Феноменология поклонения

Dec 27, 2017 14:56


Бог тот, кому поклоняются. Кому поклоняются, тот и бог. Поклонение делает бога. Поклонение конституирующий признак божества, будь то какой-нибудь полубожок или всемогущий творец мира. Вы поклоняетесь политику или певцу - он для вас бог. Вы поклоняетесь горе или океану - это боги для вас. Нет другого признака, кроме поклонения, который был бы общим для всех богов, каких знает человечество.

Что значит поклоняться? Сразу на ум приходит бурное проявление эмоций и вообще сильная эмоциональная привязанность. Но это лишь следствие, эпифеномен. Поклонение может быть с минимальными эмоциями, холодным, но оттого не менее преданным.

Если эмоции есть, то что-то их вызывает. Из-за чего-то хочется упасть на колени перед божеством, выказывать ему свои восхищение и преданность. Из-за чего-то божество вызывает трепет, даже ужас, желание угодить ему и принести ему какие-то жертвы.

Это что-то - ваша собственная судьба. Вся ваша жизнь. Есть связь между предметом поклонения, божеством, и вашей судьбой. Если этой связи нет, нет и поклонения, нет и божества. Вопрос должен стоять так: сложилась ваша жизнь или нет? удалась ваша судьба или нет? И ответ на этот вопрос зависит от божества.
Бог, бхага значит наделитель, дающий. Но также не дающий и отнимающий. Дающий и отнимающий не просто какие-то блага, а самые главные, те, которые и определяют вашу судьбу, всю вашу жизнь. Может ли океан дать и отнять то, что определяет вашу судьбу? Как будто может. И гора может, и лес. Правитель и начальник могут. Свободный рынок тоже может, молва, мир идей может и природа в целом. Всё это божества людей.

А что же певец или актёр? И они могут, если вы им это позволите. Если вы сделаете на них ставку. Если вы посчитаете, что исходящие от них блага предельно важны для вас. Если вы доверите им свою судьбу. Сделаете их её хозяевами.

В этом и состоит суть поклонения - признать кого-то или что-то хозяином своей судьбы. Начальник или богач могут многое вам дать и многое у вас отнять, но вы можете пренебречь этим - и тогда не будет поклонения. А можете решить для себя, что от этого всё зависит, и таким образом доверить им свою судьбу. И тогда вы будете не только следовать всем их прямым указаниям, но даже самым туманным намёкам, читать их волю в любых знаках.

Доверие своей судьбы не совпадает с просто доверием и даже с хорошим отношением. Вы можете не доверять божеству, бояться его, считать его капризным и злым, пытаться сами обмануть его, но всё равно будете считать, что именно от него всё зависит. Вы наделяете его статусом хозяина своей судьбы, чтобы он наделил вас этой судьбой. Таким образом, поклонение есть предельная ставка, поклонение есть прямое творение своей судьбы.

Поклоняется ли пациент врачу и солдат офицеру, когда безоговорочно следуют их указаниям? Да, если считают самих этих людей не орудием помощи, а самим её источником. Так целители и воины и становились некогда божествами. Но если врач или офицер лишь орудия, то вопрос в том, чьим орудием вы их считаете. Быть может, вы поклоняетесь божеству науки, которая создала современные врачебное и военное искусства. Быть может, вы поклоняетесь правителю, его политическому движению или начальству в целом, которые организовали прекрасные системы здравоохранения и обороны. А может, вы поклоняетесь трансцендентному духу, который гнездится в сердце каждого человека и вдохновляет его на доброе служение.



Итак, поклонение есть выделение непосредственного хозяина или хозяев вашей судьбы. Соответственно, боги те, кого кто-то считает такими хозяевами. И в этом контексте более понятной становится борьба между единобожием и многобожием как принципами. Дело тут, собственно, не в количестве. Многобожник допускает, что хозяином его судьбы в общем-то может быть кто угодно. На это место много претендентов. Он может выбрать любого одного или несколько или всех сразу, а потом менять их и комбинировать. Единобожник этого не допускает. Он уверен, что достиг до самого источника всяких благ, по отношению к которому все остальные в лучшем случае могут быть лишь орудиями.

Если, наделяя кого-то статусом хозяина своей судьбы, мы делаем его своим кумиром, то бог единобожников - это такой противокумир. В этом свете нельзя делать свою судьбу доступной для всех. Только кто-то один, причём самый достойный. Вы не можете поклоняться этому единственному наряду со всеми остальными, даже если считаете их ниже. Потому что тогда снова возвращается принцип открытости вашей судьбы всем ветрам.

философская теология, религиеведение, сравнительная этология

Previous post Next post
Up