Прошла быстрый курс по оказанию первой медицинской помощи. Причина не в ковид. Когда на улицы выходят десятки тысяч демонстрантов, о вирусе думаешь в последнюю очередь.
Неделя до выборов
Всю неделю до выборов меня «штормило». Волна многотысячных митингов прокатилась по стране, вовлекая в свою стихию даже самых аполитичных домохозяек. Я тоже ходила: хотела составить свое мнение о кандидате, понять, откуда такой ажиотаж, и узнать, что испытываешь, находясь в гуще событий.
Честно говоря, я и сама не знала, чего хочу. В сотни раз больше
бело-красно-белых флагов, мелькающих то здесь, то там. Перевалившая за десяток тысяч людей толпа, скандирующая лозунги и требования. Это поражает.
Потом мирно, убирая за собой мусор, не разгромив ни единого магазина, все расходятся. Образуются живые, пестрящие шарами, бантами, лентами потоки, и возникает чувство сопричастности чему-то большему и важному, чем ты сам. Проезжающие машины беспрестанно гудят, и ты понимаешь - нас еще больше. В такой момент ты почти точно знаешь, за кого голосовать.
9 августа, воскресенье
День выборов. Интернет работает с перебоями: все мессенджеры, ютюб, соцсети, гугл, скайп не работают. Узнать новости, пообщаться с друзьями через сеть невозможно.
Несмотря на впечатляющий митинг и воодушевленную толпу, к этому времени я точно определилась, с кем дальше хочу жить в этой стране. Однако на всякий случай накануне просмотрела видео, подготавливающее к возможным «неприятностям» голосования, инструкцию, другими словами.
Зарядить телефон, предупредить родных, с кем и куда ты идешь, надеть удобную обувь на случай, если придется бежать. Плюс целый рассказ о том, во сколько и куда весь город должен дружно «выйти гулять» еще до оглашения результатов по участкам.
В этот вечер я никуда не ходила.
В стране, разделяющейся на два лагеря, нельзя быть уверенной в том, что тебе не достанется, пусть и случайно, от своих же.
10 августа, понедельник
Интернет по-прежнему работает с перебоями. К удивлению, «летают» пиратские сайты с бесплатным доступом к сериалам и кино, а вот новости приходится узнавать по телефону от тех, кто вчера возвращался из деревни домой «не вовремя». Говорят, ночь была жаркой. Клаксоны машин мы и сами слышали в своем спальном районе, достаточно было открыть окно, как далекий, но звучный гул проникал в дом.
Сознательный выбор, сделанный сутки назад, дает мне чувство внутренней устойчивости. «Гулять» в город по-прежнему не хожу. Единственный выход за день - в лес, проветрить мозги.
11 августа, вторник
В стране нет интернета третий день. Сайты, «реагирующие» прежде, слетают в любой момент. Я беспокоюсь, что не созвониться с мамой, живущей в другой стране. Никто не ожидал, что отрубят связь.
После безрезультатных попыток справиться с системой с помощью двух программистов я иду спать в 4 часа ночи без понимания, что именно творится на улицах, без возможности связаться с родными.
Знакомые, рискнувшие прогуляться по ночному городу, говорят о выстрелах в спальном районе, о разбитых машинах и пострадавшей девочке.
Как капля за каплей по темечку, информация пробивает мою броню.
12 августа, среда
Дали интернет, добралась до новостей. В кратчайшие сроки необходимо стать экспертом в политологии, экономике, праве, журналистике, пропаганде, чтобы смочь разобраться в подоплеке уличных протестов и новостей в сети. Массовые митинги, «омон пакует людей», выстрелы, взрывы, свето-шумовые гранаты и тысячи, десятки тысяч людей каждый день на площадях. Ты видишь кадры своего города, слышишь гул машин за окном, но…
что действительно пугает - это раскол мнений внутри семьи. Не знаешь, можно ли говорить открыто о том, за кого ты ставил галочку - поймут или осудят?
И если с родственниками еще как-то можно «выкрутиться», то внутри дома все сложней.
В день, когда моя броня разбилась, близкий человек «напал» на меня, «защищая» неизвестных, абстрактных людей. Было больно. Я вышла из комнаты, испытав ужас от случившегося: родной мужчина, впечатлившись новостями, делал меня врагом, отстаивал некий «народ».
На забастовку вышли сразу несколько заводов города.
13 августа, четверг
Еду за огурцами к знакомой тетке через весь город, напитываясь солнечными лучами последнего месяца лета. «Перемен требуют наши сердца…» звучит в голове. Внезапно. «Но я же не за! Да и вроде не против... Отчего эта музыка так прицепилась ко мне?» Цой поет на всех улицах города - и правда «жив!». Но я тут при чем? Кажется, впервые, ты осознаешь, что значит не мочь быть в стороне, что тебя «заденет» все равно.
Проезжая по городу, замечаю женщин в светлой одежде и с цветами, выстроившихся в ряд вдоль дорог. Машины гудят, мелькают флаги, ленты, плакаты. Многие снимают видео, делятся историями в сети.
Тетя Валя в мандраже. Предлагает чай, и мы какое-то время беседуем. Она «на противоположной стороне», я понимаю это, но себя не выдаю - просто слушаю и понимаю ее позицию. Доказать что-то у меня не хватит сил, да и лучше сохранить отношения. Забираю огурцы, кабачки и еду обратно.
14 августа, пятница
Я в смятении. Мой день начинается с новостей, проходит с новостями и заканчивается сводками со всей страны. Поступает информация о зверствах ОМОНа, о сговорах с Западом, о военной поддержке с востока. Я ни в чем не уверена и снова дезориентирована.
Еще больше заводов бастует. Еще больше людей выходят на улицы города. Еще больше флагов и сигналящих машин. Песня Цоя «Перемен» по-прежнему звучит на каждом шагу.
Попытки разобраться в ситуации приводят к конфликтам с подругами. Кто-то так же искренне пытается понять, что происходит, а кто-то уже понял и отстранился, потому что ты - еще нет. Коллектив разрывается на части, делясь на два противоположных лагеря точно определившихся, и тех, кто пытается понять обе стороны.
Я выхожу в «цепь солидарности» за мир вместе с другими женщинами. Мой искренний мотив - ощутить безопасность, собрать информацию с места событий, надеясь, что она хоть как-то прояснит обстановку в стране. Да, идея мира очень близка нашей природной конструкции, но что стоит за этим? Что будет дальше? Пока мы просто улыбаемся и машем проезжающим мимо машинам, надеясь, что наше присутствие здесь как-то повлияет на прекращение насилия со стороны силовых структур по отношению к мирным гражданам.
На следующий день внутри чата среди женщин возникает конфликт. Пытаюсь предложить что-то конкретное и конструктивное - среагировало 0,01 процента участников. Понимаю, что выплеснуть стресс людям важнее. Выхожу и удаляю чат.
15 августа, суббота
Давление нарастает с пугающей силой. От нескончаемого потока информации, который пополняется каждые две минуты, начинает мутить.
Но отставать не хочется. Эмоции требуют выхода, и я иду на бесплатный мастер-класс по первой медицинской помощи, потому что это может понадобиться в любой день.
«Красный крест» дежурит на площадях сутками, организовывает отряды быстрого реагирования и собирает списки волонтеров среди нас, еще мало что знающих о перевязках и шинах, если их опытных рук вдруг будет не хватать.
16 августа, воскресенье
Семейный ужин с родителями. Все разговоры только об этом.
─ Ну, что, завтра в 19.00 выходите? На площади народ будет требовать ответа от власти.
─ Не знаем еще. Дела. Надо в деревню съездить, мед откачать, клубнику привести в порядок.
«Главное сейчас ─ это выживание, сохранить себя», ─ отец волнуется, как бы я не вышла на демонстрацию даже как волонтер. Ведь волонтерам достается так же, как и всем остальным, «кто не успел убежать от ОМОНа»: побои, переломанные руки, ребра, нос, ночи на холодной земле во дворе под надзором охранников и мысли «зачем я в это ввязался?».
17 августа, понедельник
Прошла неделя после президентских выборов в Беларуси. Чему я научилась за это время? К каким выводам пришла? Смогла ли вернуть себе безопасность и уравновешенное состояние?
Когда судорожно пытаешься вспомнить песню, которая назовет словами твои смятенные, разбросанные чувства, и осознаешь, что эта «песня» ─ молитва;
когда ищешь чувство безопасности в сплоченности, выходишь в толпу, в поток неизвестных людей и осознаешь, что они растеряны тоже;
когда не знаешь под каким флагом придется жить завтра;
когда не оторваться от телеграм-каналов, жадно поглощаешь новости, и тем еще больше наращиваешь градус страха за будущее…
найти то, что даст внутреннюю опору, придаст ясность и трезвость взгляду, вернет чувство защищенности и покоя, даст видение светлого будущего ─
это бесценно.
«…Я никогда не интересовалась политикой, жила в своем маленьком «мирке». А на тренинге «открылись глаза» - показаны механизмы того, что движет людьми, кто запустил эту войну, кому она выгодна, кто эти люди во главе и почему никто не протестует открыто в Украине, а идут воевать. Когда понимаешь, что это все системно, предсказуемо и прогнозируемо, осознаваемо, уходит испуг и паника…»
Светлана С, Молодогвардейск «…Я проживаю на Украине, на приграничной зоне конфликта и состояние постоянного стресса от того, что ты не только не можешь контролировать свою жизнь, ситуацию, и в течение такого длительного времени, просто сломало все. Самым главным своим результатом считаю обретение внутреннего спокойствия, это не приходит в один день, но за месяц тренинга я чувствую, что изменилась сама и мои близкие почувствовали уверенность и защищенность, поверили в свои силы двигаться дальше…»
Вита Г, Мариуполь «…Когда события только разворачивались на Киевском майдане была уверенность, что всё будет решено там же и тогда же и эти страшные события не пойдут вглубь страны. Это удивительно, но когда у нас всё начиналось-страха не было совсем. Тогда был такой подъём среди людей, что если бы потребовалось идти напролом-все не задумываясь пошли бы.
Сегодня я полностью спокойна. Меня не одолевают страхи, я не плачу без причины. У меня нет головных болей, я забыла, что такое мигрень. Заметила, что ко мне тянутся люди. Мне не страшно жить. У меня нет паники, когда я слышу грохот орудий. Я чётко знаю что надо делать. Я помогаю тем, кому нужна моя помощь и понимаю, что другой жизни у меня не будет. И если мне пришлось жить в такое сложное время-значит надо жить. Радоваться тем маленьким радостям, которые выпадают на мою жизнь…»
Валентина П, Донецк, экономист Автор Майя Левчук, Гродно, из центра событий
Корректор Анна Катаргина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читать также:
Как не кричать на ребенка и найти к нему подход Боюсь людей так, что не могу жить Мир, дружба, жвачка: особенности адаптации в эмиграции