Общая теория композиции (АПДЕЙТ)

Feb 03, 2013 08:31

Утверждение, данное мне спросонья в виде формулы:

Можно создать единую теорию композиции для всех видов человеческой деятельности.

Шире: существует единый свод законов, по которым компонуется всё, что можно считать скомпонованным.
А скомпонованным следует считать решительно всё.

Если брать очень узко, нет никакой разницы между компонованием табуретки, песни, стихотворения, романа, здания оперного театра, товарного знака, костюма для второстепенного персонажа оперы, этой фразы.

Если брать широко, горный массив подчиняется тем же законам композиции, что бабочка. Империя скомпонована на тех же принципах, что коробок спичек.

Если мы не видим в чем-то композиции, это не значит, что ее не существует. Хаос тоже скомпонован.

Зачем нужна общая теория композиции

Если бы удалось объединить, свести к набору инструментов, все принципы композиции, открытые и разработанные человеком, все виды человеческой деятельности очень сильно выиграли бы.

Поняв композицию болезни, врач мог бы большей вероятностью превратить трагедию в драму.
Поняв композицию нищеты и богатства, управляющий мог бы эффективнее воздействовать на перетекание из одной формы существования в другую, более приемлемую.
Поняв композицию толпы, архитектор мог бы построить удобную систему выходов из метро.
Поняв композицию сонета, дизайнер мог бы точнее расставить визуальные акценты в брендбуке.
Сформулировав на общих принципах симфонии компоновку галактики, ученый дал бы режиссеру таймлайн для нового сериала (и наоборот, что забавно).

_______________

Можно считать всё, что написано выше, набором общих прекраснодушных фраз.
Но сейчас, в шесть утра, в самое светлое время головы, я чувствую внутри себя эту самую общую теорию.

Ее вполне возможно создать и она может принести огромную пользу. Для этого требуется всего-то симультанное усилие и сотворчество людей из разных областей, связанных с композицией.

Требуется серия экспериментов, которые позволят сформулировать и использовать единые инструменты композиции в разных видах деятельности.

_______________

На сдачу от пришедшей в голову идеи выводится понимание, зачем человеку искусство. Затем, чтобы постигать и развивать в себе способность к композиции, главному человеческому делу.

Кстати, все религии говорят о том же самом.

_______________

Самые общие параметры композиции, которые сейчас приходят в голову:

Рама
Таймлайн
Силовые точки
Ритм
Позиция наблюдателя и фокусные расстояния
Система пропорций
Гравитация
Интерфейс (система управления и система передачи команд)
АПДЕЙТ: Экономия средств (минимум затраченных средств как критерий качества)

АПДЕЙТ: После обмена комментами с Борисом verholet добавляю универсальный, на мой взгляд, критерий для оценки композиции: живо или не живо (работает-не работает, совсем грубо говоря: катит - не катит). То есть, качество композиции следует оценивать не с эстетической, а функциональной точки зрения: оживает ли данный мир в данных рамках. Композиция есть оживление, одушевление, анимация, запуск. Скомпановано - значит заработало. Пытаясь оценить вещь чисто эстетически, мы остаемся рабами существующей эстетической системы. А вдруг мы жюри Салона, а перед нами Ван Гог?

Кстати, это уточняет предложенную Юриемshortki проблему глубины проработанности: заработало не значит доведено до конечного совершенства. Двигатель еще нужно отлаживать, и возможно, его ресурсы окажутся больше или меньше скомпанованных - но мы можем поставить границу между уровнями фрактала, очень важную для произведений искусства-дизайна. Если не живет на верхнем уровне, нет смысла копать в глубину.

__________________

Все эти термины надо понимать максимально широко, но так, чтобы они не теряли способности объяснять ситуацию.

Например, что есть рама скульптуры? Вся ее форма, со всех возможных точек обозрения. Если скульптура имеет постамент, он также является частью рамы.

Что есть таймлайн здания? Время, необходимое для его постижения путем осмотра, обхода, облёта, открывания всех дверей и подъема на все лестницы.

Понятно, что таймлайн архитектора отличается от таймлайна пассажира аэропорта, таймлайн дизайнера интерфейса - от таймлайна пользователя, но это одна и та же композиционная система.

Можно ли говорить об интерфейсе Сикстинской капеллы? Не только можно, но и хорошо бы его воссоздать - пригодится в организации движения городского транспорта.

© ЮГ, утро 3.02.2013

PS. Эпиграф:

Est in arundineis modulatio musica ripis.

***
Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что, море,

И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд

Всё безответен и поныне

Глас вопиющего в пустыне,

Души отчаянной протест?

Ф. И. Тютчев, 11 мая 1865

Фёдор Иванович, Вы сказали: «поёт»?
Душа и море попали в общую раму. Cкомпоновано.
Противоречие снимается изменением позиции наблюдателя.
Свобода есть функция интерфейса.

публикации, голова, заслуживает пристального внимания, теория композиции, картинки для разговора, техническое, виды на будущее, язык композиции

Previous post Next post
Up