Общая теория композиции (АПДЕЙТ)

Feb 03, 2013 08:31

Утверждение, данное мне спросонья в виде формулы:

Можно создать единую теорию композиции для всех видов человеческой деятельности.

Шире: существует единый свод законов, по которым компонуется всё, что можно считать скомпонованным.
А скомпонованным следует считать решительно всё.
Если брать очень узко, нет никакой разницы между компонованием ( Read more... )

публикации, голова, заслуживает пристального внимания, теория композиции, картинки для разговора, техническое, виды на будущее, язык композиции

Leave a comment

Comments 46

idiovision February 3 2013, 05:47:31 UTC
Только вот чтобы эту теорию кто-нибудь понял нужно с глубокого детства развивать абстрактное мышление у людей. Врожденный талант к восприятию абстрактных идей есть мало у кого. Говорю из опыта преподавания этих самых основ композиции. Да и тому, кто подобную теорию призван сложить, нужен недюжинный талант абстракциониста в невероятно широком смысле. Но, конечно же, звучит современно. Мультимедийно. Больше того у меня сразу после окончания школы стойкое убеждение что познания в совершенно разных областях нужно на что-то нанизывать. Я, было, думал что можно нанизывать на историю чтобы все остальные предметы изучались параллельно с привязкой к событиям и личностям в других областях. Но вот новая хорошая идея - нанизывать на композицию.

Reply

нужно на что-то нанизывать yurigordon February 3 2013, 06:01:19 UTC
Нанизывать - великолепное слово.

История (рассказанная история, то есть приведение фактов к системе) - в сущности, тот же таймлайн. Или стебель фрактала, от которого идут ветки.

Мне кажется, для объяснения нужно образное мышление. И очень широкий взгляд на предмет - гораздо шире отдельных специализаций.

Нечто похожее я нашел у Лотмана. Пожалуй, даже прямо то, что мне бы хотелось описать, но увиденное через семиотику.

Reply

Re: нужно на что-то нанизывать idiovision February 3 2013, 06:38:39 UTC
«И очень широкий взгляд на предмет - гораздо шире отдельных специализаций» вот для этого-то и не хватает развитого абстрактного мышления у тех, кто уже перерос возраст, в котором можно его развить. Речь ведь идёт о широком круге людей, а не о специально подготовленных учениках.

Reply

Re: нужно на что-то нанизывать bpd_sign February 4 2013, 10:01:26 UTC
Возможно удел широкого круга иной.

Reply


iz_kustov_ved February 3 2013, 06:10:22 UTC
Немного смущает сам термин "композиция" применённый к природному объекту, скажем, горному массиву, тут деятель надобен, композитор, условно говоря. А какой композитор, если это плиты двигались, да ветер с водой поработали? Хотя, если предположить, что гору компоновал Бог, то всё строит, да.

Reply

какой композитор, если это плиты двигались, да ветер с yurigordon February 3 2013, 06:17:48 UTC
Законы физики компоновали, ежели убрать господа :)

Выверните наизнанку, и увидите, что все наши теории композиции суть постижение законов физики (или божьего промысла, ежели убрать бритву Оккама) :)

А для восприятия (что не одно и то же с сотворением) важны рама и позиция наблюдателя.
Горы вблизи кажутся бессмысленным нагромождением объемов. А издалека - застывшим таймлайном )

Reply

все наши теории композиции суть постижение законов фи iz_kustov_ved February 3 2013, 06:38:48 UTC
Не уверен, что всё так просто. Под химическими и биологическими законами тоже есть физика, но это не мешает физике быть физикой, а биологии - биологией. Но там понятен объект описания - превращения веществ и живое, соответственно. Композиция - это о чём? Мне казалось, что о восприятии. И тогда гора - пока не увидена - композиции не имеет. То есть тут скорее психологию, чем физику надо подложить.

Reply

Re: все наши теории композиции суть постижение законов bpd_sign February 4 2013, 10:05:01 UTC
> Композиция - это о чём? Мне казалось, что о восприятии.

Без наблюдателя композиция невозможна. Восприятие наблюдателя зависит от позиции, состояния и опыта.

Reply


lenau_27 February 3 2013, 06:53:53 UTC
Испытала радость узнавания. Я архитектор, и в институте, помню, пыталась "срисовывать" фасады зданий с песен. Уверена, что описание общих принципов возможно. Даже, когда думала, писать или не писать диссертацию, предполагала именно эту тему. Сейчас, занимаюсь со студентами градостроительством, даю задание придумать городское пространство на базе таймлайна фильма.
Ощущаю, что как со всякой абстракцией, возникнет необходимость предварительного согласования терминов. Традиционно, в градостроительстве понятия композиция и структура скорее противоположны.
Композиция создана человеком по законам красоты, а структура- суммой сил и факторов. Даже выделяются исторические периоды априорного и спонтанного подходов к градостроительству. Спонтанно- структурный творческий метод подчиняется теории систем. А априорно-композиционного в реальности не существует, тк всегда есть факторы, вносящиеся поправки. Получается, что все подчиняется теории систем...

Reply

Получается, что все подчиняется теории систем... yurigordon February 3 2013, 07:04:40 UTC
Конечно! :)

> Композиция создана человеком по законам красоты, а структура- суммой сил и факторов.

С одной стороны, человеческие законы красоты есть осознание направления действия тех самых сил и факторов.

С другой стороны, силы и факторы действуют согласно непреложным законам, которые могут быть осмыслены как рельсы для эстетического восприятия.

Вообще, очень рад, что именно у архитектора нашлась прямая аналогия сформулированным здесь идеям. Ведь архитектура - очень многосоставный вид деятельности, особенно градостроительство.
Но уверен, таймлайн фильма содержит многое, что мог бы использовать градостроитель. И наоборот :)

Reply

Re: Получается, что все подчиняется теории систем... idiovision February 3 2013, 08:02:29 UTC
Композиция как одно из из академических понятий - это нечто другое, чем компоновка. Композиция включает в себя совокупность факторов, в том числе таких как статика или динамики, фактура, техника исполнения и пр. а не только размещение. Советская система худобразования исказила ясные понятия, которыми весь мир живёт. Например известная всем компьютерная цветовая система HSB (Hue, Saturation и Brightness) существовала в обучении живописи в Академии худежеств. Понятие ТОН применялось не к «светлее или темнее по тону», а как различение оттенков цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота). Так что композиция - понятие всеобъемлющее и системное, а не только описывающее способы как-то разместить или скрепить в том или ином виде. Наверное можно сказать, что всё в мире скомпоновано так, что, например, энергия не появляется ниоткуда и никуда не исчезает...

Reply


anima_off February 3 2013, 07:23:50 UTC
Интересно, композиция измеряется двоично (она есть или нет) либо градуированно (вот она есть, есть, есть, и вдруг, нет)?

Reply

двоично либо градуированно yurigordon February 3 2013, 11:00:35 UTC
На мой взгляд - и так и так. То есть бывают случаи, когда можно говорить о скомпонованности и нескомпонованности, а бывают, когда композиция - не жесткое понятие, а, скажем, процесс.

Reply


съедобность zbyshek February 3 2013, 08:34:15 UTC
Возможно что в процессе приготовления пищи(еде) так же можно говорить о композиции, красота которой помимо внешнего вида имеет качество СЪЕДОБНОСТИ. Но тогда можно упереться в съедобность воды, в результате чего упираемся в молекулярность. ))

Reply


Leave a comment

Up