«Устаю от детей, они кричат друг на друга, я срываюсь, тоже кричу. Не могу контролировать гнев».
«Можно ли не кричать на современных детей, которые никого не слушаются? Дети напрашиваются на крик даже на улице, прохожие злятся на меня, я переживаю: и злюсь, и стыдно, и чувствую полное бессилие. Как заставить детей слушаться?»
Ребенок понимает только крик
«Я рада, что мой сын такой
шустрый и подвижный, но стоит ему затеять игру, как он превращается в настоящий ураган: он носится, кричит, роняет или даже разбивает вещи и не замечает этого. На просьбы успокоиться он не реагирует, а то и вовсе думает, что с ним играют в догонялки. Вот крикнешь, тогда тут же успокаивается. Теперь он ничего не хочет делать, пока на него не накричишь. А недавно стал специально бегать или бросать вещи, крикнешь - тогда он довольный успокаивается. А ведь я тоже нервничаю и мне от крика плохо. Что делать?»
Быстрые и гибкие телом и душой дети легко подстраиваются под любые условия, даже под крик. Часто человек не замечает, что сорвавшись, он не просто кричит, но и произносит унижающие слова. Ребенок быстро привыкает к ним и приобретает зависимость. Раньше крик и унижение причиняли боль, а теперь необходимы для нормального самочувствия.
Зато такого адаптивного ребенка легко переучить: с крика - на одобрение родителей, с непослушания - на дисциплину.
- В спокойной обстановке можно заранее обговорить с ребенком правила поведения, наказание и поощрение за поступки. За непослушание можно лишить ребенка прогулки или отложить покупку долгожданной игрушки, за хорошее поведение - погулять вместе подольше или сделать подарок.
- Спортивные занятия,
только не боевые, направят энергию ребенка в нужное русло. Малыш с детства получит развитие и реализацию именно своих талантов: быстроты, соревновательности, лидерских качеств.
- Акцент на настоящем успехе ребенка, ощущение гордости родителей за себя, научат его стремиться к большему, добиваться успехов.
- Режим дня важен для шустрого малыша. Талант везде успевать и рационально ограничивать себя -просто необходим в современном мире.
Ребенка приходится подгонять
«Моя дочь - ужасная копуша. Она все делает очень-очень медленно. Одну картинку она может раскрашивать три часа. Если что-то делает, то жутко медленно. Даже в туалете сидит иногда больше часа. Почему у нее так? А когда нам пора собираться куда-нибудь, она начинает с двойным упорством дорисовывать, докрашивать. Потом она со всей тщательностью, со всей аккуратностью начинает очень медленно застегивать каждую пуговку, каждый замочек. Я говорю ей, что надо ускориться, а она как назло замедляется. Я не выдерживаю и начинаю кричать. Она вроде ускорится немного, а потом весь день обижается. Или вовсе перестает собираться и впадает в ступор, надует губы и смотрит в одну точку. Ну как тут не кричать?»
Неторопливым детям невероятно трудно ускориться, они просто не могут этого сделать. Дети-перфекционисты не могут бросить начатое, не могут сделать неидеально. А крик и вовсе сбивает их с толку. Испугавшись, они тормозят еще больше. Сбившись со своего ритма, они просто не могут ничего сделать.
Не только спешка, но и крик, вызывают у них настоящую долгую обиду, зависание в том, что уже прошло. Обидевшись, такие дети могут нести негативные эмоции через всю жизнь. У них все переворачивается вверх дном: вместо благодарности - обиды, вместо аккуратности - неряшливость, вместо идеально сделанной работы - неспособность даже начать ее.
К таким детям нужен особый подход:
- Как можно раньше предупредить ребенка о предстоящих делах, с вечера или утром.
- Хотя бы за час до выхода напомнить о предстоящих делах. За полчаса ребенок успеет перестроиться на новое задание и не спеша, зато аккуратно, одеться и собраться.
- Необходимо давать ребенку время на неторопливые занятия, дать возможность никуда не спешить и сделать все идеально.
- Таким детям жизненно необходима похвала, одобрение родителей. Так ребенок чувствует нужность своих стараний, уверенность в своих силах и благодарность к родителям.
Click to view
Истерика у ребенка - как тут без крика?
«Мой сын постоянно истерит и плачет. Стоит только что-то сделать не так, как он хочет, так он устраивает скандал. Пора идти в садик - кричит, что я его там оставлю. Мне нужно уйти по делам - рыдает и боится остаться без меня. Наказали - он вопит: «Я плохой, убейте меня». Не купила игрушку - истерика прямо в магазине. Я кричу, а он еще больше. Стал очень нервным, всего боится, вздрагивает от малейшего шума. Я так больше не могу».
Чувствительные эмоциональные дети все принимают близко к сердцу, могут на все реагировать слезами. Таким детям как воздух нужны эмоции. Они чувствительны ко всему: к яркому свету, к сочетанию цветов. И конечно, эмоции мамы для них важнее всего: улыбка, взгляд, прикосновение. Наполнить такого ребенка хорошими переживаниями непросто. Недополучая положительных эмоций, дети устраивают истерики. Понять, зачем это делают, успокоиться самостоятельно - они не могут. Они стремятся получить хоть и негативные, но все-таки эмоции. Крик пугает их, они не могут справиться с неконтролируемым страхом, плачут и кричат уже от испуга.
Положительные эмоции - путь к победе над криками и истериками:
- Необходимо избавиться от страшных историй, ужастиков, пугания ребенка бабайкой и серым волчком. Даже о сказках лучше забыть, если в них съедают колобка, козлят или Красную шапочку. Ребенок ставит себя на место съеденных персонажей, для малыша это по-настоящему страшно.
- Противоположность страшилкам - истории на сострадание: «Без семьи» и «Дети подземелья», «Девочка со спичками» и «Стойкий оловянный солдатик», «Козетта» и «Гаврош», «Белый пудель» и «Гуттаперчевый мальчик». Такие рассказы вызовут у ребенка совсем другие слезы. Ребенок почувствует не страх, а сострадание, сопереживание героям. Забота и любовь к другим, даже к персонам сказок, помогает ребенку победить страх.
Click to view
- Время, проведенное с самыми близкими, возможность поделиться всеми переживаниями и знать, что тебя выслушают и поймут, невероятно укрепляет эмоциональную связь. Чувствуя эту незримую связь, ребенок больше не боится, не устраивает истерик.
- Ребенка легко вовлечь в помощь бабушке, дедушке, родителям, братьям и сестрам. Пожалеть их, помочь сделать задание - это настраивает эмоционального ребенка чувствовать переживания другого человека, наполняться положительными эмоциями.
До ребенка не докричаться
«Моя дочь никого не слышит, она постоянно витает в облаках. Бесполезно обращаться к ней с просьбами. Она слышит только с третьего раза. Она никогда не слушает, что ей говорят, все забывает. Она не хочет ни поговорить, ни поделиться новостями. Только крик ненадолго возвращает ее в этот мир. Скажет пару фраз и снова молчит. А мне разве нравится кричать, а как с ней по-другому?»
Вечно задумчивые дети. Дети с чувствительным слухом. Почему они думают только о себе и никого не слышат? Обладая особым устройством психики, они лучше других распознают смысл слов, интонации. Другие люди могут стерпеть обычные в нашей речи фразы: «ты ничего не понимаешь», «из тебя ничего не выйдет».
Сосредоточенному на смыслах ребенку негативные смыслы причиняют невыносимую душевную боль, а крик, даже просто повышенный голос, - травмируют чувствительную барабанную перепонку.
Вскоре дети могут просто не услышать сказанное - у них падает слух, они могут слышать и не понимать - утрачивается способность восприятия.
Click to view
Как помочь ребенку услышать:
- С ребенком необходимо говорить негромко, чтобы он мог вслушиваться. Так он начнет сосредотачиваться на словах других людей. Сосредоточение - наслаждение для него, тихий разговор ему необходим.
- Исключение из разговора с ребенком негативных слов вернет ему ощущение безопасности. Он больше не будет уходить в себя, чтобы не слышать грубости.
- Необходимо постараться наполнить общение положительными смыслами, не бояться говорить с ребенком на сложные темы. Поиск ответов на вопросы, признание родителями ума ребенка - вызовет желание общаться с близкими, делиться мыслями и чувствами.
- Для ребенка важна звуковая экология дома: сведение до минимума резких неприятных звуков. Ему необходима возможность побыть в тишине, полностью сосредоточиться на выполнении понравившейся работы.
Может показаться, что такой ребенок будет неадаптантом в обществе. Кто будет подстраиваться под его чувствительный слух? Ощущая себя комфортно дома, чувствуя понимание близких, ребенок сможет сам найти подход к другим людям, осознавать их желания и комфортно взаимодействовать с ними.
Дети кричат друг на друга
Тяжело видеть как родные братья и сестры ненавидят друг друга, нет возможности отдохнуть дома от их криков и ссор. Они за все всегда конкурируют, дерутся. Как быть?
- Чтение классической литературы всей семьей, вовлечено и по ролям погружает близких людей в один мир, дарит общие переживания, наталкивает на одни мысли. С каждой прочитанной книгой у детей становится все больше общего, они учатся переживать друг за друга как за героев книг.
- Вовлечение старших детей в заботу о младших прекратит разногласия между ними. Старший будет чувствовать себя ответственным за все, что происходит с младшим. Малыш почувствует любовь и благодарность за заботу.
Все дети разные. Современное поколение сильно отличается от родителей. Какой ребенок растет в вашей семье? Найти ответы поможет тренинг Юрия Бурлана «
Системно-векторная психология». Понимание психологического устройства ребенка поможет узнать его особенности, найти к нему подход. Поможет решить все разногласия в семье и
навсегда забыть о крике.
«…Вечер. Мама и сын делают уроки. То, что можно сделать за 15 минут растягивается на часы. И в один прекрасный момент у мамы заканчивается терпение. И она начинает орать. Бешено орать. И в один миг воздух накаляется гневом, сын плачет в испуге, мама прооравшись, страдает от чувства вины. И так почти каждый вечер.
И вот уже после всего нескольких лекций по СВП… Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу и не хочется…»
Жанна Б., бухгалтер, Абакан «…Я перестала физически наказывать сына, и он перестал меня бояться. Перестала кричать на него. Наоборот попробовала вместо крика понижать голос или перейти на шепот. Сработало! Я стала разговаривать с ним, объясняя, передавая опыт, а не критиковать и унижать. И он ОТКРЫЛСЯ мне. Мы часто разговариваем и он не вызывает у меня раздражения. Наоборот. Я люблю своего сына. Не потому что он что-то делает или не делает, а потому что он просто есть. У нас появились секреты. Первый раз в жизни…»
Екатерина П., Луганск, Украина Автор Мария Мезенцева
Корректор Татьяна Орлова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читать также:
Боюсь людей так, что не могу жить Мир, дружба, жвачка: особенности адаптации в эмиграцииВ поисках счастья, или Как стать счастливым