отношение к вам большого числа людей ещё далеко не всё. Помимо знака отношения и числа относящихся, есть ещё качество отношения и качество относящихся.

Качество отношения не то же самое, что знак отношения. К вам может хорошо относиться тот, кто вас почти не знает - просто потому, что он хорошо относится вообще ко всем незнакомым людям, или потому, что он что-то хорошее о вас случайно услышал, или потому, что кто-то его обманул, может быть даже вы сами. Такое хорошее отношение стоит гораздо меньше, чем хорошее отношение человека, который вас действительно знает. Случайное или ложное отношение нестабильно, мимолётно. А подлинное отношение может длиться долго, хоть вечность, и выдерживать многие испытания.

Кроме того, вы ведь хотите внимания к себе, а чтобы вас по-настоящему узнать, нужно сосредоточить на вас значительное внимание. Вы хотите, чтобы те, кто хорошо к вам относятся, хорошо вас знали. Лучше всего - как самих себя (раппорт). Недаром говорят, что “счастье - это когда тебя понимают”. Вы хотите, чтобы хорошее отношение к вам было не придуманным и ложным, но адекватным и заслуженным. Такое отношение гораздо слаще. Отношение к вам должно соответствовать вам - вашим действительным заслугам. Поэтому оно может характеризоваться как гармония, или порядок (ли, 理).

Качество относящихся - это ваше собственное отношение к тем, кто как-либо относится к вам. Есть люди, мнение которых вам безразлично. Есть люди, мнение которых вы даже презираете, и если они вас как-нибудь похвалят, это станет поводом для стыда. Разумеется, вы ждёте хорошего отношения от тех, чьё мнение вы цените высоко, чьё мнение вам дорого. Круг этих людей необязательно совпадает с теми, кто хорошо вас знает. Это могут быть лично незнакомые вам люди, которые являются признанными знатоками в какой-нибудь области, где вы пытаетесь реализоваться. Но вы, конечно же, хотели бы и знать их лично.

В этом показателе отражается такое неочевидное для нашей культуры свойство славы (высших её ступеней, то есть собственно славы, а не суррогата), как взаимность (шу, 恕).

Итак, хотя известность лучше безвестности, а широкая известность лучше неширокой, но добрая слава лучше дурной, подлинная слава лучше ложной, вечная слава лучше скоротленной, слава среди славных лучше славы среди бесславных.



Если собрать воедино все отмеченные показатели славы, то высшая её ступень - это как можно более хорошее отношение к вам как можно большего числа людей, которые как можно более хорошо вас знают и к которым вы сами относитесь как можно более хорошо. В абсолютном идеале слава - это когда вы живёте в обществе, все члены которого идеально знают друг друга и идеально друг ко другу относятся. Это и есть то, что в конфуцианстве называется великое единение (да тун, 大同). Высшая ступень славы. Высшая ступень социальной гармонии.

* Не могу не заметить, что замалчивание и глушение таких людей и проектов, которые хотя бы в принципе могут быть важны для общества и которые вы сами считаете таковыми, хоть вольное, хоть невольное, есть гнусное злодеяние - как против личности, подвергающейся таким образом социальной пытке, так и против этого самого общества. Увы, у нас многие являются по крайней мере соучастниками таких злодейств.

комплементаризм, телеософия

Previous post Next post
Up