О природе богов - 2

May 25, 2018 13:48

Если спросить человека, каковы бы ни были его убеждения и образованность, что он понимает под словом "бог", в подавляющем большинстве случаев неминуемо образуется ментальная чёрная дыра. В общем это слово уже неопределённо долгое время не значит ничего. Дыра бесстыдно зияет и во всевозможных энциклопедиях и словарях. "Высшее существо", "творец мира" и проч. - всё это хорошо до тех пор, пока мы не поставим данные попытки в основной проверочный текст - в первую заповедь.

"Я Господь, Высшее существо твоё, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других высших существ пред лицом Моим".

"Я Господь, Творец мира твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других творцов мира пред лицом Моим".

Конечно же, во-первых, забывается, что слово "бог" применяется не только к библейскому Владыке. Имеются и другие боги, причём самые разные. Среди них могут быть и люди. Всех их и без библейского Бога непонятно как обобщать.

Во-вторых, сразу становится видно, что понятие "бог" двустороннее. Оно не только отражает некие собственные характеристики существа, но и отношение людей к нему. То есть божество - это не просто некто. Это некто-для-нас.

Возьмём, к примеру, слово "чудовище". С одной стороны, это некое существо, которое превосходит обычного человека по своей силе, в чём бы она ни выражалась. Часто это какой-нибудь громадный и одарённый интеллектом ящер, змей, паук и т.п. С другой стороны, это такое существо, которое нас пугает. Причём вот эта вторая часть важнее первой. Мы можем и человека назвать чудовищем - только за то, что он вселяет в нас страх.



Наверное уже понятно, что многие люди понимают под словом "бог" именно чудовище, просто не хотят в этом признаться, порой даже самим себе. Если подставить слово "чудовище" вместо слова "бог" в проверочный текст, да и во все библейские тексты, всё будет работать - именно в силу двусторонности данного понятия. То есть очень для многих людей бог, как и Бог, это чудовище, которое могущественнее человека, представляет для него угрозу и которого поэтому надо бояться.

"Я Господь, Чудовище твоё, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других чудовищ пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Чудовище твоё, Чудовище ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои"

"Сказал безумец в сердце своём: "нет Чудовища". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро"

"Чудовище встало в сонме чудовищ; среди чудовищ произнесло суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?"

"И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказало Чудовище, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Чудовище, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как чудовища, знающие добро и зло"

Точно так же бог войны - это чудовище войны. Бог ветра - чудовище ветра. Бог торговли - чудовище торговли. Бог любви - чудовище любви. Бог мудрости - чудовище мудрости. Бог домашнего очага - чудовище домашнего очага.

Итак, бог=чудовище. Хорошо ли это? Правильно ли? Это ли действительно имелось в виду? Уже само нежелание людей признавать это значение, пусть ценой полного отказа от значений, говорит, что нет. Кроме того, божество, помимо разных форм страха, даже самых тонких, таких как трепет и проч., вызывает и другие чувства, каких чудовище - именно как чудовище - не вызывает. Сфера божественного - это сфера, которая всегда вызывает как минимум интерес. Причём не интерес как праздное любопытство к диковине, а интерес, связанный с жизненной надеждой. Придёт божество, будь то Аполлон или Шива, Ананси или Уицилопочтли, Митра или Яхве - и моя жизнь обретёт смысл. Божество вдохновляет.

Вдохновение как действие божества обнимает все смыслы. Бог даёт те или иные блага (санскр. бхага значит "дающий")? Вдохновлять значит давать ключ ко всем возможным благам. Бог внушает трепет или ужас? Ужас и трепет - это часть вдохновения. Бог даёт заповеди, указывает, как жить? Это тоже вдохновение - на тот или иной образ жизни. Наказание божества может проявляться как в отсутствии вдохновения, то есть в прозябании, так и во вдохновении на саморазрушение. Да и поклоняться кому-либо значит вдохновляться им. То, что нас вдохновляет - это предмет нашего поклонения. Поклонение не сводится к страху перед чудовищем или к восхищению его мощью.

Чудовище может вдохновлять, и тогда оно бог. Если чудовище не вдохновляет, это просто чудовище. Если же кто-то или что-то вдохновляет, даже не будучи чудовищным, речь идёт о божественном.

Самое интересное, что вдохновение - состояние, знакомое всем, причём непосредственно. Даже животные его знают. "Это когда хочется носиться и играть". "Это когда все мышцы напряжены в ожидании знака или повода действовать". То есть божество не где-то там, его всегда можно обнаружить в пределах личного опыта, в своей жизни.

Таким образом, бог=вдохновитель. Вдохновитель ветра, вдохновитель войны, вдохновитель торговли, вдохновитель любви, вдохновитель мудрости, вдохновитель домашнего очага. Вдохновитель Вселенной. Может быть истинный Вдохновитель, который является первоисточником всякого вдохновения, и могут ложные вдохновители. У Вдохновителя могут быть свои вестники. И могут быть свои противники. Те, кто разочаровывают. То есть одновременно обманывают и лишают желания жить. Вот почему атмосфера уныния, бездеятельности, безучастности и прозябания для меня всегда ассоциируется с дыханием сатаны.

"Я Господь, Вдохновитель твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других вдохновителей пред лицом Моим".

философская теология

Previous post Next post
Up